Top.Mail.Ru
Колонки

6 часов на неудобном стуле и 1 полезная мысль. Как перестать бесполезно проводить время на лекциях и конференциях

Колонки
Максим Буланов
Максим Буланов

Тьютор, магистр педагогики

Дарья Кушнир

Приходишь на конференцию и ожидаешь, что, как написано в лендинге, узнаешь про тренды, научишься их применять, будет много нетворкинга. А в итоге сидишь шесть часов на неудобном стуле, слушаешь спикеров высокого уровня и забираешь с собой одну-две полезные мысли. Причем неважно, платное или бесплатное мероприятие – ничто его не спасет от образовательной бесполезности, если организаторы не позаботились об этом сами. Но из каждого (даже самого скучного!) события можно выжать пользу. Как это сделать, рассказали разработчик образовательных мероприятий и директор мастерской «Образование» Летней школы Лера Бараева и тьютор, магистр педагогики Максим Буланов.

6 часов на неудобном стуле и 1 полезная мысль. Как перестать бесполезно проводить время на лекциях и конференциях

Участие в любых очных и онлайн-курсах, лекциях, занятия с репетитором, чтение и другие интеллектуальные занятия формируют индивидуальное образовательное пространство человека. В него входит все то, что человек способен увидеть в среде, где он живет, и использовать для своего образования. Магия начинается, когда ты подходишь к этому сознательно, как автор.

Заранее почитай о людях, которые будут выступать на событии. Кто они? В чем они экспертны? Какими проектами они занимаются? Чем они могут быть тебе полезны? 

Также в соцсетях обычно виден список людей, которые собираются пойти на мероприятия. Ты сможешь заранее найти тех, с кем тебе интересно познакомиться на событии. Нормальная практика – написать человеку в личные сообщения и установить первичный контакт. Объясни, почему тебе интересно пообщаться, расскажи о себе и о том, чем ты можете быть полезен. Если стесняешься писать незнакомцу заранее, можно найти этого человека уже на мероприятии и познакомиться лично (но есть риск, что он просто не придет). 

Сейчас организаторы мероприятий стараются добавить интерактива: сессия вопрос-ответ занимает больше времени, чем раньше, а для участников существует чат, где можно обсуждать услышанное и задавать вопросы. Если же на конференции ничего такого не происходит, попробуй сделать все самостоятельно. 

Определи для себя цель посещения события. Цель напрямую связана с твоими мотивами: получить впечатление, почувствовать сопричастность, реализовать свою потребность в личностном росте и т.д.

Прочитай внимательно аннотацию события и напиши список вопросов, ответы на которые тебе важно узнать. Если часть из них не прозвучали – задай их на Q&A. Эти же вопросы помогут задать структуру твоего конспекта.  Но не просто запись того, что говорят спикеры. Сразу рефлексируй и делай для себя пометки. Мы рекомендуем придерживаться следующей структуры: твои ожидания, твои открытые вопросы,  полезности, услышанные от спикеров, что осталось незакрытым, сошлись ли ожидания и реальность, куда и зачем ты пойдешь в следующий раз.

Кажется, что конспект – это скучно, но именно ведение письменных заметок помогает думать во время события и быть вовлеченным.

Чем заканчивается посещение событий? Анализом того, что удалось сделать или не удалось. Может получиться, что ты подготовился, но все пошло не по плану. Например, завести новые знакомства с экспертами по интересующей теме не получилось, потому что не было настроения общаться с новыми людьми. Может произойти и обратное – планировал минимум, а получил гораздо больше. В зависимости от этого реши, что делать дальше – читать книги по теме, посещать другие события, записываться на какой-либо курс. Так ты постепенно начнешь управлять своим образовательным пространством, а следовательно, и развитием. 

Подведем итоги. Если ты хочешь получить пользу от конференции или другого события, попробуй проделать следующее:

  1. Прежде чем идти на мероприятие, изучи, кто его организует и с какой целью – это легко найти на сайте. Что именно тебя зацепило в описании (форма, посыл, обещания, реальное содержание)? Мероприятие ориентировано на тебя? 
  2. Осознай, что это нужно именно для тебя. Это твое развитие, а еще – экономия времени и ресурса. А поэтому не поленись использовать бумагу или заметки Evernote для записей пунктов ниже, они помогут структурировать мысли.
  3. Сформулируй свое намерение – что ты хочешь получить от мероприятия? Зачем тебе оно нужно? Изучи его программу и спикеров, представь, что ты платишь своими часами за результат, который ожидаешь. Он будет стоить того? Что будет минимально хорошим результатом посещения события? 
  4. Сформулируй и запиши вопросы по теме события, которые больше всего тебя беспокоят. Как они относятся к твоему опыту? Почему они тебя интересуют? Что даст тебе их обсуждение?
  5. К каждому блоку в программе также сформулируй запрос. Опиши свой опыт по этой части. Можно использовать mindmap и составить картину своих знаний и умений. Это поможет лучше понять, где твои белые пятна, а значит, что полезно будет узнать у спикеров и взять из их опыта в свой. 
  6. Фиксируй в записях, что вынесешь из выступлений спикеров, главные тезисы, краткие итоги по своим вопросам, твои новые вопросы.
  7. А теперь сравни со своими ожиданиями. Какие вопросы остались незакрытыми? Вот их стоит задать спикеру в Q&A или в личной беседе, если такая возможна.


Способность управлять своим образованием – одна из ключевых компетенций сегодня. Но ей мало где учат (практически нигде). Ответственность за образовательный потенциал событий лежит на организаторах, но если они не справляются – то на посетителях, так что постараться нужно и тебе. 

Фото: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Профессия 3D-моделлера: в каких нишах искать работу?
  2. 2 Как школьнику создать IT-портфолио
  3. 3 SWOT-анализ и «метод кругов»: как не ошибиться при выборе профессии
  4. 4 Лето с пользой: подборка IT и бизнес-лагерей для детей и подростков
  5. 5 Зачем бизнесу делать заведение kids-friendly