Top.Mail.Ru
Колонки

«От нуля к единице». Ключевые идеи из бестселлера Питера Тиля

Колонки
Константин Смыгин
Константин Смыгин

Основатель MakeRight.ru

Константин Смыгин

Константин Смыгин, основатель сервиса ключевых идей из бизнес-литературы MakeRight.ru, делится с читателями Rusbase идеями из книги Питера Тиля «От нуля к единице».

Эта книга способна дать очень важные знания — она учит думать самостоятельно, пересматривать устоявшиеся представления обо всем и видеть возможности там, где их никто не видит.

«От нуля к единице». Ключевые идеи из бестселлера Питера Тиля

О чем эта книга?

Книга в концентрированной форме рассказывает об идеях, которые Питер Тиль озвучил перед студентами Стэнфорда в 2012 году по курсу «Стартап». Однако это не просто книга о создании бизнеса. Она не дает пошагового плана или формулы успеха. Как отмечает Питер Тиль, их просто не существует.

Эта книга о том, как важно стремиться создавать новое, а не копировать то, что уже имеется. И если рассматривать ценность этой идеи, то книга пригодится не только предпринимателям и инвесторам, но и всем людям, которым интересна история и философия и которым небезразлично будущее человечества.

Питер Тиль — американский предприниматель и инвестор немецкого происхождения, миллиардер, первый внешний инвестор Facebook. Подростком завоевал звание национального мастера по шахматам, учился в Стэнфорде, где сначала изучал философию, а затем — право. Тиль не сразу нашел себя в бизнесе, несколько лет он проработал помощником судьи, а затем трейдером. В 1998 году он стал одним из основателей популярной платёжной системы PayPal. Позднее через свой венчурный фонд Founders Fund инвестировал во множество успешных проектов — LinkedIn, Quora, Yelp, Palantir и другие.

Книга Питера Тиля учит думать самостоятельно и искать возможности там, где их никто не замечает. Поэтому вторую часть названия книги «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее» стоит рассматривать только как приманку — в книге нет инструкций по созданию стартапов, но она заставляет думать серьезно и самостоятельно.

Питер Тиль так охарактеризовал задачу своего курса для студентов Стэнфорда:

«Студенты-гуманитарии узнают многое о мире, но они не получают глубоких профессиональных знаний. Технические специалисты, наоборот, знают кучу деталей, но их обычно не обучают тому, как и зачем применять свои знания. Наиболее продвинутые будут пытаться собрать все вместе, чтобы получить целостную картину. Мой курс призван облегчить этот процесс».

Книга «От нуля к единице» делает то же самое.


Питер Тиль




А что означает «От нуля к единице» в названии книги?

Шаг от нуля к единице означает создание нового — продукта, технологий, меняющих мир.

Подавляющее большинство компаний копируют и усовершенствуют то, что уже существует. Это происходит из-за неумения увидеть новые возможности, из-за недостаточности ресурсов, но чаще всего просто из-за того, что так легче. Такой процесс горизонтального расширения Питер Тиль называет глобализацией — многократным тиражированием одних и тех же технологий.

Как отмечает Питер Тиль, если вы копируете у великих предпринимателей, значит, вы ничему у них не научились. Шаг от нуля к единице — самый сложный, но именно он имеет ключевое значение для прогресса человечества. Многие считают, что глобализация задает направление развития человечества. Но Питер Тиль не согласен с этим. По его мнению, будущее в гораздо большей степени зависит от создания новых технологий. 

Один из примеров — это то, как развивается Китай. По убеждению Питера Тиля, эта страна, вопреки многим прогнозам, не превзойдёт Америку. Китай занимается копированием, поэтому через несколько десятков лет все, чего он достигнет — станет таким, какой Америка является сейчас.

Шаг от нуля к единице — это прогресс, направленный на кардинальную трансформацию в технологиях. Именно так автомобили заменили кареты, а мобильные устройства — неудобные вычислительные аппараты.

Проблема в том, что сделать шаг от нуля к единице гораздо сложнее, чем идти от единице к двум, к трем и так далее. Слишком многие зациклены на воспроизведении уже имеющегося.

Создавать что-то с нуля очень сложно. Поэтому, даже если вы считаете, что у вас есть идея, способная изменить мир, перед тем как приступить к ее реализации, нужно хорошо подумать. Тем не менее, по мнению Питера Тиля, именно шаг от нуля к единице определяет будущее человечества.





Почему нельзя обойтись тем, что уже достигнуто?

Что будет, если все силы будут направлены на воспроизводство того, что уже есть? На создание для всех одинаковых благ?

Если обеспечить все человечество тем, чем обладает средний класс в США, то нас ждет экологическая катастрофа. Без создания новых технологий человечество обречено, потому что наши ресурсы ограничены. Поэтому так важны новые разработки — без них человечество ждет крах, вне зависимости от того, сколько достигнуто сейчас.

Питер Тиль сравнивает новые технологии с чудом, так как они помогают достигать большего за счет меньшего и раздвигать горизонты возможностей. Автор рассматривает технологии в широком смысле — как любой новый более продуктивный способ действовать.




Хорошо, новые технологии очень важны, но где их искать?

Многие полагают, будто новые технологии появляются сами собой. Но будущее таким, каким мы хотим его видеть, само собой не наступит. Как отмечает Питер Тиль, за всеми новомодными высокотехнологичными приспособлениями мы просто не видим, что наш мир все еще очень старомодный, а лучшее будущее еще не наступило.

Автор призывает к тому, чтобы всерьез обратить внимание на задачу, которую поставила перед нами жизнь — сделать с помощью технологий ХXI век более мирным и процветающим, чем ушедший ХХ.

Большую роль в развитии технологий играют стартапы. У них отсутствуют пороки крупных компаний, где умение показать видимость работы важнее самой работы. Из последних Питер Тиль советует бежать.

Автор оригинально определяет стартап как максимальную по числу группу людей, «зараженных» одной идеей создания лучшего будущего. А задача стартапа — не просто делать бизнес и зарабатывать деньги. Создатели стартапа должны проверять свои идеи и, по сути, заново изобретать бизнес.




Но что плохого в том, чтобы копировать успешный бизнес?

По убеждению Питера Тиля, это путь к неудаче. Именно в том, что компании не находят способа перейти от нуля к единице, автор видит причину их краха.



Искать возможности для этого шага — главная задача любой компании, стремящейся преуспеть. И если невозможность перейти от нуля к единице делает компанию неудачницей, то счастье компании обеспечивает создание нового, причем реализовать это компания может в совершенно разных сферах — от создания собственной технологии до продуманного дизайна.

Все счастливые компании объединяет то, что за счет своего уникального преимущества они достигают монопольного положения на рынке, пусть даже оно и неочевидно.




Но монополия — враг капитализма и эффективности, разве нет?

По мнению Питера Тиля, это ошибочное мнение. Экономисты говорят о двух противоположных моделях рынков — совершенной конкуренции и монополии. Причем первую превозносят, а вторую порицают.

Но мнение Питера Тиля звучит радикально — счастливая и здоровая компания — это компания-монополия. Только такая компания имеет достаточные свободные ресурсы, которые она может направить на развитие сотрудников и новых технологий. Монополия — это то, что характерно для любого успешного бизнеса.




А чем плоха конкуренция?

В конкурентной модели компании неотличимы друг от друга, а вся их энергия направлена на борьбу. Они — рабы рынка, поэтому вынуждены делать то, что им диктует рынок, и продавать по ценам, которые на нем устанавливаются. Когда на рынке открываются новые возможности, их сразу же используют новые игроки.

Со временем рост предложения снижает цены, а доходы компаний в высококонкурентной среде снижаются.

Питер Тиль убежден, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочной перспективе ни одна компания не получает экономической прибыли.




Значит, предпринимателю нужно стремиться к созданию монополии?

Здесь нужно оговориться, что Питер Тиль рассказывает не о привычной в нашем понимании монополии как компании, имеющей особые государственные привилегии или пораженной коррупцией. Речь о созидательных монополиях — компаниях, имеющих уникальное инновационное преимущество, на голову обгоняющих ближайших соперников, как, например, Google.

По сути, это компания, открывшая свой голубой океан, свободный от конкуренции. Это компания, которую не догнать ни одному конкуренту в обозримом будущем.

В отличие от компаний, соревнующихся друг с другом на высококонкурентном рынке, монополия сама устанавливает цену, которая ей выгодна. В силу того, что у неё нет конкурентов, она сама решает сколько и чего производить и управляет рынком.

Кроме очевидных выгод для себя монополии имеют возможность создавать правильную корпоративную культуру, вкладывать средства в инновации, развитие своих сотрудников, ведь им не надо бороться за выживание, на что уходят все силы и энергия компаний на конкурентном рынке.




Но почему тогда экономисты так любят свободную конкуренцию и не любят монополии?

Питер Тиль считает, что это происходит во многом по инерции, и что конкуренция — это искажающая восприятие массовая идеология. На самом деле, по его убеждению, только компания, создающая нечто уникальное, которую никто не способен догнать, может быть успешной.



Он утверждает, что цели капитализма и конкуренции противоположны. Капитализму нужен запас прочности, прибыль, но в условиях совершенной конкуренции компании в долгосрочной перспективе лишаются прибыли.

Безусловно, обратной стороной является то, что монополиям нужно защищать себя. Им нельзя акцентировать внимание на своем монопольном положении, чтобы избежать общественного осуждения.

С другой стороны, те, кто не занимает монопольного положения, будут стремиться подчеркнуть свою уникальность и занизить уровень конкуренции.

Конкуренция часто заставляет компании видеть шансы там, где их нет. В качестве примера Питер Тиль приводит онлайн-рынок товаров для животных, возникший в конце 90-х годов, — в итоге прогорели все компании, вышедшие на него.

Важно помнить очевидную истину, о которой часто забывают компании, стремящиеся к сиюминутной выгоде: если война изначально бессмысленна, в ней не будет победителей.




Хорошо. Успешный бизнес связан с созданием монополии. Но как ее создать?

Единого секрета нет, однако Питер Тиль перечисляет ряд важных факторов: собственная технология, сетевой эффект, эффект масштаба, бренд.

Собственная технология — это, по сути, устойчивое преимущество, которое означает, что ваш продукт трудно скопировать. Речь идет не о простом преимуществе. Питер Тиль говорит о радикальном преимуществе — ваша технология должна быть в десять раз лучше, чем у ближайшего конкурента. Это значительное преимущество достигается либо через создание принципиально нового, либо через радикальное улучшение, например, идеально проработанный дизайн, которого добилась компания Apple.

Сетевой эффект — сильный инструмент, но его возможно создать только если сам продукт удачный. Обычно многие начинающие предприниматели совершают ошибку, сразу рассчитывая на масштабный сетевой эффект. Парадокс в том, что начинать нужно с очень узкого рынка, как некогда Facebook начинал с сети для студентов Гарварда. Часто этот рынок настолько мал, что никто им не интересуется всерьез. Но именно с маленького рынка начинается монополия, а затем распространяет свое влияние дальше. Правда, нужно помнить, что маленький рынок и несуществующий — не одно и то же.

Питер Тиль напоминает, что использование эффекта масштаба — во многом залог успешного бизнеса, поэтому еще до запуска стартапа необходимо продумать, каким образом возможно его использовать и наращивать.

Еще один фактор — сильный бренд. Однако, по убеждению Питера Тиля, разработка продукта — первична, а за ней уже следует сила бренда.

В любом случае, самая умная стратегия — завоевать монополию на узком нишевом рынке, а затем уже расширяться на смежные и об этом нужно подумать до запуска стартапа.

Кроме того, важно уметь долго держаться на плаву. Часто новые компании в сфере высоких технологий убыточны в течение долгого времени. Рынок способен их оценить не сразу, а через несколько лет и, может, даже больше десяти.

Но многие думают лишь о краткосрочной перспективе. Питер Тиль советует предпринимателям вообще забыть о краткосрочной статистике и заглянуть дальше, чтобы увидеть и предвидеть возможные трудности и угрозы будущему бизнеса.




Но где предпринимателю искать новые технологии, где искать возможности для прорыва?

Питер Тиль скептично смотрит на идею создания «бомбы» — чего-то очень прорывного. Стремясь создать «бомбу», компания сосредотачивается на том, чтобы составить кому-то конкуренцию или произвести на кого-то впечатление, а не на том, чтобы увидеть свой уникальный путь. Вывод — творите, чтобы избежать конкуренции, а не гоняйтесь за признанием.



В своей книге Питер Тиль призывает выйти за рамки шаблонов, но суть не в том, чтобы начать выдумывать что-то нереальное, а в том, чтобы посмотреть с другого ракурса на то, что большинство людей считает правильным и устоявшимся, и найти возможности там, где никто их не видит.

Предпринимательство требует независимого и самостоятельного мышления, способности подвергать сомнению догмы. На собеседованиях Питер Тиль задает вопрос кандидатам: «Назовите известную вам важную истину, с которой большинство людей несогласны?». Это непростой вопрос. Однако ответ на него можно отыскать, пойдя обратным путем — через поиск бредового утверждения, с которым согласно большинство.

Во многом понимание прошлого обеспечивает ясные представления о сегодняшней реальности. Автор рассказывает о крахе доткомов в 2000-м, когда компании оценивались в миллионы долларов еще до того, как они зарегистрировали бизнес. Сейчас такой оптимизм кажется глупым, но тогда казался вполне обоснованным.

Крах пузыря доткомов заставил многих предпринимателей сделать выводы, которые стали догмами о том, что нужно быть скромными в прогнозах, действовать гибко и приспосабливаться к реальности, развиваться в ходе конкуренции, думать о продукте, а не о продажах. Все это кажется вполне разумным, но Питер Тиль призывает поставить эти догмы под сомнение — больше рисковать, иметь план, пусть и неидеальный, не выходить на высококонкурентные рынки, уделять внимание продажам не меньше, чем продукту.




Какой человек создаст стартап, который изменит будущее?

Питер Тиль обращает внимание, что в основном все великие лидеры были странными и эксцентричными. Их не только превозносили, но часто они были изгоями и подвергались осуждению.

Молодому предпринимателю Питер Тиль советует быть готовым к этим двум сторонам медали славы, а кроме того, помнить, что лидер — это не тот, кто уверовал в свою гениальность, а тот, кто умеет вдохновлять людей вкладывать в работу лучшее.

Кроме этого, широко известно наблюдение Питера Тиля о связи успеха стартапа и низкой заработной платы его генерального директора.

Питер Тиль считает, что успех — не случайность и что установки людей в отношении будущего определяют само будущее. Автор выделяет четыре типа отношения к будущему — определенный и неопределенный пессимизм и определенный и неопределенный оптимизм. Определенный пессимизм отражает представление людей о том, что будущее будет хуже, и к этому нужно готовиться, неопределенный — будущее будет плохим, и к этому не подготовишься.

По убеждению автора, современная западная цивилизация тяготеет к неопределенному оптимизму — некоей инфантильной позиции, когда человек надеется, что все будет хорошо, но ничего для достижения этого хорошего будущего не предпринимает. Такая позиция выражается в установке на копирование имеющегося, а не на создании принципиально нового.

С этой проблемой современности связан и другой парадокс — перед людьми сейчас так много возможностей и они так боятся упустить хотя бы одну из них, что в итоге ничего не добиваются.

Современному западному обществу необходимо быть более определенным в своих представлениях о будущем, считает Тиль. Ведь нельзя рассчитывать на успех бизнес-проекта, не имея плана его реализации и не видя перед собой конечную цель. Необходимо позаботиться о будущем. За неопределенность и неясность конечных целей Питер Тиль подвергает критике популярную методику lean startup, предполагающую создание минимально жизнеспособной версии продукта, а затем ее постоянную доработку через обратную связь с потребителями. Так можно создать только нечто ординарное, но никак не перейти от нуля к единице, уверен автор.

Нестандартное мышление возможно только тогда, когда человек верит в то, что Вселенная таит много секретов. Но, как отмечает автор, слишком многие живут так, будто все уже известно. Причины разные — боязнь ошибиться, самоудовлетворенность, привычка достигать всего маленькими шагами, «разумное» убеждение в том, что все уже открыто.

Неверие в секреты выражается в убежденности эффективности рынка (хотя в истории существует масса подтверждений обратному) и в том, что в мире нет никакой несправедливости, которую нужно устранить.

Но, как напоминает Питер Тиль, поначалу за отмену рабства ратовали немногие, большинству же такое мироустройство казалось нормальным и справедливым. А вот слова Чарльза Дьюэлла, чиновника американского патентного бюро: «Все, что могло быть изобретено, уже изобретено». Он сказал их в 1899 году.

Чтобы совершить шаг от нуля к единице, нужно верить в возможность открытия, и стремиться его сделать. Часто секреты, ждущие открытия, находятся прямо перед нами, просто пока их никто не замечает.




Чему учит Питер Тиль как успешный инвестор?

Он рассказывает о пользе закона степеней и вреде чрезмерной диверсификации.

Закон степеней отражает неравномерное распределение, которое проявляется во всех сферах жизни. Применительно к инвестированию это означает, что лишь небольшое количество компаний даёт максимальную прибыль для инвестора. Соответственно, задача инвестора не диверсифицировать свой портфель, набирая в него множество компаний, вкладывая в каждую по чуть-чуть и тратя на них своё время, а искать немногие компании-жемчужины и инвестировать в них по-крупному.

Кроме того, закон степеней играет роль и в обычной жизни, уверен автор. Вопреки тому, как организовано образование — давать ученикам немного знаний обо всем, важно выбрать для себя узкую область, в которую нужно направить все усилия, с учетом, естественно, предварительного анализа ее востребованности и своих перспектив.




Что важно сделать, чтобы создать великую компанию?

Питер Тиль говорит о том, что главное — правильно заложить фундамент компании, потому что позднее его будет не исправить.

Общие основы для всех компаний, с точки зрения автора, — команда единомышленников и структура. Часто компании рушатся из-за внутренних проблем в трёх ветвях власти — собственниками, управляющим и контролирующими (обычно советом директоров). С точки зрения Питера Тиля, оптимальное количество членов совета директоров — всего три человека, в противном случае высока вероятность постоянных конфликтов.

Что касается мотивации команды, то на начальном этапе, когда у компании еще нет свободных денежных средств, имеет смысл предлагать сотрудникам акции фирмы, тогда они будут больше заинтересованы в успехе ее деятельности. Для привлечения нужных сотрудников необходимо, чтобы они понимали и разделяли вашу миссию, были увлечены идеей бизнеса и готовы работать в вашей команде.




А как создать крепкую команду?

Полезный совет от Питера Тиля — важно сделать так, чтобы функции и работа каждого сотрудника резко отличались от задач его коллег. Это поможет избежать внутренней конкуренции, часто губительной для молодых коллективов.

Отсутствие конкуренции и взаимная поддержка — залог здорового стартапа, сотрудники которого не будут тратить время на мышиную возню и соревнование друг с другом, а направят энергию на достижение общих целей.




Что еще важно для создания бизнеса?

Среди основателей стартапов часто встречается мнение, что хороший продукт продает себя сам, и из-за этой убежденности они не уделяют должного внимания продажам.

По убеждению Питера Тиля, продажи — двигатель бизнеса, недооценка их важности приведет к неудаче, вне зависимости от того, насколько качественный продукт вы делаете. С другой стороны, грамотно выстроенная система продаж способна обеспечить бизнесу монополию. Причем обычно для разных бизнесов наиболее эффективен какой-то один канал распространения — реклама, сложные продажи и так далее. Показатель успешности продвижения — когда средняя чистая прибыль за весь период сотрудничества с клиентом выше, чем средняя цена привлечения нового покупателя.



В целом Питер Тиль призывает заглядывать в будущее и видеть долгосрочную перспективу, прежде чем начинать бизнес. Стоит всерьез подумать о том, что произойдет через десять лет и больше, и как будет чувствовать себя в этих условиях ваш бизнес, что может ему угрожать.

Интересны идеи Питера Тиля о социальном предпринимательстве, когда предприниматели заявляют, что их цель не просто «делать деньги», но и «творить добро». По мнению автора, преследуя обе цели, предприниматели не добиваются ни одной из них. Причина в неопределенности того, как соотносятся противоположные финансовые и социальные цели.

Кроме того, автор резонно указывает, что понятие «социальная полезность» используется необъективно — это нечто реально полезное или что-то, что кто-то считает таковым? Автор уверен, что истинную пользу обществу приносит тот, кто создаёт новое и уникальное.




Стоит ли прочесть эту книгу?

Однозначно стоит тем, кто занимается инновациями, планирует запускать стартап, а также тем, кто интересуется историей, философией и будущим человечества. Книга даст богатую пищу для размышлений и тем, кто далек от предпринимательства и охватывает широкий круг вопросов — от найма сотрудников до искусственного интеллекта.

Тем, кого заинтересовали идеи книги, рекомендуем также прочитать конспект лекций Питера Тиля, на основе которых книга и была написана.

Минусы книги вытекают из ее плюсов. Питер Тиль — неоднозначная фигура в мире бизнеса, так что кого-то могут оттолкнуть его во многом жесткие взгляды. Тем не менее точка зрения человека, добившегося такого успеха, определенно заслуживает внимания.

Питер Тиль призывает не идти проторенными путями, полагаясь на мнение большинства, а мыслить независимо, не ждать наступления светлого будущего, а самому его создавать, дисциплинированно работая, в том числе и над собой.

Интересна идея, которую Питер Тиль озвучил в своей напутственной речи перед выпускниками Гамильтон-колледжа. Часто можно услышать совет проживать каждый день так, будто это последний день в жизни. Но Питер Тиль дает обратный совет: проживайте каждый день так, будто жизнь — вечна. Это означает, что нужно относиться к другим людям так, чтобы можно было поддерживать с ними долгие и крепкие отношения; и понимать, что каждое решение, которое мы принимаем, будет иметь значение.


Читайте эту и другие книги на полке от Rusbase в сервисе Bookmate. Нашим читателям — месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE по ссылке http://bookmate.com/code или в приложении.


Материалы по теме:

Питер Тиль считает, что переливание крови позволит ему жить вечно

Как создавать инновационные продукты

6 идей для руководителя, которые можно почерпнуть из истории Pixar

Миллиардер Питер Тиль назвал 2 самых вредных совета для предпринимателя

Питер Тиль обошел Марка Цукерберга на голосовании акционеров Facebook

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 До свободного рынка обычно доходит один шлак – Александр Кравцов (бизнес-школа «Сколково»)
  2. 2 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  3. 3 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  4. 4 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  5. 5 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари