Колонки

Благотворительность на блокчейне: какие технологии используют НКО?

Колонки
Алексей Ница
Алексей Ница

Программа развития третьего сектора «Рыбаков Фонда»

Виктория Кравченко

Технологии могут сильно помочь в работе некоммерческим организациям, фондам, волонтерам и социальным предпринимателям. А могут радикально изменить мир благотворительности, например, переведя все пожертвования на блокчейн.

О лучших практиках использования технологий для решения социальных проблем рассказывает Алексей Ница, сотрудник программы развития третьего сектора «Рыбаков Фонда», который побывал на секции Phil.Tech.

Благотворительность на блокчейне: какие технологии используют НКО?
Присоединиться
Когда мы готовили эту секцию на Design Thinking Camp, основной задачей было показать, что третий сектор и НКО – это не только благотворительность c «протянутой рукой». Это новый рынок технологических решений, которые смогут помочь организациям, решающим социальные проблемы, делать это более эффективно. Мы хотели показать, какие решения существуют уже сейчас.

Что такое импакт-инвестирование?

Набирает популярность импакт-инвестирование, когда инвесторов в первую очередь интересует не возврат денег, а социальный вклад – те положительные социальные изменения, на которые нацелен проект. Создавая стартапы для третьего сектора, вы можете выиграть вдвойне – помочь в решении социальной проблемы и при этом заработать.

Рынок PhilTech – это не вновь изобретенное колесо. Это всего лишь наличие трех целевых аудиторий, которые заинтересованы друг в друге:
  1. Разработчики: программисты, специалисты, основатели стартапов – все, кто работает над своим проектом или участвует в создании IT-проектов;
  2. Представители третьего сектора: социально ориентированные, некоммерческие и бюджетные организации – НКО, социальные предприниматели, общественные инициативы, волонтеры;
  3. Инвесторы: венчурные инвесторы, бизнес-ангелы и КСО (корпоративная социальная ответственность).

Любая НКО решает, по сути, проблему конкретного человека. И чтобы решить эту проблему, необходимо совершить определенную последовательность действий.



Особенность некоммерческого сектора в том, что часто у работников НКО недостаточно компетенций, так как многие из них пришли в третий сектор, столкнувшись с проблемой лично.


Они точно знают, как в итоге помочь человеку, но испытывают сложности с операционной деятельностью, планированием, командной работой, маркетингом или пиаром. Поэтому, закрывая один из этапов работы НКО сервисом, можно повысить эффективность организации и показать потенциал для масштабирования.

Для команды разработчиков решить такой кейс – может быть проще, чем сделать коммерческое решение. В бизнесе нельзя быть уверенным, что твой продукт или услуга действительно востребованы. Здесь же – нужно лишь определить проблему и решить ее. Тогда не будет вопроса с пользователями.

Но где взять деньги на такой проект? Как уже говорилось, это могут быть либо импакт-инвестиции, либо гранты от организаций и фондов. Лучший вариант – когда программа корпоративной социальной ответственности (КСО) корпорации может потратить бюджет не на адресную помощь, а инвестируя в технологический проект для НКО. Развивая инфраструктуру, мы сможем развить рынок. А значит – и сам третий сектор.

Технологии для некоммерческих организаций: кейсы

Так какие проекты уже сейчас используют IT-решения в своей работе? Приводим цитаты спикеров.

Андрей Дунаев из компании Frank рассказал, как создавался международный сервис для НКО, который делает сектор более открытым – раскрывает информацию о доходах и расходах организаций.

В мире большие организации пытаются решать глобальные проблемы. Часто из-за недостаточной открытости это все сводится к политике. Поэтому мы сделали полностью прозрачный международный банкинг. Каждый пользователь может увидеть счет и описание каждого платежа организации, которую он поддерживает. Когда мы пришли впервые со своим продуктом к НКО, они были скептичны. Теперь мы делаем инструмент, позволяющий донорам выбирать, какие открытые организации они хотят поддержать.
Андрей Дунаев,  компания Frank

Евгения Гержан презентовала успешный российский кейс Meet for Charity — это благотворительный аукцион встреч, который помогает фондам привлекать средства для тех, кто в этом нуждается.

Мы разыгрываем опыт общения с новым человеком, а собранные средства направляем благотворительным фондам. За коллективную встречу с главой Mail.ru Дмитием Гришиным несколько бизнесменов сделали пожертвование 1,2 млн рублей, для благотворительности это очень много. Глобальная задача — создать платформу и приложение, где 2,8 миллиарда пользователей будут помогать 2,8 миллиардам, которые действительно в этом нуждаются.
Евгения Гержан,  проект Meet for Charity

Ольга Флёр, основатель Meet for Charity, дала совет начинающим социальным предпринимателям.


Интересны примеры использования онлайн-технологий в медийных проектах: Такие Дела, информационный портал фонда «Нужна помощь», собрал уже 224,8 млн рублей, рассказывая истории и привлекая внимание к проблемам. Опытом поделился Сергей Карпов.

Инструменты для изменения мира: фандрайзинг и коммуникации. Люди видели всё. Уровень эмпатии все время снижается. Как через это пробиться? Третий сектор должен быть удобным. Приходите людям в смартфоны. Геймифицируйте продукты. Воздействуйте на все зоны восприятия аудитории: графиков и картинок недостаточно. Используйте все технологии, так вы можете перевернуть сознание людей.
Сергей Карпов,  проект «Нужна помощь»

Мы собираемся создать платформу для технологических предпринимателей, разрабатывающих решения для НКО. Такие стартапы необязательно нуждаются в деньгах, часто им нужна менторская поддержка. Предлагаем всем участникам экосистемы PhilTech вместе подумать, как эта платформа должна выглядеть, как она может соединять социальных предпринимателей и потенциальных бизнес-ангелов. Обсуждение продолжим на специальной секции в середине октября на форуме «Открытые инновации».
Алина Суслова,  «Сколково»


Я, как представитель «Рыбаков Фонда», могу сказать, что сейчас в нашей стране 224 тыс. некоммерческих организаций. Для них работает всего несколько десятков платформ и онлайн-сервисов. Этого очень мало. Поэтому мы хотим, чтобы как можно больше IT-проектов и специалистов присоединялись к экосистеме.

Дизайн-мышление для PhilTech-проектов

Вторая часть секции прошла в формате практического воркшопа, на котором участники прорабатывали проблемы НКО с помощью методологии дизайн-мышления. В качестве проблем участникам были предложены сложности, с которыми сталкиваются некоммерческие организации на всем протяжении своей деятельности – от возникновения идеи организации и до закрытия или трансформации в другой тип деятельности.

Как определить бизнес-модель? Как НКО могут оценивать эффективность своей деятельности и делиться знаниями с коллегами? Как использовать ресурсы и компетенции людей для помощи социальным проектам?

Командам, которые хотят сделать IT-продукт для некоммерческого сектора, надо изучить жизненный цикл НКО и его критические точки. Это важно, потому что есть этапы развития, на которых многие НКО умирают. В помощь разработчикам мы составляем карту жизненного цикла НКО, изучаем особенности третьего сектора в России. Она будет выложена в открытый доступ.
Артем Жиганов Useful


Алена Светушкова, «Рыбаков Фонд»:

Что в итоге?

IT-решения для третьего сектора имеют большой потенциал как в России, так и в мире. Только сейчас начинают появляться платформы и сервисы для НКО. В работе над новыми проектами может помочь методология дизайн-мышления – инструмент, который дает возможность оттолкнуться от проблемы, понять своего пользователя лучше, определить его боль. А значит – найти в итоге решение, которым смогут пользоваться миллионы.


Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase


Материалы по теме:

«Рыбаков Фонд» и Бизнес-инкубатор ВШЭ запустили акселератор Phil.Tech

Технологии для филантропии: новый рынок для интересных проектов

Блокчейн, виртуальная реальность и P2P: как технологии перевернули благотворительность

«Юла» запустила сервис для продажи квартир с сопровождением сделок

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Челленджи, чаепития и дни рождения: что такое волонтерский фандрайзинг и как стать его частью
  2. 2 «Ваша задача — ставить под сомнение любую свою идею». Как создавать продукты для людей с инвалидностью
  3. 3 Кто и зачем создает социальные IT-стартапы?
  4. 4 Добрый digital: как инструменты маркетинга меняют благотворительность
  5. 5 MaxBionic: российские инженеры делают протезы, которыми уже заинтересовались за рубежом
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта