Колонки

Что надо знать перед покупкой франшизы: пять заблуждений предпринимателей

Колонки
Ильнур Ахмеров
Ильнур Ахмеров

Руководитель компании Bonplan

Полина Константинова

Ильнур Ахмеров, руководитель компании Bonplan, рассказывает о типичных заблуждениях предпринимателей о франчайзинге и объясняет, что нужно проверить перед покупкой франшизы.

Что надо знать перед покупкой франшизы: пять заблуждений предпринимателей
Присоединиться

Есть два мнения о франшизах...

Как люди делятся на оптимистов и пессимистов, так и у предпринимателей есть две диаметрально противоположные оценки возможностей франшизы как бизнес-инструмента. Нейтральные и взвешенные мнения в меньшинстве.

Мне часто приходится работать с возражениями людей, которые сомневаются в том, что бизнес по франшизе может приносить хорошую прибыль. К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с обратной стороной медали — разочарованиями тех, кто излишне оптимистично смотрел на свои перспективы, а точнее не совсем реалистично оценивал предложение франчайзера или не понимал схему работу с ним.

Попробовал разобрать наиболее распространенные мифы, которые мешают как одним, так и другим использовать возможности франчайзинга.

Миф 1. Франшиза = обман


За 7 лет работы с франшизами со случаями откровенного обмана я не сталкивался. Я говорю про случаи из серии, что забрали деньги по предоплате и потом предоставили какие-то фиктивные разработки, макеты и так далее.

Все-таки речь идет не о спонтанных и эмоциональных покупках, обычно есть время на проверку компании.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Но бдительность все равно следует соблюдать — проверить учредительные документы франчайзера, наличие штрафов и массовых регистраций. Все это можно сделать с помощью официальных сайтов ФНС и ФСС.

При этом на рынке сейчас много предложений по франчайзингу сомнительного качества с точки зрения самой бизнес-модели. Некоторые люди открывают бизнес не для того, чтобы зарабатывать непосредственно на нем, а чтобы развиваться по франчайзингу и за счет этого получать прибыль.

Обман может заключаться в излишне завышенных ожиданиях — ваш партнер предоставит все необходимое по договору и даже будет поддерживать, вот только у него самого бизнес-модель не работает нормально, поэтому и толку от его советов не будет.

Поэтому самый главный критерий при выборе франшизы — какая бы не была инновационная идея, компания должна приносить прибыль ее владельцу. Пока нет прибыли — нет и доверия к предложению по франшизе.

Миф 2. Легкие деньги


Это и есть обратная сторона медали. Франшиза — это не золотая жила, чтобы можно было купить стартовый пакет и больше ничего не делать.

Если человек готов стать предпринимателем с помощью франшизы, то нужно быть готовым нести ответственность и понимать все риски — пусть и не в такой мере, как обычный бизнес «с нуля».

Не стоит воспринимать франшизу как инвестицию с высокой окупаемостью. Это не депозит в банке, где есть гарантии АСВ.

Управляющая компания не будет вместо вас запускать и контролировать рекламную кампанию в вашем городе. Поговорка про рыбку и удочку — как раз правильно описывает механику взаимодействия.

Часто первыми покупателями франшизы становится ближний круг франчайзера —  родственники и друзья. Информацию о прибыли уже действующих партнеров бывает трудно получить, но это крайне ценная информация. Можно и самостоятельно проверить финансовые показатели, но учитывайте, что у компании может быть несколько ИП или ООО и для проверки нужен доступ к специализированным платным сервисам, вроде сервиса «СПАРК».  

Миф 3. Из Москвы — в регионы


За последние годы намного чаще тиражируются не успешные проекты из Москвы и Санкт-Петербурга, а из регионов. Для этого есть ряд факторов. Во-первых, их предложение дешевле. Во-вторых, лучше адаптировано для средних городов, потому что предприниматель уже проверил свою бизнес-модель в аналогичных условиях.

Все знают пример «Додо Пицца», но на самом деле есть и много других success story. К примеру, сеть детских образовательных центров с физическими и химическими опытами «Фарадей» и «Эдисон», которые стартовали пару лет назад в Пятигорске и теперь разрослись в совокупности до 80 центров по России с помощью франшизы.

Миф 4. Только еда


Многие популярные фастфуд-сети развиваются через франшизу, такие как McDonald’s, Subway, «Сбарро», поэтому возникает ощущение, что большинство предложений на рынке так или иначе связано с едой. Это миф только отчасти.

Бывают краткосрочные тренды — например, лет 5 назад все повально стали открывать чайные бутики по франшизе. Но в целом есть несколько ключевых отраслей.

По нашим данным, на бизнес, связанный с продуктами питания, приходится 16% всех предложений по франшизе на рынке. Примерно на таком же уровне — бизнес, связанный с детьми. Предложения в этом сегменте растут из года в год.

Однако такими довольно очевидными отраслями предложения не ограничиваются. Распространены, к удивлению многих, франшизы по предоставлению b2b-услуг. Много предложений и по производству — например, один производитель бытовой автохимии заключил уже 40 контрактов по франшизе. Он передает партнерам готовое производство «под ключ», включая оборудование, рецептуру, все контакты по закупкам. Непосредственно производством и дистрибуцией компания занимается только в своем и близлежащих регионах. Продукты относительно недорогие и транспортировка на другой конец страны для него нецелесообразна.

Миф 5. Франшиза позволяет работать на любом рынке


И здесь нет противоречия с пунктом выше. Помните гуляющую по сети шутливую картинку «shut up and take my money»?

Многие начинающие предприниматели при выборе франшизы действуют схожим образом — хочу открыть бизнес, не важно какой, лишь бы приносил прибыль. Надо ли говорить, что такой подход в корне неверный?

Бизнес по франшизе — это тоже бизнес, и нужно обладать как минимум желанием работать в этой сфере, а как максимум какими-то дополнительными ресурсами, которые будут полезны — особые навыки и знания, связи, база контактов, наличие первых заказчиков, не говоря уже и о повышенной мотивации заниматься любимым делом.

Характерный пример — сеть школ по радиоуправляемым моделям, где ребята школьного возраста не только развлекаются, но и изучают конструкцию автомобилей и получают другой образовательный контент. Значительная часть тех, у кого этот бизнес «пошел» — это люди, которые сами в детстве ходили на кружки по радиотехнике и увлекаются подобными вещами. Увлечение темой на протяжении десятков лет позволяет им иметь со старта круг потенциальных клиентов, знать, где они общаются в конкретном городе и другие нюансы, которые «с улицы» узнаешь далеко не сразу. А недостаток их бизнес-опыта как раз компенсируется поддержкой со стороны управляющей компании.


Материалы по теме:

Проблемы, с которыми сталкиваются франчайзи и франчайзеры (и как их решить)

Сколько стоит открыть кофейню формата to go

Зачем врут продавцы франшиз: сколько на самом деле стоит открыть бизнес

Как понять, что франшиза — фейк

Как построить франчайзинговую сеть за рубежом: 5 принципов

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция
  2. 2 Как развивать бизнес через партнерскую сеть
  3. 3 Франчайзинговый договор: на что обратить внимание
  4. 4 6 советов, чтобы запустить франшизу и избежать типичных ошибок
  5. 5 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти