Колонки

Как я превратил мечту детства в успешный бизнес-проект

Колонки
Руслан Баширов
Руслан Баширов

Cовладелец и управляющий партнёр сети центров спортивного развития для детей и взрослых «Чемпионика»

Виктория Кравченко
Руслан Баширов, совладелец и управляющий партнёр cеть центров спортивного развития для детей и взрослых «Чемпионика», рассказал, что значит бросить стабильную работу и пойти за детской мечтой.

От полного разочарования до веры в собственный проект вас отделяет ровно 5 шагов. 
Как я превратил мечту детства в успешный бизнес-проект
Присоединиться

Вдохновляешься мечтой детства и действуешь

Детская футбольная академия как бизнес-проект на первый взгляд кажется идиллической картинкой: вдохновляешься любимой игрой детства, собираешь команду мальчишек и девчонок, гоняешь мяч в удовольствие и получаешь доход. Но я сейчас сразу опущу всех с небес на землю.

Статус личного детского увлечения – это примерно десять процентов от общей реализации проекта, а к идиллической картинке вам придется продираться через настоящие трудности.

Итак, вам удалось привлечь под свой проект первые инвестиции (либо во имя мечты вы используете личные накопления, как это было в нашем случае), и вы увольняетесь с хорошей позиции в чужом офисе, чтобы полностью посвятить себя делу. Постараюсь облегчить вам задачу и набросаю примерный сценарий развития событий.

Главное правило – настройтесь на длинную дистанцию и двигайтесь к цели шаг за шагом. 


Шаг первый – у вас начинаются проблемы

Вот реальность. Вы только что работали в американском инвестиционном банке, у вас был стильный личный офис, вы получали крутую зарплату, ужинали в хороших ресторанах и ездили домой на такси.

Да, раньше вы вкалывали при этом сутками, но вы видели результат, статус вас мотивировал.

А в следующий момент, когда вы решили поставить на детский футбол как собственный бизнес, вы...

  • Стоите за воротами детского сада, там сидит охранник, которому наплевать, где вы учились, сколько языков знаете, кем работали. Вы ему либо нравитесь, либо нет. Либо он вас пускает – либо нет. И не всегда получается, что вы ему нравитесь.
  • Приходите в свой первый офис, который на самом деле всего лишь комната на четырех человек, и узнаете, что одного из тренеров, которых вообще всего трое на данный момент, завтра забирают в армию, а у него клиенты в нескольких садах, сетка расписания, и вы только-только добились, чтобы качество его тренировок соответствовало вашим критериям.
  • Вам кажется большой удачей собрать с группы родителей деньги на осенний абонемент и договориться с новым детским садом о проведении занятий. Вам хочется верить, что все идет ровно, но вдруг выясняется, что сад не заплатил за один месяц, а вы все равно должны каким-то образом выплатить зарплату своей команде.
  • Спустя три года вы уже вышли на уровень франчайзи, открыли пять центров в пяти разных городах, и узнаете, что один из ваших партнеров передает конфиденциальные данные конкуренту (а у вас уже есть конкуренты), и в каком-то городе работает клон вашего проекта. 

Шаг второй – вам хочется вернуть все обратно

Пройдя весь этот путь, я могу признаться честно: в погоне за мечтой из детства, стремясь обратить синицу в журавля, вы рискуете всем. И если бы я хотя бы наполовину знал о тех трудностях, через которые мне пришлось пройти, то, возможно, решил бы остаться там, где был. В точке абсолютного личного комфорта, статуса и достатка.

Правило номер один: то ваше детское увлечение, которое вы хотите превратить в бизнес, должно быть не просто из серии «мне нравится этим заниматься», оно должно быть вашей страстью, основой вашей веры в себя, течь в вашей крови.

Это должен быть ваш личный вирус, который вы намеренно собираетесь распространить до масштаба эпидемии. В общем, вы поняли – вы должны быть настоящим фанатом. Только хардкор!


Шаг третий – несмотря ни на что приближает вас к цели

А теперь вернемся к воротам детского сада. Если вы начинаете проект, ориентированный на дошкольный спорт, вам придется стучаться в эти двери снова и снова. Зачем? Прежде всего, при государственных детских садах нет качественной спортивной услуги. Плюс в реалиях большинства крупных городов родителям удобно рассчитывать на занятия ровно в том же месте, куда они утром, перед работой, приводят детей.

Какие у вас будут проблемы? В руководстве дошкольных учреждений будут вам не рады. Вы чужаки с идеями, какие-то странные парни, а у них громадная ответственность перед родителями за детей и общее беспокойство за сохранность казенного имущества. Вы те, кто может что-то сломать. Вы те, на чьих занятиях дети могут получить травму. 

Нюанс: присутствие в детских садах гарантирует вам клиентов, но не даст узнаваемость бренду. Дети в садиках просто ходят на «какие-то занятия». И тем не менее для продвижения бизнеса, для выхода на образовательный уровень в сфере физической культуры детские сады – это те якоря, которые вам необходимо забросить.


Шаг четвертый – вместо одного стула нужно усидеть на трех

В коммерческом сегменте (частные сады и клубы) вы встретите больше дружелюбия и получите большую свободу. Вы не будете в прямом контакте с родителями и сможете построить более комфортную по времени сетку занятий. Это то параллельное направление, в котором вы будете двигаться, не упуская из зоны внимания детские государственные учреждения.

По правде говоря, вы должны усидеть даже не на двух стульях. Для надежности общей конструкции вашего бизнес-проекта понадобится еще и третий стул. 

Итак, какие у вас есть константы? Вы мужественно пробиваете занятия в государственных детских садах и значительно более комфортно развиваетесь в коммерческом секторе. Следующий шаг – вам нужны собственные спортивные центры, где занятия будут проходить не просто в лучших условиях, но еще и в брендированном пространстве. 

В какой-то момент вы также можете перейти от операционного развития бизнеса на развитие по франшизе. Это очень хорошая идея с точки зрения масштабирования продукта. 


Шаг пятый – вы находите ключ к успеху

Но есть и еще один секрет, без знания которого вам не стоит начинать это бизнес-приключение. Вы собираетесь работать с детьми, а это значит, что тренера, которых вы нанимаете, должны не только уметь гонять мяч, но и быть отличными педагогами.

Дети, особенно дошкольники, никогда не останутся не ваших тренировках, если им будет скучно или если с ними будут грубо обращаться. И первое, о чем вы узнаете, когда попытаетесь таких тренеров найти — то, что их не существует.

Вам предстоит учить не только детей, но и наставников, потому что только этот принцип работы, позволит вашему проекту эволюционировать в успешный бизнес.


Материалы по теме:

«В фитнес-клубы будут ходить только консерваторы». Как выглядит спортиндустрия будущего

Wearable-технологии и носимые устройства

Около 50 млн человек посмотрело Олимпиаду при помощи Snapchat

Сколько зарабатывают олимпийские спортсмены

Школа «Сколково» и Олимпийский университет раздадут гранты «спортивным» предпринимателям

«Однажды коллега предложил пробежать марафон, и эта идея меня зацепила»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как Web3-проекты меняют взаимодействие между болельщиками и спортсменами
  2. 2 Клиентская база спортивной студии: как работать с данными, чтобы продавать и не страдать от падения трафика
  3. 3 Российский спорттех в 2022: поиски смыслов на стыке спорта и венчура
  4. 4 Уроки пандемии: что объединяет кризисы 2022 и 2020 и как бизнесу с этим справиться
  5. 5 Откуда берёт трафик зависимый от Instagram* бизнес? Статистика рынка спортивных студий