Колонки

«Вам не нужен PR-агент – лучше возьмите разработчика». Чек-лист инструментов по продвижению стартапа

Колонки
Дмитрий Кабанов
Дмитрий Кабанов

Эксперт по корпоративным медиа и основатель веб-радио Vigorous Space

Виктория Кравченко

Сооснователь медиахаба Rockin’Robin Дмитрий Кабанов рассказывает, что бывает, когда у стартапа сбылась мечта, и о нем написали на TechCrunch. Он уверен, что при таком раскладе вам сразу захочется создавать англоязычный контент и заниматься его продвижением, но советует не торопиться.

А прочитать этот материал. 

«Вам не нужен PR-агент – лучше возьмите разработчика». Чек-лист инструментов по продвижению стартапа
Присоединиться

Жизнь удалась

Мечта стартапера: проснуться, зайти в Starbucks, взять фраппучино, открыть TechCrunch и увидеть обзор своего продукта в одной из колонок Майка Бутчера. Подобную историю — рассказ журналиста западного издания о раунде инвестиций нового стартапа из Восточной Европы — принято считать значительным достижением. 

На волне всеобщего энтузиазма и хайпа, поднятого в Facebook по случаю выхода такой публикации, у основателей стартапа возникает закономерное желание сразу же продолжить работу с зарубежными журналами. В этой ситуации команда проекта сталкивается с отсутствием новых инфоповодов — все инвестиционные раунды «отработаны» в СМИ, и какого-либо «эксклюзива», который мог бы вновь заинтересовать редакции просто нет.

Благотворное влияние англоязычного варианта хабраэффекта от вышедшей публикации в виде пары тысяч просмотров и сотен новых пользователей оказывается лишь кратковременным явлением, и стартап ставит себе задачу по достижению новых высот в англоязычных СМИ. 

На этом этапе команда задумывается о том, кто должен создавать контент, как его продвигать, и главное — сколько это стоит. 

Единственно верных ответов на эти вопросы нет. Ценовой диапазон открывают пакистанские фрилансеры за доллар в час. С другой стороны — крупные PR-агентства, предлагающие суммы с шестью нулями. Попробуем разобраться в этой ситуации и рассмотрим примеры.


Кто поможет

Для стартапа с инвестициями агентства кажутся логичным вариантом. Организации профессионалов с фирменными бланками, красивыми офисами и сотнями лет совокупного опыта сотрудников располагают к себе. Но если вы забьете в поисковике «startup PR agency», получите следующее:

Профильная пресса призывает стартапы не связываться с агентствами.

Чем они не угодили? 

  • Во-первых, это недешево. Услуги пиар-агентства обойдутся в среднем в 10 тысяч долларов в месяц. Если вы уже приземлились в Сан-Франциско и собираете команду на месте, эти деньги купят вам одного добротного разработчика.
  • Во-вторых, эксперт по PR Кевин Лью утверждает, что после подписания контракта вами будет заниматься один сотрудник примерно 20 часов в неделю. Не обидно ли, когда человек, которому вы платите 120 тысяч долларов в год, не живет проектом?

Что делать:

    • Если рассматривать исключительно нишу продвижения с помощью SMM, то и тут есть разнообразные коробочные решения, которые предлагают агентства. Например, сервис Webpage FX обещает рулить вашими страницами в Facebook, Twitter, LinkedIn и Instagram одновременно за 1500 долларов в месяц (правда, первый месяц выльется в 3600 долларов). За эту сумму вы получите 80 постов в ленту ежемесячно и еще 4 блог-поста.
    • The Content Factory оценивают SMM несколько выше. Создание и ведение профилей в Facebook и Twitter обойдется в 2-4 тысячи долларов в месяц (дешевле, если вы уже создали и начали вести профили сами). Другие соц. сети — Instagram, Snapchat, LinkedIn — будут стоить по тысяче долларов.
    • Если вы твердо настроены потратиться на англоязычный контент, можно рассмотреть вариант с выращиванием контент-гуру внутри компании. Для сравнения, зарплаты штатных контент-маркетологов начинаются с 48,000$ в год.
    • Фрилансеры с опытом в этой области попросят не сильно меньше — в среднем, почасовая ставка будет составлять от 25 до 250 долларов, что (в пересчете на год) может оказаться даже немного более затратным (и, конечно, значительно более хлопотным) делом для всей команды.

Я сам

Технологические стартапы предпочитают анонсировать запуск своих проектов, опираясь исключительно на силы собственной команды. Зачастую в такой ситуации у основателей просто нет какого-либо опыта продвижения, будь то контент-маркетинг, SMM или взаимодействие с онлайн-СМИ.

На самом деле в этом нет ничего страшного, если у вас на руках полностью готовый продукт с выверенным функционалом и cutting edge технологиями. Например, что-то вроде Prisma. В таком случае может быть достаточно публикации ссылки на краткую заметку о проекте на Hacker News или ProductHunt.

Во всех остальных случаях мы советуем обратить внимание на многочисленные сервисы для рассылки пресс-релизов. Конечно, редакторы изданий уже не знают, куда спрятаться от шаблонных историй успеха, но хоронить релизы все же рано.

Что делать:

      • Определенные разновидности сервисов для рассылки информации о вашем проекте помогут попасть в сотни тематических листингов вроде BetaList. Один из примеров подобных сервисов — PRWeb. У компании несколько ценовых планов — от 99 до 369 долларов в месяц. От плана зависит, куда пойдет материал.
      • Еще одна разновидность подобных сервисов направлена на предоставление контактов редакций. Сервисы вроде Publicize обещают сэкономить ваше время и связаться сразу с несколькими десятками журналов. Например, можно получить рассылку по 50 журналистам за 250 долларов в месяц. И она будет включать подготовку самого материала.
      • Чтобы добиться наибольшего эффекта от использования подобных инструментов, стоит попробовать завести блог и поработать над его наполнением до, во время и после запуска пробной версии проекта. Такой подход позволит вам избежать чрезмерных затрат и понимать ценность предложений тех или иных сервисов.

При этом молодым компаниям лучше сосредоточиться на продукте и построении команды. Ни к чему отдавать все пиарщикам с самого запуска, но и делать все самому необязательно. Экспериментируйте с разными инструментами и постройте собственную систему продвижения вашего проекта.


Материалы по теме:

«Сам пробую, если нравится — рекомендую»: какой должна быть реклама на YouTube

Запах, цвет, звук: как компании препарируют покупателей на нейроуровне

«Мой разврат на каждый день». О чем мы думали, когда написали ЭТО на упаковке?

Что выкладывать в Instagram-аккаунт компании?

Как набрать 100 тысяч подписчиков в Twitter, имея на это всего 15 минут в день

11 правил для работы с негативом в интернете

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Электроэпоха: какие перспективы на рынке электромобильности у стартапов
  2. 2 Акселератор StartupDrive от «Газпром нефти» ищет стартапы
  3. 3 Подписка на светлое будущее. Кейс приложения для пассивных инвестиций Grows
  4. 4 «Мы докажем, что можно построить миллиардный ИТ-бизнес без кода». Интервью с основателем WeLoveNoCode
  5. 5 Серые кардиналы e-commerce. Кто помогает корпорациям управляться с товарным контентом
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список