Top.Mail.Ru
Колонки

Этот метод помогает нам быстро реализовывать цели компании. Как он может пригодиться вам

Колонки
Елена Стрункина
Елена Стрункина

Контент-маркетолог Carrot quest

Полина Константинова

Елена Стрункина, контент-маркетолог Carrot quest, в этой колонке рассказывает, что такое метод OKR и почему небольшим компаниям нужно внедрять его в работу. Елена поделилась, как они ставят задачи, распределяют их между командами и почему им это нравится.

Этот метод помогает нам быстро реализовывать цели компании. Как он может пригодиться вам

Полгода назад мы осознали, что постепенно внедряем методы управления компанией, которые продвигают Intel, Google и другие корпорации (так называемый метод OKR). Оказалось, это не больно и вполне эффективно и для небольших команд. В этой статье расскажем, как это произошло.

Но для начала давайте немного подробнее про OKR и что это такое. Расшифровывается OKR как Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты.

Это подход к формулированию целей компании, который помогает планировать мелкие задачи, ориентируясь на большой полугодовой план. В качестве цели выбирается один из ключевых показателей (например, количество продаж) и разбивается на цели.

За выполнение каждой цели отвечает одна из команд: команда маркетинга, продаж, разработки, счастья клиентов. Каждую неделю команда фиксирует результат, и мы все вместе понимаем, насколько приблизились к большой цели.

Зачем нужен OKR

  • Синхронизация разных команд. Когда все в компании понимают, что они делают и зачем, значительно проще обсуждать совместные задачи между командами. И значительно проще понимать, зачем нужны другие команды и как они помогают компании развиваться.
  • Фокус на цель компании и измерение результата. В момент, когда вы сформулировали общую цель, все начинают ее понимать. Это не бином Ньютона, тут все логично.
  • Избежать микроменеджмента. Когда каждый в компании знает, какая у него цель, он может сам сформулировать способ ее достижения.
  • Ответственность внутри команды. Это напрямую связано с пунктом 3.

Основные принципы OKR

  • Цели должны быть недостижимы на 100%. Если вы их достигли, повысьте ваши амбиции.
  • Никакой денежной мотивации за OKR. Это вам не KPI, от которых обычно зависит зарплата и премии. Если вы будете привязывать к OKR деньги, то команда будет (возможно, неосознанно) преуменьшать цели. А значит, не выполняется пункт 1.
  • Цели должны быть понятны, измеримы и их не должно быть много. Тут должно быть все понятно. Но вот что важно — команда должна понимать, как измеряются цели и как каждый влияет на достижение целей.
  • Цель ставится на определенный срок. Это тоже понятно. Полгода, год — подходящий отрезок времени.

Всего этого мы не знали до тех пор, пока на одной из конференций не услышали про OKR и не осознали, что те процессы и подходы, которые мы используем, прекрасно укладываются в OKR.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Полезные ссылки:


Как мы внедряли OKR

Как-то в конце года CEO компании Дмитрий Сергеев проводил очередное персональное ретро. Это формат, когда CEO обсуждает с каждым членом команды 3 простых вопроса:

  • что хорошо в компании;
  • что плохо;
  • что можно улучшить.

Это дает кучу инсайтов, одним из которых было то, что никто не видит планов компании на полгода вперед и тем более дальше. Поэтому возникла задача — сформулировать роадмап. Но как сделать так, чтобы это был не жесткий план, который надо контролировать? Как дать команде свободу творчества?

Дмитрий решил не прописывать все этапы, а сформулировать четкую цель. И применить те же методики, которые мы используем в маркетинге, развитии продукта. HADI-циклы, юнит-экономику и вот это все.

Далее расскажу на примере команды, которая выводит продукт на международный рынок. Цель — 100 платящих пользователей из США. Эта цель раскладывается на ключевые метрики. Из чего «складываются» платящие пользователи? Из трафика, который пришел на сайт, из регистраций, из конверсии в оплату и оттока.

Active buyers = User Aq * Creg * C1 & Churn

Теперь, когда каждая команда понимает, за какую метрику она отвечает и как это укладывается в общую картину развития компании, можно составлять роадмап команды. Вместе с этим команды формируют набор гипотез: действий, сроков выполнения и ожидаемых результатов.

Дальше мы формируем dashboard, в котором фиксируем достижение (или недостижение) OKR. Есть общий dashboard, в котором отслеживаем достижение общей цели, и dashboard для каждой команды в отдельности. Там мы выписываем гипотезы и задачи каждой команды. Вот таблица «американской» команды.

Одна из проблем в том, что когда есть куча задач и процессов, очень сложно удержать в зоне внимания все сразу. Нужен конечный набор метрик для принятия решений. Для каждой команды они свои. OKR помогает все это привести в порядок и понимать рост компании. Если нашли проблему, надо садиться и анализировать конкретную метрику: в чем проблема в этой команде и в процессах.

Как отслеживать ключевые результаты в команде

В нашей команде есть определенные ритуалы, которые помогают нам понимать друг друга, синхронизироваться, оценивать результаты и корректировать свое движение. Есть, конечно, вечерний гейминг на PS4 после работы и английский два раза в неделю, но мы тут с вами про OKR, поэтому остановимся только на тех, которые про работу.

Стендапы

Команда маркетинга работает двухнедельными спринтами, поэтому, чтобы понимать задачи друг друга на предстоящие пару дней, мы стендапим два раза в неделю. Бывает чаще. Например, команда разработки стендапит каждый день.

Стендап — это минут 10-15, за которые каждый в команде отвечает на вопросы: что сделал и что будет делать, а также какая ему нужна помощь.

Ретроспективы

В конце спринта делимся тем, что было сделано, а что не удалось, что сработало, а что нет. Это помогает оценить, правильно ли выбран маршрут движения, и насколько эффективно каждый сотрудник в отдельности и вся команда в целом двигаются к цели. А также члены команды понимают, как они могут помочь друг другу и какие задачи стоит поставить в следующий спринт. По результатам ретро команда обновляет метрики в дашборде и оценивает прогресс достижения цели.

Ретро в команде маркетинга длится около часа, за это время успевает выступить каждый член команды.

Есть еще персональные ретро

О них мы уже говорили: это то, что дало жизнь OKR. Личное доверительное общение с каждым членом команды и разбор положительных и отрицательных моментов помогает определить личный маршрут развития и понять, насколько он совпадает с направлением развития компании.

Рыбные четверги

Хорошо, когда команда знает, чем занимается каждый. Идеально — когда вся компания это понимает. Это не только полезно, но и суперинтересно. Поэтому каждый четверг в конце рабочего дня одна из команд рассказывает, что у них происходит интересного.

Мы делимся не просто скучными цифрами и результатами, но рассказываем смешные и грустные истории, много обсуждаем и советуемся. Получается очень уютно.

Рыбные четверги полезны и презентующей команде (приходится структурировать материал, отвечать на вопросы, можно получить совет), и остальной, которая глубже понимает процессы, происходящие в других отделах.

Пару раз рыбные четверги длились 20 минут, и почему-то все расстроились Не хватило. Но в основном они длятся час, а иногда из-за бурных обсуждений дольше.

Промежуточные результаты OKR

Мы только обкатываем работу по OKR. Не все получается легко и сразу. Например, на пятом месяце команда маркетинга достигла цели всего на 43%. Но эта система уже сейчас помогает ориентироваться в метриках и выстраивать курс развития. Наша команда растет, и мы продолжаем отлаживать процессы. И знаете, в этом что-то есть. Надеемся, вы тоже получаете удовольствие.

Бонусы

Мы подготовили для вас шаблон таблицы OKR, которым пользуемся сами. Скопируйте его к себе, заполните и начинайте действовать.


Материалы по теме:

«Край есть у всего». Где взять мотивацию, если ты стартап

Деньги решают не все: как сделать так, чтобы классные IT-специалисты не уходили от вас к конкурентам

Чаты благодарности и анонимные помощники: как предотвратить выгорание сотрудников

Как благодаря эмпатии добиваться своих целей

«Эффект планирования» в бизнесе: почему маленькие цели дают большие результаты

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Не включайте батю»: как быть хорошим руководителем
  2. 2 Штатное расписание: как правильно составить и вести
  3. 3 «Офисное фермерство»: тренд для тех, кто устал от стресса на работе
  4. 4 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
  5. 5 Топ-5 советов по моделированию схем для вашего бизнеса
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти