Top.Mail.Ru
Колонки

Эти советы понравятся далеко не всем. Но если вы хотите защитить свои данные в сети — это необходимо

Колонки
Дмитрий Запорожец
Дмитрий Запорожец

Руководитель SEO-отдела Profitator (Kokoc Group)

Полина Константинова

Почти каждую неделю СМИ сообщают об очередной утечке персональных данных. Например, этим летом в сеть утекла информация о клиентах Capital One. А за скандалами, связанными с очередной утечкой данных пользователей Facebook, весь мир уже наблюдает, как за развитием сюжета сериала. 

Российские компании не отстают: в конце мая в открытом доступе появились данные 900 тысяч клиентов «Альфа-банка», «ОТП-банка» и «Хоум Кредит банка». А в июне Роскомнадзор разбирался с утечкой сотен тысяч учетных записей клиентов Ozon. 

Многих пользователей всерьез волнует безопасность собственных данных. О том, как их сохранить, рассказывает Дмитрий Запорожец, руководитель SEO-отдела Profitator (Kokoc Group). Но будьте готовы к тому, что почти все советы будут сопряжены с некими неудобствами в повседневной жизни — слишком сильно технологии интегрировались в быт.

Эти советы понравятся далеко не всем. Но если вы хотите защитить свои данные в сети — это необходимо

Читайте по теме: Брокеры данных: кто, где и как продает информацию о нас



Совет №1. Не загружайте в сеть сканы документов

Сегодня редкий сайт может похвастаться безопасностью персональных данных, даже с сайтов государственных структур и компаний иногда утекает информация о пользователях. Поэтому стоит сообщать минимум информации о себе сторонним сайтам и постараться не загружать сканы документов, например, прав или паспорта. 

Из-за «дыр» в системе безопасности фотографии могут проиндексировать поисковики. Дальше нейросети в поиске по картинкам сделают свое дело и найти изображение конкретного паспорта по соответствующему запросу сможет любой желающий.

Для редактирования изображений того же паспорта, например, лучше использовать офлайн-программы, установленные на телефон или компьютер, а не онлайн-редакторы изображений. В зависимости от того, как сервис реализован технически, эти данные также могут попасть в общий доступ. 

Совет №2. Помните про рекламу

Каждый раз, когда вы вводите данные в любой сервис (как с компьютера, так и с телефона), помните, что вы передаете эти данные не только сервису, но и всем его рекламодателям. 

  • Указали домашний адрес в «Яндекс.Навигаторе»? Поздравляю — «Яндекс» знает, где вы живете, и может точнее показывать вам рекламу. Да, данные у них обезличенные, но все же.
  • Заполнили онлайн-заявку на ОСАГО? Поздравляю, сервис знает ваш пол, возраст и марку машины. Если хотите скрыть эту информацию, идите в отделение страховой компании.
  • Указали дату рождения, чтобы интернет-магазин дал скидку в этот день? Отлично — сообщили магазину еще немного информации о себе.
  • Указали адрес доставки при оформлении заказа? Круто, интернет-магазин может потом сопоставить, что находится по этому адресу. Если офисное здание — скорее всего, это ваша работа, если жилой дом — скорее всего, это ваш домашний адрес. И записать это себе в CRM.

Даже если вы начали вводить данные, но не отправили форму, мы (вебмастера) в теории можем отслеживать ваше взаимодействие с ней и отправлять всё, что вы вводите, себе на сервера. Не факт, что будем делать, но можем.

Основная проблема тут в том, что все это делает нашу жизнь удобнее. Оформление заявки на ипотеку онлайн экономит время, указание домашнего и рабочего адресов в навигаторе позволяет удобнее строить маршрут, просто сказав Алисе «поехали домой». Сложно от этого отказаться.

Совет №3. Не заводите аккаунты ни на каких сервисах

Если вы хотите оставлять о себе минимальное число данных в интернете, придется:

  • удалиться из всех соцсетей (или указывать там заведомо ложные данные);
  • не заводить аккаунты и не логиниться ни на каких сервисах, ибо любой факт входа в аккаунт позволяет лучше агрегировать данные и связывать их с прошлыми визитами, составлять более цельную картину о пользователе;
  • пользоваться не удобными браузерами, которые взамен собирают о вас данные, а TOR;
  • пользоваться только полностью анонимными поисковиками, которые не собирают данные пользователей, например, DuckDuckGo;
  • не использовать сервисы так или иначе связанные с компаниями что-то продающими (в том числе рекламу). Например, отказаться от WhatsApp — он принадлежит Facebook. Они, конечно, обещают, что там все анонимно, но скандалы по утечкам персональных данных с Facebook были.

То же самое касается почты. Mail.ru, Gmail, «Яндекс.Почта» — все это сервисы крупнейших рекламных площадок, а любая информация о пользователях делает рекламу более эффективной. Так что используйте защищенные почтовые сервисы, не связанные с рекламой, например, Tutanota.

Совет №4. Отключайте Wi-Fi на телефоне

Отключайте Wi-Fi на телефоне, когда не пользуетесь им. Все большую популярность набирают Wi-Fi-радары, которые собирают информацию о факте посещения вами каких-то мест, чтобы потом, например, показать рекламу. 

Вы просто гуляете по ТЦ, а телефон, если на нем включен Wi-Fi, сканирует доступные сети и заодно передает Wi-Fi-радару информацию о себе. Необязательно даже подключаться к сети.

Совет №5. Придумайте надежный пароль к облачному хранилищу

Отдельная тема — облачные хранилища. Это очень удобно, ваши файлы всегда с вами в любой точке мира, где есть доступ в сеть, но у такого удобства тоже есть цена. Утечки данных случаются и у самих сервисов, и аккаунт ваш могут взломать. Был уже не один скандал со взломами аккаунтов звезд и утечками личных фото.

Так что если уж пользуетесь каким-то сервисом, придумайте надежный пароль, периодически его меняйте. А также выбирайте облачное хранилище, которое не было замешано в скандалах со взломами и утечками и никак не связано с сервисами, которые продают рекламу. Например, Dropbox. 

Такие решения, правда, как правило, будут самыми дорогими. Но помните — нет ничего бесплатного. Если вы бесплатно пользуетесь облачным хранилищем, значит, вы заплатили за это своими данными и показами себе рекламы.

Для того, чтобы оставлять как можно меньше данных о себе, придется отчасти стать параноиком. Это подойдет далеко не всем: мало кто готов задумываться о каждом своем действии в сети. 

Мой совет: каждому установить для себя разумный барьер. Например, не отправлять в сеть данные своих документов и не сообщать какие-то очень личные именно для вас сведения. По умолчанию считайте, что все, что попало в сеть, там и останется. Поэтому думайте, прежде чем что-то передать.

Фото на обложке: Lorelyn Medina/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Вы отдаете бесплатно самое дорогое. Вот какие ваши персональные данные хранятся в интернете
  2. 2 Данные о россиянах разрешат использовать без их ведома
  3. 3 «Передавать данные в облако здорово, но, возможно, наступит день, когда вы захотите их оттуда вернуть». Топ-менеджмент Veeam Software о развитии компании
  4. 4 Разговоров с родителями недостаточно: что нужно, чтобы защитить данные детей в интернете
  5. 5 «Я ушел из рекламной индустрии, потому что меня ужаснуло, как мы собираем данные о людях»
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта