Колонки

10 советов, которые помогут избежать блокировок счетов

Колонки
Кирилл Тихонов
Кирилл Тихонов

Директор департамента малого бизнеса «Промсвязьбанка»

Полина Константинова

Любая компания может столкнуться с заморозкой средств на расчетном счете. Иногда это затрудняет ведение бизнеса, а в некоторых случаях может прекратить его существование. Это происходит из-за того, что законодательство обязывает банки выявлять и пресекать операции, которые могут выглядеть как отмывание преступных доходов или уклонение от уплаты налогов.

Банк России отмечает более 120 признаков, которые могут указывать на сомнительный характер операций. Кирилл Тихонов, директор департамента малого бизнеса «Промсвязьбанка», рассказывает, что нужно делать компаниям, чтобы избежать блокировок и лишних вопросов со стороны банков.

10 советов, которые помогут избежать блокировок счетов

Совет 1. Платите налоги по расчетному счету

Банки обязаны контролировать и анализировать налоговые платежи по расчетным счетам своих клиентов. В соответствии с рекомендациями ЦБ РФ, доля налоговых отчислений компании должна быть не менее 1% от дебетового оборота. Поэтому нужно платить по расчетному счету все возможные налоги и лучше делать это своевременно.

Если в штате есть сотрудники, то по счету должны проходить выплаты НДФЛ и взносов в социальные фонды. При выплате дивидендов собственникам бизнеса необходимо одновременно уплачивать НДФЛ.

Как правильно потратить капитал и накопить репутацию на старте. Узнайте в игре!

Совет 2. Оформляйте сотрудников в штат

Когда банк анализирует своих клиентов и видит огромные обороты по счетам, но при этом в штате компании заявлен только один директор, то у него начинают возникать вопросы. Если банк не получит ответа от организации, то может последовать блокировка.

Выплачивайте заработную плату своим сотрудникам по расчетному счету. Выплата может проходить через зарплатный проект, деньги могут быть выданы по чеку или прямым перечислением на счета физических лиц, естественно, с назначением платежа «заработная плата».



Объемы налоговых и социальных платежей должны соответствовать штатной численности. Если по запросу банка вы предоставили штатное расписание, где заявлено 30 человек, но при этом НДФЛ уплачен в размере тысячи рублей, то банк попросит досчитать НДФЛ до соответствия штатной численности. Фонд заработной платы должен быть установлен из расчета не ниже официального прожиточного минимума.

Совет 3. Проверяйте контрагентов

По требованию ЦБ банки анализируют не только своего клиента, но и его контрагентов, поэтому важно уделять внимание проверке своих коммерческих партнеров. Если у банка возникнут какие-то вопросы по контрагенту, то они будут адресованы вам.

Существуют различные варианты проверок контрагентов. Самый простой и поверхностный способ – это сервис ФНС «Проверь себя и контрагента». Среди бесплатных опций:

  • поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц,
  • юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица,
  • массовые адреса регистрации,
  • сведения о лицах, в отношении которых в судебном порядке установлен факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации,
  • сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу
    (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует,
  • сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года,
  • сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц.

Также существуют платные сервисы проверки контрагентов – СПАРК и «Контур.Фокус». На этих ресурсах можно проверить информацию о деловой репутации контрагента, о его финансовой стабильности, долгах и другую информацию.

Еще один вариант проверки, который предоставляют некоторые банки, – это проверка контрагента в банке-клиенте. Обычно сервис реализован в виде своеобразного светофора, когда контрагент с положительной репутацией подсвечивается зеленым цветом, а контрагент, на которого в банке есть какая-то нежелательная информация, – красным.

Совет 4. Проводите всю хозяйственную деятельность по счету

По расчетному счету должны проводиться хозяйственные платежи: это может быть ремонт техники, услуги охраны, уборка помещения, закупка канцтоваров или обедов в офис. Если есть возможность платить за услуги подрядчиков безналично, то лучше оплачивать безналично.

Фото: Unsplash

Проводите операции по расчетному счету в соответствии с вашим видом деятельности. Если при открытии счета вы заявили один вид деятельности, а потом по каким-либо причинам основной вид деятельности изменился, то необходимо сообщить об этом в банк, потому что банк проверяет соответствие заявленного вида деятельности тем операциям, которые проходят по счету.

Многие организации подстраховываются от возможных блокировок и открывают расчетные счета в нескольких банках.

Это нормально, но учитывайте, что если вы ведете основную хозяйственную деятельность по расчетному счету в одном банке, то другой банк может запрашивать платежные поручения об оплате налогов, хозяйственных платежей или выписку из другого банка. Чтобы минимизировать подобные запросы, лучше разделять потоки, и часть налоговых и хозяйственных платежей платить по одному расчетному счету, а часть по другому.

Совет 5. Не снимайте лишние наличные средства

Банки уделяют повышенное внимание операциям снятия наличных денежных средств. Это относится и к снятиям по чеку, и по корпоративной карте, и к переводам на счета физических лиц с последующим снятием наличных.

Если у вас есть корпоративная карта для хозяйственных нужд, старайтесь рассчитываться в магазинах и организациях безналично. В этом случае банк будет видеть, что вы не занимаетесь обналичиванием.

Согласно указанию ЦБ РФ, предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по одному договору составляет 100 тысяч рублей.

Если компания снимет миллион рублей и предоставит договор на эту сумму, заключенный с другим юридическим лицом, то банком это будет расценено как нарушение требований указания ЦБ.

Фото: Unsplash

Если же клиент предоставит 10 договоров на 100 тысяч рублей каждый с одним и тем же контрагентом, то у банка опять возникнут подозрения, что клиент искусственно раздробил договор. Поэтому старайтесь за наличный расчет проводить оплату, только если нет возможности оплатить безналично.

Не снимайте наличными более 30% от дебетового оборота, если высокие объемы снятий не предусмотрены вашим видом деятельности.

Это значение установлено методическими рекомендациями ЦБ, поэтому при превышении этого порога банки начнут запрашивать у вас документы.

Если ваша деятельность связана с закупкой продукции у населения за наличный расчет, то проверяйте паспорта физических лиц на действительность на сайте ГУ МВД.

Совет 6. Вносите наличную выручку на счет

Банк России обязывает коммерческие банки тщательно контролировать поступление наличной выручки предприятий, которые работают в сфере розницы.

Если такие компании не получают наличную выручку, то для банков это повод задать вопросы об источнике происхождения денежных средств.

Чтобы отстоять вашу деловую репутацию перед надзорным органом, банк будет запрашивать обширный перечень документов, подтверждающих, что у вас все прозрачно и легально. Но чтобы до этого не доходило, лучше вносить наличную выручку на расчетный счет.

Совет 7. Указывайте подробно назначение платежа

В платежном поручении необходимо указывать назначение платежа, в том числе:

  • наименование товаров/работ/услуг,
  • номер и дату договора/счета/товарного документа,
  • другую значимую информацию.

Чем более полно и ясно будет заполнено назначение платежа, тем меньше вопросов возникнет у банка.

Совет 8. Оформляйте правильно первичную документацию

Оформляйте договоры корректно. Проверяйте, чтобы реквизиты соответствовали контрагенту, указанному в преамбуле договора, а товар или услуга, которые указаны в договоре, – тем, которые заявлены в спецификации и допсоглашении. Заполняйте все необходимые реквизиты и указывайте все существенные условия.

Фото: Unsplash

Сохраняйте всю документацию, подтверждающую взаимодействие с контрагентами: договоры, чеки, квитанции. Если банк направит вам запрос, то вам не нужно будет дополнительное время для сбора и восстановления документации.

Правильное оформление и хранение документов поможет избежать спорных ситуаций при исполнении договоров и поможет разъяснить банку экономический смысл проводимых по счету операций.

Совет 9. Предоставляйте в банк документы по запросу

Банк обязан запрашивать и хранить сведения и документы по банковским операциям и иным сделкам. Обращайте внимание на сроки, в которые банк просит ответить на запрос. Обычно это 3-5 рабочих дней. Если вы понимаете, что не успеваете уложиться в этот срок, то целесообразно связаться со своим менеджером и сообщить ему приблизительные сроки, когда вы сможете предоставить документы.

Если документы не будут предоставлены в срок, то банк может заблокировать банк-клиент, отказать в проведении операции и закрыть счет.

Также компания может попасть в так называемые «черные списки» – «списки 550-П»/«списки 639-П» Центрального банка, что вызовет серьезные сложности для дальнейшего обслуживания в банках.

Предоставляя документы и информацию в срок, вы помогаете банку защитить вашу деловую репутацию перед надзорными органами.

Совет 10. Для тех, кто ведет внешнеэкономическую деятельность

При заключении договора с нерезидентом важно проверять информацию о контрагенте-нерезиденте. В случае вопросов вы должны рассказать об этом контрагенте, чем он занимается, как вы познакомились.

Старайтесь минимизировать высокорисковые условия расчетов. К ним относится, например, авансовая оплата с длительной отсрочкой платежа.

В чем здесь риск? Банк видит, что денежные средства уходят за рубеж, при этом поставка товара происходит с задержкой, и банк не может проконтролировать, действительно ли идет оплата за товар или это вывод денежных средств за рубеж, после которого последует закрытие счета.

Фото: Unsplash

Старайтесь соблюдать требования статьи 19 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (173-ФЗ). Если вы оплатили контрагенту-нерезиденту товар или услугу, при этом товар поставлен не был, услуга оказана не была, то вам необходимо провести все мероприятия по истребованию денежных средств, которые вы оплатили.

Это может быть и деловая переписка, и исковое заявление, и досудебное урегулирование конфликта. Всю информацию необходимо сохранять. В случае если банк задаст вам вопросы, вы сможете предоставить историю вопроса.

Важно, чтобы у вас были сохранены все документы, подтверждающие экономический смысл ваших операций, их экономическую целесообразность, и вам надо быть готовым к тому, что банк может запросить их в любой момент.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase