Top.Mail.Ru
Колонки

Компетенции высокоэффективных людей, или каким коммуникаторам готовы платить

Колонки
Екатерина Тышковская
Екатерина Тышковская

Куратор факультета Employer Brand Development Московской школы коммуникаций MACS

Полина Тодорова

Екатерина Тышковская, куратор факультета Employer Brand Development Московской школы коммуникаций MACS, специально для Rusbase составила портрет «коммуникатора будущего», объяснила, чем employer brand director отличается от руководителя hr-отдела и какие навыки понадобятся специалистам, которые хотят построить успешную карьеру в области коммуникаций.

Компетенции высокоэффективных людей, или каким коммуникаторам готовы платить

1. Life-Long Learning

Философия непрерывного обучения, широко распространенная за рубежом, «причалила» и к нашим берегам. Ведущие эксперты вне зависимости от рода деятельности и масштабов своих компаний в один голос заявляют, что только постоянное обновление soft- и hard-навыков может обеспечить специалисту успех не только в профессии, но и в жизни. Развиваете вы горизонтальную карьеру или же стремитесь вверх по профессиональной лестнице, постоянный апгрейд собственных знаний и компетенций гарантирует специалисту востребованность на рынке. Этой же «философии» придерживаются профессионалы, бизнесмены и лидеры любой индустрии, поэтому принцип life-long learning справедливо считать основой основ.

2. Ценностная ориентация

Чтобы быть успешным, важно найти свою компанию. Человек, который стремится раскрыть свой потенциал и повысить профессиональную ценность, должен уметь найти, верифицировать и оценить компанию на входе, до момента трудоустройства. 

Читайте по теме: 5 важных вопросов, которые нужно задавать на собеседованияхПервое, что нужно сделать — собрать как можно больше объективной информации о компании и ее «внутреннем мире». Об атмосфере и реальных ценностях в компании лучше всего спросить действующих сотрудников. И тут хорошо сработает правило «шести рукопожатий»: вы без труда найдете несколько друзей на фейсбуке, которые расскажут о том, как обстоят дела в компании на самом деле.

Второе — обратить внимание на все детали, начиная с первой встречи с работодателем. Как вас встретили на интервью, насколько открытая атмосфера в офисе, как общаются люди между собой в лифте, как реагируют на самые важные для вас вопросы (например, как выглядит идеальный результат компании в перспективе пяти лет? Что нужно делать, чтобы быть успешным в рамках бренда? Что корпорация делает для развития сотрудников и что здесь недопустимо?).

В «уравнении» с двумя правильными значениями результат будет верный. В подтверждение тому доказанный факт: в «правильной» компании сотрудник чувствует себя ценным, занимается любимым делом и доволен каждым рабочим днем.

3. Гибкость мышления

Важность этого качества, пожалуй, сложно переоценить. Прогрессивный специалист готов к меняющимся условиям среды, к внутренним и профессиональным трансформациям, он ориентирован на развитие и может принять стороннюю точку зрения. В какой-то степени, гибкость мышления — это получение удовольствия от момента, в который ты находишь выход из ситуации, новый вариант развития события, и можешь посмотреть на случившееся чужими глазами. 

Самая гибкая команда в моей профессиональной жизни — Оргкомитет «Сочи 2014». Стратегическими принципами внутренних коммуникаций для нас были системность и регулярность, операционный принцип – «коммуникаций много не бывает». При этом мы, не моргнув глазом, отказывались от неэффективных инструментов или каналов ВК, если видели по обратной связи или данным статистики, что они «отмирают», и таким образом избегали информационного шума. Так, мы отказались от практики Лондонского оргкомитета, который потратился на автоматизацию централизованного выпуска новостных листков для всех команд на всех объектах. Мы этого делать не стали, так как по итогам своих тестовых мероприятий поняли, что каждой команде хочется видеть местный актуальный контент, а не централизованный. Поэтому у нас на объектах издание выпускали специально обученные волонтеры в MS Publisher без каких-либо денежных затрат. Пожалуй, это один из наиболее ярких примеров гибкости мышления в моей практике.

В современном технологичном быстро меняющемся мире востребованным будет тот, кто видит разные стороны одной медали, кто замечает неочевидные вещи, обрабатывает большой объем информации, быстро обучается и не испытывает при этом ни малейших затруднений. Если хотя бы один из перечисленных пунктов вызывает у вас дискомфорт, следует задуматься и прокачаться. Ведь гибкость мышления — это, прежде всего, открытость новому и разному, а также вера в то, что неразрешимых задач и ситуаций просто нет. Гибкость находится на диаметрально противоположной оси контролю и предсказуемости. Это про способность экспериментировать, совершать и использовать ошибки, рисковать, открывать новые ресурсы и получать от этого удовольствие. Книг на эту тему написано много. Из последнего прочитанного мной, могу порекомендовать «Создавая инновации» про метод Netflix, Amazon и Google. Множество методик также доступны в интернете, поэтому главное — не останавливаться и развиваться.

4.  Креативность

Это качество плавно вытекает из предыдущего. Способность видеть разные стороны ситуации открывает новые возможности, которыми прогрессивно мыслящий специалист обязательно воспользуется с максимальной эффективностью для компании. Но видеть пространство вариантов — лишь половина пути к цели. Важно знать, как нестандартно решить вопрос. И здесь на первый план выходит креатив — уникальная призма, сквозь которую могут видеть немногие. Креативность уже давно вышла за пределы творческого и рекламного рынка. Умение шагнуть за рамки традиционных ожидаемых решений сегодня ценится не меньше остальных компетенций, и современные коммуникаторы должны владеть им также умело, как навыком говорить или писать.

Классикой креатива в этом смысле, конечно, является компания Heineken с ее проектом «Go Places»: компания создала целое сообщество людей, объединенных ценностями и глубокой верой в безграничность возможностей мира. На российском рынке мне нравится работа команды Tele2: коммуникации с соискателями на вакансии ребята упаковывают с юмором, а внутри новичков встречают действительно с душой.

5. Клиентоориентированность 2.0 = эмпатичность

По этому поводу написаны десятки книг. Мир словно сошел с ума, провозгласив «Клиент всегда прав», заставив продавцов, менеджеров и коммуникаторов «разной масти» понимать и принимать любые запросы клиентов. Но «правила» давно изменились. А вы не заметили? Успешная коммуникация — это всегда эмпатия, искренность, эмоциональная отдача, не иначе. Мы всегда возвращаемся в ту небольшую кофейню за углом, где нам действительно с душой и улыбкой сделали утренний кофе, или в тот банк, где нашу проблему решили в сверхурочное время, или к тому продавцу, который посоветовал не самый дорогой, но действительно хороший смартфон. Искренность, желание понять и ответить клиенту взаимностью, быть честным и стремиться помочь человеку решить волнующий его вопрос становятся во главе любых эффективных коммуникаций. Сегодня коммуникация — это лакмусовая бумага, которая моментально дает клиенту информацию о «качестве» компании, продукта или услуги. И что она покажет, зависит от вас.

6. Энергичность

Скажу честно, я не представляю себе неэнергичного человека, который получал бы удовольствие от работы в области коммуникаций. Employer Brand Director – это сильно заряженный человек, личность с большим энергетическим потенциалом, потому что его поле деятельности – это вовлеченность: умение вовлекать действующих сотрудников  – в процесс работы, новых — в компанию, и всех тех, кого так или иначе может коснуться ваш бренд. Работа с вовлеченностью людей требует от коммуникатора большого запала, но тут, пожалуй, без врожденного жизненного тонуса это качество будет сложно в себе развить.

7. Cтратегическое мышление

Если говорить о внутрикорпоративных коммуникациях, то востребованный специалист в этой области подобен многорукому Шиве — он должен единовременно иметь компетенции сразу в нескольких областях: hr, маркетинг, стратегия и коммуникации. Такой специалист имеет широкий бизнес-кругозор и знание рынка из вышеперечисленных областей. Но зачем? Здесь наступает момент истины. За реализацией любой стратегии, разработкой продукта, коммуникационной платформой или услугой стоит человек. Работа команды и каждого сотрудника в отдельности влияет на эффективность реализации общей стратегии бренда и успех компания в целом. Специалисты по внутренним коммуникациям — не «кадровики», которые изо дня в день оценивают старых сотрудников и просматривают резюме новых. Employer Brand менеджер или директор работает с глобальной коммуникационной стратегией, выстраивая культуру и ДНК бренда, а также способствуя тому, чтобы каждый сотрудник нашел себя в этом мире.

В моей практике был случай, когда сотрудник из внутренних коммуникаций захотел перейти в маркетинг. Я не стала его удерживать, потому что сделала бы его несчастным на работе, а наоборот, пошла и попросила директора по маркетингу дать шанс восходящей звезде. Осчастливить против желания нельзя, а вот помочь стать счастливым — вполне реально.

8.Высокий уровень владения технологиями

В арсенале востребованного специалиста должен быть широкий набор коммуникационных инструментов, а уровень владения знаниями и навыками работы в различных каналах должен быть максимальным. С каждым новым технологичным шагом появляются более продвинутые коммуникационные возможности, которыми прогрессивный специалист должен уметь воспользоваться. Он должен иметь навык работы с омни-канальными системами всей жизненной цепочки: потенциальный кандидат — соискатель — сотрудник — бывший сотрудник. Иначе — digital work place.

Employer brand director должен уметь проанализировать все точки контакта с одним и тем же человеком с точки зрения его жизненного цикла в компании и даже за ее пределами. Затем связать все системы, которыми он может потенциально воспользоваться, в единое понятное и удобное цифровое пространство с одним логином и паролем. Все коммуникации и обратная связь должны быть доступны в этом омни-канале с любого устройства в любой точке мира. На рынке есть примеры внедрения таких систем. Из недавних — в компании «ВымпелКом». Об этом на нашем курсе будут рассказывать Елена Богданова, которая руководит компанией «Ривелти.Интранет», и Татьяна Корнева, директор по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям «ВымпелКом». Мы обязательно обсудим и отработаем со студентами эту технологию на живом проекте.

9. Ориентация на результат

От Employer Brand Director требуется перманентно фокусироваться на том, чтобы механика работы с кандидатами или действующими сотрудниками помогла достигнуть цель компании в максимально сжатые сроки с сохранением качества. Грамотный коммуникатор владеет аналитикой эффективности и системой четких метрик, которые помогают ему держать «руку на пульсе» и вовремя корректировать действующую стратегию. Ключевыми показателями, на мой взгляд, являются eNPS (Employee Net Promoter Score) и cNPS (Candidate Net Promoter Score). Причем, вовлеченность более глобальный показатель, чем та же лояльность.

Вовлеченность — это показатель того, готов ли работник пройти лишнюю милю, если это поможет достичь компании результата. А лояльность лишь показывает, насколько этот сотрудник удовлетворен тем, что компания ему дает. В рамках развития бренда ключевую роль играет вовлеченность. Вышеперечисленные метрики, в свою очередь, влияют на экономию фонда оплаты труда: по опыту, он занимает 50% всех расходов компании. Любовь нельзя купить, но любящие компанию сотрудники экономят и зарабатывают реальные деньги для бизнеса. Сильный бренд работодателя экономит фонд оплаты труда, получая лучшие кадры рынка за меньшие деньги, а удержание действующих сотрудников дает возможность не тратить деньги на подбор и адаптацию новых.

Важно помнить, что человеческий ресурс — ключевой в каждой компании, и от того, насколько грамотно мы можем им воспользоваться, зависит успех бренда и степень реализации человека под флагом нашего бренда.

Фотографии: Unsplash


Материалы по теме:

«Не профукайте культуру». Что в Airbnb думают об атмосфере внутри компании

Гид по поиску работы UX-дизайнеру

Какие навыки прокачать сегодня, чтобы завтра зарабатывать 300 тысяч рублей

5 ключевых навыков менеджера по продукту

5 важных вопросов, которые нужно задавать на собеседованиях

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Совет директоров Softline возглавил бывший президент «Вымпелкома»
  2. 2 5 советов по нетворкингу для интровертов
  3. 3 VK открыла набор на летнюю оплачиваемую стажировку
  4. 4 Наём сотрудника равен 2,5 его зарплаты
  5. 5 Адаптивный интеллект: как научиться эффективно управлять изменениями в жизни и бизнесе