Колонки

Вы можете не получить работу мечты из-за своих соцсетей. Что уже сейчас можно исправить?

Колонки
Ксения Степанова
Ксения Степанова

Руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций HeadHunter

Полина Константинова

Ксения Степанова, руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций HeadHunter, рассказала о пяти аспектах, на которые обращают внимание HR-специалисты в соцсетях кандидатов, и посоветовала, как можно улучшить свой профиль перед собеседованием. 

Вы можете не получить работу мечты из-за своих соцсетей. Что уже сейчас можно исправить?
Присоединиться

Для поиска работы блестящего резюме уже порой бывает недостаточно – все больший вес в репутации соискателя на вакансию приобретают профили в соцсетях. Опросы hh.ru подтверждают, что работодатели стали чаще обращать внимание на страницы в соцсетях, а 72% передумывали приглашать кандидата на работу после просмотра его профиля.

Страничка в соцсети может не только стать дополнительным плюсом в вашу пользу, но и в принципе помочь найти работу. Многие рекрутеры сегодня ищут или предварительно отсматривают кандидатов именно в соцсетях. Поэтому если вы находитесь в поиске работы, стоит провести «аудит» своих страниц в соцсетях и посмотреть на них глазами потенциального работодателя. 

Опрос SearchInform показал, что 23% работодателей смотрят на негативные публикации сотрудников о компании, 21% интересует нелояльное отношение, а четверть – опасные зависимости и интересы. 

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Вот пять аспектов, на которые обращают внимание работодатели.

1. Само наличие профиля соискателя в соцсети

По данным ВЦИОМ, 45% россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, а 62% – хотя бы раз в неделю. Около трети граждан работоспособного возраста в сети не присутствуют: 20% из-за того, что не имеют доступа к интернету, и 10% просто не хотят заводить аккаунт.

Соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни примерно десять лет назад, и за это время у каждой из них уже успела сформироваться своя репутация. «Одноклассники» ассоциируются с более старшим поколением, «ВКонтакте» – наоборот, с поколениями Y и Z.

До недавнего времени главной деловой сетью был LinkedIn, однако с его уходом из России рекрутеры смотрят чаще всего на профили в уже названных «Одноклассниках» и «ВКонтакте», а также в Facebook, Instagram и Twitter.

Если вы дизайнер интерьеров, визажист, фотограф, вашим «резюме» или портфолио может стать Instagram – он наглядно продемонстрирует ваш талант. А если вы ищете работу в SMM, PR, HR, продажах и других профессиях, связанных с общением и умением складывать буквы в слова, работодатель, скорее всего, изучит что, о чем и как вы пишете посты в Facebook.

2. Круг общения

Работодатель смотрит на тех, кто у вас в друзьях, на сообщество вокруг вас, интересы, геотеги. Ведь вы сами, принимая заявку от малознакомого человека, смотрите, есть ли у вас с ним общие друзья.

Плюсом будут отметки о том, что вы посещаете деловые мероприятия по своему профилю, лекции и мастер-классы. Эксперты напоминают, что соцсети помогают поддерживать старые и выстраивать новые связи.

Еще в 1970-х годах американский социолог Марк Грановеттер предложил концепцию «силы слабых связей», которая предполагает, что наиболее полезными и выгодными оказываются так называемые «слабые» связи (одноклассники, знакомые, друзья друзей и прочее), а не сильные (близкие друзья, родственники). То есть об интересной вакансии вы скорее узнаете от человека, с которым пару раз пересекались на конференции, а не от школьного друга, с которым общаетесь каждый день.

Подписывайтесь на профильные группы по своей теме, участвуйте в обсуждениях, сами инициируйте дискуссии на актуальные темы. Это хороший способ обратить на себя внимание рекрутеров, потенциальных новых коллег, а также журналистов, которые могут обращаться к вам за экспертными комментариями. 

3. Частота постов

Здесь все зависит от того, в какой сфере вы работаете. Если соцсети и есть ваша работа (например, вы SMMщик или PR-менеджер, продюсер, журналист и так далее), логично, что там вы и «проводите» большую часть дня. А вот финансовому директору, закупщику или инженеру не вылезать из Facebook по шесть часов в день не стоит.

В том, чтобы присутствовать в соцсетях регулярно, нет ничего криминального. Однако «регулярно» не означает публиковать по пять постов каждый день.

Если у вас активная деловая жизнь, можно отмечаться на мероприятиях, выкладывать фотографии и небольшие комментарии. Но выдавать лонгриды слишком часто не стоит, как и комментировать каждую фотографию своих друзей – у работодателя может появиться сомнение в том, что у вас остается время на работу.

4. Содержание постов 

Это, пожалуй, самая важная часть – если вы в принципе есть в соцсетях, следите за тем, о чем и в каком контексте вы пишете. Традиционно рекомендуется избегать дискуссий на потенциально конфликтные темы – это политика, религия, национальные и гендерные вопросы. Также помните о коммерческой тайне и этике: ни своих коллег, ни кого-либо другого не стоит обсуждать за спиной. 

Половина россиян (52%) полагают, что работодатели не просматривают их страницы в соцсетях. А вот четверть не исключают, что аккаунты в соцсетях могут просматриваться. 10% уверены, что работодатель заходит на их страницы, почти половина россиян слышали, что в мире и в России были случаи увольнения с работы за публикации или комментарии в социальных сетях.

В прошлом году случились несколько громких скандалов после постов публичных лиц компаний в своих личных профилях. Руководитель по связям с общественностью «Леруа Мерлен» лишилась работы после публикации о «вскрытии ватки», топ-менеджер дочернего предприятия «Роскосмоса» назвал жителей хрущевок «скотобазой», чем навлек на себя волну порицания, а директор по маркетингу банка «Точка» выставила себя не в лучшем свете, когда признался, что кандидатов на работу в банке оценивают по их позиции относительно Крыма. 

Все эти люди забыли о том, что любой пост в соцсети может быть (и, скорее всего, будет) расценен не как личное мнение человека, а как позиция компании. Особенно если его публикует топ-менеджер или человек, отвечающий в компании за общественные связи. Не стоит ставить ни свою, ни репутацию компании под удар – оставайтесь нейтральными. 

5. Фотографии 

Большинство карьерных консультантов полагают, что фотографиям в купальнике или с алкоголем не место в открытом профиле. Если вы хотите такие фотографии оставить, хотя бы откройте к ним доступ только для друзей.

Позитивно воспринимаются фотографии с деловых мероприятий, а также те, которые подтверждают разносторонность ваших интересов. Например, вы посещаете выставки или премьеры фильмов, лекции известных людей, кулинарные мастер-классы, участвуете в марафонах или занимаетесь йогой.

Что касается фотографии на аватарке, она необязательно должна быть деловой. Но точно не стоит ставить фотографию другого человека или котика, а также фотографию, на которой вы не одни. На фото в профиле вы должны быть узнаваемы – на деловом мероприятии вас будет проще найти эйчару, журналисту или топ-менеджеру компании, в которую вы мечтаете перейти.

Что можно сделать со своими профилями перед собеседованием?

  • Если до собеседования остается несколько дней, не стоит пытаться спешно выдать себя за другого человека и полностью менять все свои профили. Но все же стоит разобраться с настройками видимости (какая информация видна всем, а какая – только друзьям), проверить свои метки на сомнительных фото, удалить излишне эмоциональные посты или комментарии.
  • Если вы давно не обновляли свой профиль, дополните информацию о себе личными и профессиональными интересами, обновите фото в профиле, укажите предыдущие места работы.
  • При поиске работы не стоит забывать, что не только работодатель выбирает вас, но и вы выбираете работодателя. Вы тоже можете изучить, как компания, куда вы идете на собеседование, позиционирует себя в соцсетях, что и как пишут потенциальные коллеги.
  • Также помните о том, что не всем стоит создавать личный бренд в соцсетях – части профессий публичность может только навредить. Закрытость тоже может быть стилем коммуникации и говорить о вас больше, чем сотни комментариев и фотографий.

Соцсети играют все большую роль, но главными все равно остаются ваш опыт и профессиональные навыки. Даже если вас нет ни в Facebook, ни Instagram, это не означает, что самые интересные вакансии пройдут мимо вас. А если вы там есть, не забывайте о том, что ваши профили просматривают не только ваши друзья.


Материалы по теме:

Один проблемный сотрудник чуть не уничтожил мою компанию. Как не допустить ошибку при найме

Как отсеять неподходящих кандидатов еще до собеседования

О чем врут соискатели на собеседованиях? Ответы работодателей

Эта модель оценки кандидатов помогла нам нанимать идеальных сотрудников. Ее стоит попробовать и вам

10 странных вопросов на собеседовании: почему их так любят (и как на них отвечать)

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как организовать корпоративное обучение — гайд
  2. 2 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  3. 3 Попали под сокращение? Вот как обновить профиль в LinkedIn, чтобы не отпугнуть рекрутеров
  4. 4 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу
  5. 5 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами