Колонки

Как попасть в летнюю школу, которая откроет тебе двери Гарварда

Колонки
Дарья Николаева
Дарья Николаева

Студентка факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ

Дарья Кушнир

Попасть на стажировку в Гарвард – мечта многих российских студентов. Она кажется несбыточной, но вполне реализуема. Студентка факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Дарья Николаева получила в 2018 году стипендию, благодаря которой тем же летом поехала стажироваться в Гарвард. Она рассказывает о летней научной школе, которая стала для нее карьерным трамплином и может стать твоим.

Как попасть в летнюю школу, которая откроет тебе двери Гарварда
Присоединиться

Что такое ШМТБ

Впервые я узнала о Школе молекулярной и теоретической биологии (ШМТБ) из рассылки, которую получили в приемной моей школы. Это был всего лишь второй набор на эту летнюю школу (2013 год), поэтому информации в интернете было немного. Тогда ШМТБ организовывал фонд «Династия», сейчас школа – независимая организация, которая в основном финансируется Zimin Foundation. Я училась в десятом классе с естественнонаучным уклоном и уже нацелилась поступать на факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ. Это место – одно из самых престижный и привлекательных в России для абитуриента, который увлекается естественными науками. Несмотря на такой выбор, чем занимаются на этом факультете и что такое вообще наука, я представляла слабо. Поэтому решила попробовать попасть на ШМТБ.

Как проходит отбор для школьников

Отбор на эту школу довольно серьезный. При оценке анкеты учитываются достижения школьника: участие в олимпиадах и конференциях, опыт ведения исследовательских проектов, участие в походах, а также интерес к природе, науке и миру. Но это не всегда главное.

Приёмная комиссия уделяет внимание мотивационному письму – рассказу об интересах школьника к научным темам и к школьным проектам.

Важная часть заявки – рекомендательное письмо от «старшего товарища», который должен подтвердить, что школьник достоин участия в программе. Рекомендацию может написать тот, кто хорошо знает будущего участника: школьный учитель, руководитель кружка, друг-студент. Сейчас в процесс отбора добавилось собеседование по скайпу. Все это очень похоже на то, что происходит при подаче заявки на стажировку или даже в аспирантуру. Это отличная тренировка для тех, кто свяжет свою жизнь с миром науки и технологий.

Что тебя ждет на летней школе

Главное, что нужно для участия в школе, – интерес. Для выполнения проектов требуется хорошее знание базового материала по химии, биологии, математике. Дополнительные, продвинутые знания, конечно, не станут помехой. Умение программировать, например, не требуется для выполнения большинства проектов. Но если у школьника есть такой навык, то найдется задача, которая поможет его развить. Верно и обратное!

Не нужно бояться, если чего-то не знаешь или не умеешь, всему школьника с удовольствием научат, было бы желание.

Участники программы получают возможность выполнить настоящий научный проект в одной из предложенной лабораторий. Как выбрать себе задачу по душе? В ШМТБ есть процедура, позаимствованная у западных университетов. Сначала участникам кратко представляются все лаборатории и рассказывается обо всех проектах. Следующие два дня займут ротации – двухчасовые более детальные знакомства с шестью выбранными лабораториями. После этого участник должен выбрать три понравившиеся лаборатории в порядке уменьшения приоритета. Это нужно, чтобы каждый школьник в итоге выполнял понравившуюся ему задачу.

Каждому из участников назначается советник – человек из штата научных сотрудников, который помогает школьникам сделать выбор. Следующие восемь дней с перерывом на день посередине срока участники будут заниматься выполнением научных задач в небольших группах.

Ученые предлагают детям реальные проекты, которые станут частью их исследований.

Так что школьники получают возможность познакомиться с тем, как организован процесс в настоящей лаборатории, и научиться новейшим методикам.

Какой опыт ты получишь

На своей первой летней школе я выполняла замечательный проект по геногеографии кошек под руководством Юрия Аульченко. Проект включал как экспериментальные приемы выделения и расшифровки последовательностей ДНК кошек, так и биоинформатические задачи по построению выравниваний последовательностей и филогенетических деревьев. Уже этот короткий опыт позволил мне понять, что меня гораздо больше захватывает биоинформатика. Позже, уже в университете, этот школьный опыт позволил мне сразу двигаться в интересующем меня направлении, не теряя драгоценного времени на что-то, чего я никогда не пробовала, но что мне не было бы нужно. Возможность еще до поступления в вуз понять, как устроена реальная наука и что именно тебе в ней интересно (может случиться так, что и ничего, это тоже очень важный опыт!) я считаю главным подарком, который может дать эта школа.

Кроме работы в лабораториях, распорядок дня участников включает утренние лекции и два курса, которые школьник может выбрать из нескольких десятков вариантов. Школа предоставляет возможность желающим подтянуть английский: всегда есть на выбор лекций и курсов на русском и на английском, а также есть опция выбора англоговорящего советника. Коллектив лабораторий международный, поэтому есть возможность поработать с иностранными учеными. Школьников, которые хотят подтянуть язык, объединяют вместе, и они получают возможность попрактиковаться на тимбилдинговых мероприятиях и в обычной жизни.

Зачем все это нужно

1. Полезные знакомства и строчка в резюме

Связи, которые можно приобрести на этой школе, – огромная ценность для будущей карьеры ученого. Многие студенты думают, что недостаточно хороши, для того чтобы работать в лаборатории высокого уровня. А на ШМТБ эта грань стирается, видные ученые разговаривают со школьниками на равных, и поэтому в будущем такой студент не будет тратить свое драгоценное время на неинтересные исследования. Я сама сейчас работаю в лаборатории Михаила Сергеевича Гельфанда – известного биоинформатика, лаборатория которого каждый год представлена на ШМТБ. Фраза «я была на ШМТБ» – хорошее дополнение для резюме.

2. Соавторство в научной статье

Результаты исследований, полученные школьниками, часто используются их наставниками при написании научных статей, при этом школьники включаются в соавторы. Для начинающего ученого это невероятный успех, потому что наличие статей открывает студенту многие двери, их легче берут на стажировки, дают стипендии. Написание научной статьи – это огромный пласт работы, и вряд ли в первые годы работы в лаборатории такая удача студенту улыбнется. Когда я второй раз была на школе, мне посчастливилось поработать в лаборатории Ивана Кулаковского, и результаты нашей совместной работы были позже опубликованы, что даже позволило мне получать повышенную стипендию на моем факультете.

3. Международный опыт

В мое время школа проходила в наукограде Пущино, а теперь ее проводят в городах Европы,  например, в Барселоне и Познани. Международный опыт тоже придает весомости резюме.

4. Возможность стать сотрудником

Но на этом подарки судьбы не заканчиваются. Когда бывшие участники школы становятся студентами, они получают возможность продолжать участвовать в жизни школы. Из числа бывших школьников набирают тимлидеров – сотрудников, которые сопровождают школьников, а также лаборантов – они помогают проводить исследования школьникам в лабораториях с иностранными сотрудниками. Мне же посчастливилось поработать сотрудником лаборатории Михаила Сергеевича и самой вести небольшой проект с одним школьником. Было очень полезно посмотреть на организацию процесса по другую сторону баррикад и увидеть, как это на самом деле сложно и ответственно. В реальных лабораториях крайне редко исследования проводятся за такой короткий срок. А здесь необходимо не только выполнить задуманное и получить результат, который школьник бы смог представить на постерной сессии, но и организовать процесс так, чтобы участник смог многому научиться и, самое главное, чтобы это доставило ему удовольствие! Более того, опыт такого наставничества тоже имеет положительный вес в глазах тех, кто станет в будущем оценивать резюме.

5. Шанс попасть в Гарвард

Еще одна возможность для бывших участников ШМТБ – участие в конкурсе на получение стипендии для оплаты летней стажировки (Zimin Foundation SMTB Alumni Summer Research Programme). Существует множество программ летних стажировок, но там очень большой конкурс, и в программе стажировок участвует ограниченное количество научных институтов. А эта стипендия позволяет провести исследования с любой точке земного шара, если студенту удалось договориться с начальником понравившейся лаборатории. В прошлом году мне удалось получить эту стипендию и посмотреть, как организована работа в одном из лучших научных центров мира – в Медицинской школе Гарварда.

Что ждет тебя в Гарварде

Я работала в лаборатории Петра Харченко – ведущего специалиста в разработке алгоритмов анализа single-cell RNA-seq, технологии определения последовательностей РНК отдельных клеток. Этот метод еще не распространен у нас в стране, поэтому мне было очень интересно побывать на передовом крае науки.

Я получила опыт очень интенсивной работы. В таких мощных центрах, как Гарвард, процесс организован намного активнее, чем у нас. В передовых лабораториях очень остро стоит вопрос конкуренции за первенство публикации. Меня сразу включили в подготовку данных для готовящейся публикации, и это был очень увлекательный и интересный процесс. Мне пришлось работать над задачами, которые далеки от моей области исследования, поэтому я очень многому научилась. Эта поездка помогла мне расставить все по своим местам и определиться с планами на будущее. Честно говоря, всеми своими успехами я обязана тому, что в десятом классе я совершенно случайно попала на ШМТБ.


Материалы по теме:

Как попасть в клуб амбассадоров Rusbase Young

История школьницы, которая совмещает учебу и хакатоны

В Нью-Йорке открылась профессиональная школа, работающая по принципам стартапа

Большие данные, AR и генная инженерия — как развиваются медицинские технологии

Фото: School of Molecular and Theoretical Biology

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Профессия 3D-моделлера: в каких нишах искать работу?
  2. 2 Как школьнику создать IT-портфолио
  3. 3 SWOT-анализ и «метод кругов»: как не ошибиться при выборе профессии
  4. 4 Лето с пользой: подборка IT и бизнес-лагерей для детей и подростков
  5. 5 Зачем бизнесу делать заведение kids-friendly