Top.Mail.Ru
Колонки

«Не надо ждать от учеников, чтобы они восхищались тобой». Как студенту превратиться в хорошего репетитора

Колонки
Милена Рублева
Милена Рублева

Медиапедагог

Дарья Кушнир

Репетиторство – один из самых очевидных способов заработка для студента, но точно не самый простой. Как стать хорошим репетитором, наладить коммуникацию с учениками и не остаться без выходных, рассказывает медиапедагог, тренер по подготовке к творческому вступительному экзамену, продюсер медиапроектов и автор телеграм-канала Media for brain Милена Рублева.

«Не надо ждать от учеников, чтобы они восхищались тобой». Как студенту превратиться в хорошего репетитора

Зачем тебе ученики?

Самая первая мотивация, конечно, деньги. Моя работа началась с того, что я обнаружила на карточке 20 тысяч рублей, а в жизни – ноль перспектив добыть деньги. И ноль желания идти работать в офис. Тогда пришлось вспомнить, что я гипотетически могу – а могу я рассказывать людям про медиа.

Репетиторство – это обмен ресурсами. Очень важно понимать, что на что ты меняешь, и не брать лишнего.

Например, я отдаю мои знания в медиа, навыки в работе с текстами и поддержку, а получаю деньги. В этой ситуации не надо ждать от учеников, чтобы они стали тебе друзьями, восхищались тобой, любили тебя. Не надо хотеть им нравиться или их развлекать. Или быть лучшим преподом в их жизни, наконец-то нескучным и непохожим на сорокалетних школьных учительниц. Такие отношения вредят процессу подготовки. На то, чтобы понять это, мне потребовался год.

Что хорошо в этой работе – твои мозг и психика постоянно интенсивно работают. Это дает хорошие возможности для внутреннего развития, которых иногда так не хватает, когда ты выполняешь задания начальника. Кстати, о начальниках – еще один плюс в том, что ты теперь сам себе начальник и сам себе менеджер. Тут зависит от человека: это может и пугать, и приносить большую радость и растущую уверенность в себе.

Онлайн или офлайн?

Для меня очень важно, что работать можно как встречаясь с учеником лично, так и онлайн. Бывают те, для кого принципиально важно личное общение – таким ученикам я иду навстречу. С другой стороны, с большинством ребят мы общаемся по скайпу или через WhatsApp. Для меня это огромный плюс: я могу путешествовать, заниматься проектами в других городах. Во время полугода учебы в Германии это был единственный вариант. С некоторыми учениками мы встретились лично уже после того, как они поступили, и с радостью перестали быть друг для друга только голосами.

Кроме того, онлайн хорош тем, что он экономит время – и я, и ученик тратим по полтора часа на дорогу до места встречи в центре, и оба устаем в метро. Разговор из дома экономит силы для того, чтобы заниматься чем-то действительно важным. Кроме того, скайп дает возможность заниматься ребятам из регионов: у меня были и есть ученики из Перми, Ижевска, Краснодара, Казани, Иванова, Новосибирска, Воронежа, Екатеринбурга.    

Где искать учеников?

Сарафанное радио – самый старый и проверенный метод. И самый эффективный. Мои знакомые знают – я готовлю абитуриентов к «Журналистике» и «Медиакоммуникациям» – и делятся моими контактами, когда это нужно. Ученики прошлых лет рассказывают своим знакомым о нашем совместном опыте – они приходят по реальной рекомендации.

Мне кажется важным не делать поиск учеников жизненной целью.

Вместо этого я стараюсь делиться информацией – например, веду телеграм-канал для абитуриентов и скидываю туда ссылки на важные тексты, проекты и фильмы, которые могут им помочь в самостоятельной подготовке.

Как строить коммуникацию с учениками?

На время подготовки наша общая с учеником цель – расширить его понимание медиа.

Многие ждут от репетитора готовых ответов и инструкций, как действовать, – но если я буду торопиться и давать их, я заберу у ученика пространство для его собственных мыслей.

Пользы от этого точно не будет. Поэтому я молчу и предлагаю подумать самому, поддерживая ход мыслей, иногда споря с ними, приводя контраргументы и рассказывая истории.

Основная проблема учеников современной школы – это страх себя, своих мыслей и эмоций. И одновременно это основная преграда на пути к успешному прохождению творческого испытания – там нужно свободно рассуждать, а это сложно, если ты постоянно занят самоцензурой. Школа вносит в это свой вклад, постоянно выстраивая иерархии: это ценно, это нет, это высокая культура, которая нам нужна, а это – какой-то бред. Часто ученики на занятиях боятся высказывать свои мысли и говорят что-то вроде «Не хочу сказать глупость». В этот момент я вслух разрешаю говорить глупости – где как не здесь, в безопасном пространстве, где никто не оценивает и не ставит баллы. В итоге «глупости» чаще всего оказываются искренними, глубокими мыслями. И здесь мы начинаем переход к собственным мыслям человека о медиа. Для меня это самое важное.  

Как строить коммуникацию с собой?

Не стоит ставить свою самооценку как преподавателя в зависимость от результатов ученика – хотя, конечно, так и принято судить об учителях. Его результат – это результат его работы, в которой ты ему помогаешь и направляешь. При этом на итог влияет очень много факторов, которые совершенно никак не связаны с тобой и на которые ты не можешь повлиять – личные особенности человека, отношения в семье, результаты других экзаменов, наконец. Понимание пределов своей ответственности очень важно. С одной стороны, оно дается не просто, с другой стороны – это твоя внутренняя зрелость, еще один результат работы, который навсегда останется с тобой.

Как заботиться о себе?

Забота о себе особенно важна для преподавателя. Чтобы быть включенным и суметь дать что-то ученику на занятии, ты должен – по возможности – быть довольным, спокойным и иметь свободное пространство в голове. Для этого нужно давать себе отдыхать и прислушиваться к себе.

Мои способы такие. Один день в неделю – выходной, и это не обсуждается.

Коллега и приятель назвал меня музеем, потому что я отдыхаю по понедельникам.

Обычные человеческие выходные – время самой интенсивной работы: у учеников нет школы, и они готовы к занятиям. В выходной можно высыпаться, гулять, встречаться с друзьями, смотреть фильмы или просто смотреть в одну точку, лежа на диване. Для меня важно мало общаться с людьми, отдыхать и от этого. На неделе между занятиями очень помогают прогулки. В теплое время года это особенно приятно – смотреть по сторонам, дышать воздухом. Когда я полгода работала без выходных (вынужденный опыт, лучше не повторять), спасал меня велосипед и езда по лесу. Так у тебя нет ощущения, что вся жизнь состоит только из работы.

Это довольно банальные советы, но нужно вовремя есть и пить воду: твой организм должен сконцентрироваться на работе с учеником, а для этого ему должно быть комфортно. Иногда тело буквально вопит о том, что нужно отдохнуть, и в этот момент ему плевать на твой график. Со мной это случилось на прошлой неделе: занималась с учениками два часа, а все остальное время гуляла, лежала на диване и читала книжку. Кажется, только это и помогло справиться с восемью занятиями в следующие два дня.  


Материалы по теме:

Учеба за рубежом: 10 ресурсов, где ты найдешь классные стажировки, стипендии и гранты

Как финхакинг поможет тебе обрести финансовую независимость и начать свое дело

Учусь и работаю: 10 приложений для тайм-менеджмента

Как спланировать свою карьеру и не облажаться в процессе

Как прикладная рациональность поможет тебе в жизни, учебе и бизнесе

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 18 февраля пройдет бесплатная онлайн-олимпиада по фронтенду от HTML Academy
  2. 2 Как в начале обучения понять, что ты не на своем месте?
  3. 3 Опыт прохождения ИТ-стажировки в Росатоме от участников программы
  4. 4 X5 Group запустила программу оплачиваемых стажировок для студентов и выпускников вузов
  5. 5 Какие важные знания предприниматели вынесли из университета?