Top.Mail.Ru
Колонки

Почему банкиры уходят в стартаперы: история одного предпринимателя

Колонки
Владимир Луценко
Владимир Луценко

Основатель проекта StarSmile

Виктория Кравченко

Компания StarSmile специализируетсяся на производстве элайнеров [технология исправления прикуса, альтернатива брекетам], сегодня она занимает второе место на российском рынке, конкурируя с крупными зарубежными аналогами. А 3 года назад ее основатель, Владимир Луценко, работал топ-менеджером в крупном банке, и даже не думал, что будет заниматься технологическим предпринимательством.

Своими впечатлениями о том, каково это – начать собственный бизнес, уйдя с постоянной работы – он поделился в этой колонке. 

Почему банкиры уходят в стартаперы: история одного предпринимателя

Я работал ИТ-специалистом в банке 17 лет...

По образованию я кибернетик, в далеком 1998 году окончил по этой специальности МИФИ и следующие 17 лет работал ИТ-специалистом в банковской сфере: в «УралСибе», «СДМ-банке», MCbankRus. Занимался автоматизацией розничного бизнеса, дослужился до руководящих позиций, но два года назад, когда очередной, уже третий по счету, мой проект перешел из стадии создания в обычную рыночную эксплуатацию, я понял, что уперся в потолок.


Мне стало скучно, и захотелось вырваться из этого круга, заняться чем-то новым.


Идея диверсифицировать свою деятельность зародилась у меня примерно в 2013 году. Моя родственница работала ортодонтом и владела компанией по продаже брекетов, несколько раз она приглашала меня на профильные выставки, и чисто из любопытства я иногда ездил вместе с ней. На одной из них, в Германии в 2014 году, я познакомился с представителями компании Invisalign, занимающейся элайнерами.


На меня эта новая технология произвела огромное впечатление: это была своего рода потребительская революция.


Брекеты сильно проигрывали эстетически красивым и функциональным элайнерам.



На энтузиазме я провел деловые переговоры и твердо решил стать дистрибутором компании в России, правда, в итоге тендер на право представлять эту компанию выиграла другая компания.


Несмотря на неудачу, эта тема буквально захватила меня

Я много читал и досконально изучал всю информацию: что это за продукт, как он работает, как производится, какие сильные и слабые стороны. Я решил – раз дистрибьютором стать не получилось, стану производителем. Продукт был технологически сложным, но зато патенты Invisalign не распространялись на Россию, а значит, у меня был шанс.

Процесс изготовления элайнеров состоит из трех частей:

  • сканирование полости рта,
  • виртуальное моделирование поэтапного изменения прикуса
  • собственно, изготовление самих элайнеров.

Самым «узким» местом стал второй этап, ведь в моделировании нужно учитывать множество медицинских факторов: запрещенные и разрешенные функции, срок ношения, личные характеристики пациента и так далее. Необходимое ПО я купил на рынке, но довольно быстро понял, что типовое решение худо-бедно работает только на маленьких объемах.


Для запуска масштабного бизнеса нужно было разрабатывать собственный продукт, который мог бы анализировать виртуальную модель зубов клиента и предлагать поэтапное движение к конечному результату.


В 2015 году я окончательно ушел из банка и заказал разработку необходимого софта команде отечественных программистов. Так родился проект, в который я инвестировал 15 миллионов собственных средств, накопленных за время многолетней работы в банках. На создание программы понадобилось четыре месяца. В результате получился продукт, по своим возможностям превосходящий зарубежные аналоги.



Сегодня производство элайнеров уже поставлено на поток, хотя три года назад все это казалось мне суперсложным процессом. Мы используем специализированный вакуум-формер, куда помещается модель зубов, на них накладывается полимерная пластина, которая под давлением в 4 атмосферы и при температуре в 240 градусов полностью облегает зубы. Затем технический специалист обрезает все ненужное и мы получаем готовый продукт. Модели зубов мы распечатываем на 3D-принтере.


Принцип элайнеров – поступательное движение к правильному прикусу и ровным зубам, то есть весь процесс лечения делится на разные стадии, в течение которых зубы двигаются на четверть миллиметра.


Затем этап заканчивается и один элайнер меняется на другой. В среднем, срок лечения составляет 10 месяцев, самые легкие случаи занимают квартал, сложные эпизоды могут требовать до двух лет.


И тут я понял, что в России о нас никто не знает

Итак, мы решили все технологические сложности, сделали софт, запустили производство, и вдруг осознали, что в России практически никто не знает об элайнерах. Да, были специализированные выставки, да, врачи-стоматологи знали об этой технологии и ее преимуществах, но конечный пользователь был совершенно не в курсе.


И хотя мы – b2b-компания, нам все равно нужно было запустить мощную информационную кампанию, ведь именно клиенты формируют спрос.


Сегодня российский рынок элайнеров все еще находится в стадии становления. В прошлом году в страну было импортировано порядка 200 000 комплектов брекетов, а компаниями-изготовителями элайнеров обслужено порядка 4 000 клиентов, то есть наша доля – около 5% рынка.


Для сравнения, в США, где технология была презентована на несколько лет раньше, элайнеры занимают 46% рынка исправления зубов.


Один из сдерживающих факторов для нашего сегмента – финансовый вопрос. Стоимость лечения элайнерами примерно на 20-25% выше, чем аналогичный курс с использованием брекетов. Если говорить о Москве, то средняя стоимость составляет около 150 000 за брекеты и 200-220 тыс. рублей за элайнеры.


Ощущение даром потраченного времени

Для моей семьи и близких мой внезапный уход с надежной работы и старт собственного бизнеса в области медицины был шоком, но мне, с эмоциональной точки зрения, это далось просто. Важную роль в этом сыграл не только накопленный стартовый капитал, но и полученный опыт формирования команды, управления людьми, организации бизнес-процессов. Конечно, рисковать чужими деньгами всегда проще.


По прошествии трех лет, могу сказать, что запуск бизнеса – абсолютно правильный шаг. В своем деле мне комфортнее, чем в банке.


Даже будучи топ-менеджером банка, ты постоянно должен учитывать множество нюансов и факторов, которые затрудняют твою работу и снижают эффективность. Получается так, что одну половину времени ты тратишь на свои обязанности, а вторую – на совещания, согласования, уговоры, административные процедуры и прочее. Это не просто утомляет, но и демотивируют, поскольку рождает ощущение даром потраченного времени.


Всем, у кого есть схожие впечатления от своей работы, кто день за днем уходит из офиса с ощущением впустую потраченного дня, я советую задуматься о собственном бизнесе.

Не бойтесь провала: в худшем случае – по прошествии нескольких месяцев или лет, вернетесь на офисную работу.


Поверьте, это самое ужасное, что с вами может произойти. Если же всё получится, то вы обретете не только финансовую, но и психологическую свободу, откроете для себя возможности, о которых даже не представляли. Отбросьте в сторону отговорки и просто двигайтесь к цели!


Материалы по теме:

На что смотрят инвесторы, оценивая стартап? Часть 1

Вложись или пройди мимо: стартап, который пришел на смену единорогу с 10-летним стажем

Шесть этапов MVP: разбираем реальные кейсы

Какие гаджеты нужны тем, кто проводит на стуле больше трех часов в день

РБК: Правительство одобрило закон о легализации телемедицины в России

Стартапы в сфере здравоохранения приглашаются в акселератор в Германии

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  2. 2 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  3. 3 «Инвестиции — это игра чисел». Интервью с основателем Improvado
  4. 4 Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию
  5. 5 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти