Top.Mail.Ru
Колонки

«Я хотел свой парк и создал Диснейленд виртуальной реальности» – как выглядят AR/VR-парки в России

Колонки
Василий Рыжонков
Василий Рыжонков

CEO и основатель ARena Space и ARena Lab

Виктория Кравченко

Василий Рыжонков, генеральный директор ARena Space, рассказывает о том, как пришёл на VR/AR-рынок и решил создать собственный виртуальный Диснейленд. Что из этого получилось и сколько это приносит денег – читайте в материале.

«Я хотел свой парк и создал Диснейленд виртуальной реальности» – как выглядят AR/VR-парки в России

Когда работаешь со стартапами в «Сколково», сам начинаешь думать о стартапе


Я пришёл на рынок виртуальной реальности из фонда «Сколково». Это было в 2015 году. Тогда словосочетание «парк виртуальной реальности» могло ввести в ступор даже бывалого техноинвестора.

Бизнесмены скептически относились к самой концепции, не говоря уже о шансах выйти на ней в плюс. Страх нагоняла эпоха лопающихся стартапов и сомнительные перспективы всей виртуальной реальности. Одни видят в таких периодах угрозу, другие — возможность.

Парки ARena Space с фондом «Сколково» связей не имеют, но я руководил их мобильным кластером — отвечал за становление молодых российских компаний с мобильными технологиями. Это были классические стартапы, многие из которых в итоге стали международным бизнесом. Другие не преуспели и вышли из игры. За время работы в «Сколково» мне удалось накопить разный опыт, здесь начала формироваться модель будущей компании.


Работая в фонде, я думал над тем, в чём будет прорыв IT-отрасли в ближайшие пять лет. К 2015 году не осталось сомнений, что виртуальная и дополненная реальность — это будущее визуализации, подачи идей для массовых аудиторий.

Сила виртуальной реальности в передаче человеку ощущений. Вы просто чувствуете, что находитесь «там». Полное погружение в очках виртуальной реальности заставляет увидеть и почувствовать себя в центре событий — такого не было никогда.

../ICO%20/Анонс%20ICO%20/Москва%20МЕГА%20Дыбенко.jpg


Диснейленд уже давно все сделал

В самом начале, когда ни одного парка не было даже в проекте, внутренняя команда аналитиков ARena обнаружила, что рынок развлечений обеспечивает людям полное погружение в истории намного дольше, чем существует виртуальная реальность.

Заходя в лучшие парки, смотря на экраны, люди окунались в заботливо созданный сказочный мир. На этом основывался первый Диснейленд в 1955 году, эта идея лежала у истоков кино задолго до парка Disney. Современные иммерсивные театры и квесты основаны на том же принципе.

Диснейленд виртуальной реальности — заманчивая цель. Для его создания нужна мощная интеллектуальная собственность и разработка целой линейки аттракционов под единую тематическую концепцию. Такую нагрузку в финансовом плане могут потянуть считаные стартапы. И обычно они находятся в США — рядом с крупнейшими владельцами «вселенных», такими как Disney, и в плотном окружении их поклонников.

Ярким примером такой компании является The Void — и она как раз сотрудничает с Disney и Lucasfilm. У неё четыре крупные локации, каждая из которых специально создана под один большой аттракцион. Фактически это целые тематические здания и этажи. Локации строго зависимы от партнёров по контенту — это плохо. Но Lucasfilm в партнёрах — это большое достижение.

У нас все по-другому


ARena, напротив, представляет собой не одну компанию, а группу компаний, которые вместе делают полный цикл производства и услуг. Когда наша маркетинговая аналитика нашла точку соприкосновения с мечтой и мы поняли, что именно хотим сделать, началась главная инженерная работа.

Для тематического парка аттракционов необходима платформа, которая одновременно позволит разрабатывать контент, объединит устройства и сможет управлять аттракционами. Сейчас созданная с нуля платформа Full Immersion VR управляет шестью парками разной площади и компоновки.

../../../Desktop/Снимок%20экрана%202017-09-27%20в%2012.23.26.png


../ICO%20/Анонс%20ICO%20/Порезана%20инфографика-01.png

Базовая схема большого парка ARena Space


Для меня при создании бизнеса очень важно сократить зависимость от контрагентов. Поэтому компания начала быстро обрастать отделами, закрывающими взаимные потребности.


Вначале было R&D

В лаборатории родились платформа Full Immersion VR, система администрирования ARena Park Manager (наша CRM) и создаются новые игры для аттракционов. Всё это стало фундаментом парков ARena Space, а дополняет их компания-интегратор ARena Lab, налаживающая международную дистрибуцию сторонних решений — игр, аттракционов, потребительских продуктов. Через неё в парках появляются развлечения со всего мира, а в лаборатории — идеи. Картину завершают услуги по аренде и продаже оборудования.

../ICO%20/Анонс%20ICO%20/2.jpg

По мере взросления компании и развиия франшизы, парки превращаются в тематические. Скажу честно: создание тематических парков — моя мечта. И AR/VR в ней — просто правильные средства достижения цели. Мы разработали большую тематическую зону «Парк Драконов» на своей интеллектуальной собственности.

«Парк Драконов» — это большое помещение, где любой, даже взрослый зритель, погружается в единый интерактивный мир с аттракционами дополненной и виртуальной реальности.

Это первый шаг к иммерсивному театру, который мы благодаря изначальной фокусировке на нескольких направлениях строим из собственных технологий и историй. То есть Disney бы помогла, но справиться мы можем и сами.

От разработки к делу

Из стадии разработки в активную фазу мы перешли менее года назад без привлечения внешних средств — были только первичные инвестиции.

Одной из причин скоростного развёртывания стала долгая подготовка, которая заняла больше времени, чем существует сама компания.


А приносит ли мечта деньги?


Если ответить кратко, да. А если развернуть, то:

  1. за девять месяцев мы открыли шесть парков, два строятся, три проектируется;
  2. через нас прошло больше двадцати тысяч клиентов, в месяц был прирост в тысячу человек с каждой точки;
  3. каждая локация зарабатывает и приносит прибыль — в зависимости от площади выручка составляет от 400 до 900 тысяч рублей в месяц;
  4. мы подготовили франшизу и открыли партнёрские точки в Москве и Петербурге, открываем в нескольких новых городах;
  5. собрана уникальная команда, которая развивает новый формат для рынка СНГ и мира;
  6. мы ставим в парки уникальные продукты, которых нет больше нигде — всенаправленную дорожку, скалодром Skala, платформу полного погружения в виртуальной реальности Full Immersion VR;
  7. все наши разработки остаются нашей собственностью. И она стоит больших денег.

Новый парк ARena Space в ТЦ «Щука», Москва


Про конкурентов


Мы шутим, что у нас здесь сетевой маркетинг. ARena — это сеть парков, и у неё свой, особый маркетинг. Половина нашего бизнеса — франшиза, на которую мы потратили очень много времени. Нужно было выверить её до последней запятой, сделать так, чтобы она одновременно была выгодна партнёрам и развивала материнскую компанию.

../../../Desktop/Работа%20/MyCollages.png

Западный и азиатский технологические рынки по развитию опережают российский. Эти компании стабильно растут и тянут за собой всю индустрию. Они показывают мировой потенциал парков виртуальной реальности. А ещё они показывают, какое разнообразие виртуальная реальность открывает перед развлекательным бизнесом.

В краткосрочных планах у нас есть выход на международных рынок — в США, Западную Европу, Китай, Объединённые Арабские Эмираты. Поэтому мы внимательно следим за ключевыми потенциальными конкурентами из-за рубежа. В первую очередь — это THE VOID, Zero Latency, Dreamscape Immersive, Bandai Namco.

THE VOID — самостоятельные тематические парки, в которых пользователя ждёт одно большое приключение. Здесь нет разных аттракционов; вместо этого вся локация создана специально под конкретную многопользовательскую игру. Есть четыре локации в США, Дубае и Канаде и завидный партнёр — Lucasfilm.

../../../Desktop/Работа%20/THE-VOID_Dubai-2.jpg

../../../Desktop/Работа%20/THE-VOID-FANS-05.png


Zero Latency открыла уже 20 локаций по всему миру, активно продвигается в Штатах. К концу года австралийская компания планирует вырастить сеть до 30-40 локаций, а в 2019 году довести их количество до сотни. Недавно открыла точку в центре Лас-Вегаса. Многопользовательская концепция похожа на THE VOID, а игры — собственные.


Dreamscape Immersive только что получила ещё $20 миллионов на развитие. А развитие ей обеспечено, ведь инвестор — крупнейшая сеть кинотеатров в мире, AMC. Её театры, расположенные в основном в Соединённых Штатах, послужат основой для создания пока существующей лишь на бумаге сети «мультиплексов» виртуальной реальности.

Название интересное, но на деле это будут просто ВР-локации при кино и на базе кинофраншиз, что, конечно, не уменьшает потенциал Dreamscape.

../../../Desktop/Работа%20/AMC-Logo-on-Building.jpg

Bandai Namco делает ставку на единое пространство с аттракционами. Пожалуй, её локации VR ZONE больше всего похожи на большие парки ARena Space. Японцы очень искусны в развлечениях, но предпочитают родной рынок.

../../../Desktop/Работа%20/top7.jpg

../../../Desktop/Работа%20/top5.jpg


А что у нас?


Среди российских франшиз виртуальной реальности можно выделить такие компании, как Cinema VR, CityQuest, Virtuality Club. Все они по-своему интересны, однако концептуально отличаются от нас: это либо ВР-локации при кинотеатрах, либо квеструмы, либо компьютерные клубы.


Основным нашим конкурентом в России я считаю Cinema VR. Это сильный проект, который очень активно строит франшизные точки.

Это мини-кинотеатры с очками виртуальной реальности — спутники больших кинозалов. Выбрано трендовое направление, которым также идёт IMAX.

Трейлер игры Cinema VR


Если говорить именно о парках, то отличное место — московский «Виртуалити», но на сайте о франшизе нет ни слова.

Игра парка Виртуалити


По факту, мы — единственная сеть парков виртуальной реальности в России, у которой есть реальные точки в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи и несколько действительных партнёров по франшизе.

Парк — это рассказанная мечта


Интерес к паркам виртуальной реальности и иммерсивному театру растёт и продолжит расти. Театр — древний способ пережить катарсис от того, что не происходит в реальности. Новые технологии лишь дают нам возможность усилить эффект.

Формы, в которых рассказывались истории, и способ вовлечения слушателя в эту историю, степень его вовлечения менялись на протяжении тысячелетий.

Существует чёткая формула: завязка-развитие-катарсис-развязка. Есть альтернативный взгляд: антагонист-протагонист. Каждая форма рассказа истории имеет разную степень погружения слушателя.

Глубочайший уровень, достижимый при помощи виртуальной реальности, значит, что человек забывает об искусственности созданного вокруг мира и верит в происходящее как в часть своей жизни.

С моей точки зрения, смена или появление новых форм рассказа сопряжены со спиральными этапами развития человечества, в том числе технологического. Сегодня технологии вернули нас в парки. Только парки изменились.


Материалы по теме:

Организаторы «Премии Рунета» назвали 10 технологических трендов на 2018 год

FashionTech Map: 44 участника рынка

Эра стартапов подходит к концу. Что дальше?

Станет ли смешанная реальность будущим компьютерных технологий?

Все хотят iPhone с дополненной реальностью. Как новинка перевернет рынок?

8 предсказаний Роберта Скоубла о будущем AR/VR-технологий

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Клубы инвесторов: гид для стартапов и бизнес-ангелов в 2024 году
  2. 2 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  3. 3 Тестировать гипотезы, привлекать первых пользователей
  4. 4 От неинвазивного глюкометра до платформы «Умный город»: что резиденты «Сколково» представят на ПМЭФ 2023
  5. 5 Водитель, которого нет: почему беспилотник безопасней человека за рулем
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта