Колонки

Там, где встречаются IoT и HoReCa: как рестораны и отели применяют интернет вещей

Колонки
Алексей Сечкин
Алексей Сечкин

Директор Центра инноваций «Инфосистемы Джет»

Полина Константинова

Алексей Сечкин, директор Центра инноваций «Инфосистемы Джет», рассказывает о современных способах применения технологий интернета вещей в HoReCa и достигнутых результатах.

Там, где встречаются IoT и HoReCa: как рестораны и отели применяют интернет вещей
Присоединиться

Аналитики IDC оценили объем мирового рынка интернета вещей по итогам 2018 года в $646 миллиардов. И, по прогнозам экспертов, глобальные IoT-расходы в 2019 году продолжат расти и увеличатся на 15,4%. Однако для многих эта технология остается загадкой, и при словосочетании «интернет вещей» некоторые обыватели все еще представляют холодильник, умеющий оповещать владельца через смартфон о необходимости купить пару пакетов молока.

Сегодня я постараюсь дать более масштабное представление об IoT как об универсальном наборе инструментов, уже сегодня приносящих значительную пользу бизнесу.

В этом материале речь пойдет об использовании интернета вещей сегментом HoReCa, который в последнее время проявляет повышенный интерес к технологии. И это вполне объяснимо: именно рестораны и отели подразумевают максимально тесный контакт с клиентом непосредственно на своей территории.

В стремлении улучшить клиентский опыт и при этом оптимизировать свои расходы предприниматели внедряют передовые технологии. Появляются «умные» гостиницы и кафе.

Что уже дает отелям IoT

В отелях уже можно встретить так называемые «подключенные» комнаты. В них гости получают почти полный контроль над большинством устройств в номере через смартфон. С помощью мобильного приложения постояльцы могут управлять кондиционером, контролировать освещение, переключать ТВ-программы, удаленно вызывать лифт, а также связываться с персоналом в режиме 24/7 и заказывать дополнительные услуги.  

К примеру, американская сеть The Peninsula Chicago предусматривает управление номерами через специальный планшет, а уже к 2017 году Wynn Las Vegas «снабдил» больше 4,5 тысячи гостевых комнат цифровыми помощниками, в число которых вошел голосовой ассистент Amazon Alexa.

Фото: Unsplash

Отдельно стоит упомянуть возможность ориентироваться внутри отеля через онлайн-карты и встроенный навигатор. В по-настоящему больших зданиях это позволяет гостям отыскать ресторан, ресепшн или нужный номер. Реализуется такая функция опять же при помощи смартфона на основе данных GPS и специальных BLE-маячков, расположенных по всей территории заведения.

Первооткрывателями в области «обучения» отелей стали несколько мобильных игроков, например, KviHotel в Будапеште, и, конечно, такие мастодонты рынка, как Marriot.

Сеть отелей запустила в 2017 году «умную» лабораторию-модель гостиничного номера, в которой проводила тестирования различных IoT-приспособлений, а также активно использовала технологии виртуальной реальности для показа интерьера номера гостям при бронировании.

Чем помогает IoT ресторанам

Несмотря на относительно небыстрое распространение IoT в ресторанах, многообещающим выглядит развитие самих платформ. Внедрение интернета вещей может обеспечить новый уровень взаимодействия всей цепочки поставщиков – от производителя продуктов до конечного потребителя. В области коммерческого кухонного оборудования IoT предоставляет возможность сбора эксплуатационных данных с устройств и передачи этой информации аналитической платформе.

Иначе говоря, преимущества IoT заключаются в оптимизации режимов эксплуатации оборудования для более эффективного энергопотребления — собранные с помощью IoT данные используются для своевременного обслуживания кухонного оборудования.

Подобный подход позволяет благодаря контролю за эксплуатацией по регламенту сократить затраты, обслуживая оборудование по мере необходимости.

Кроме того, это шанс минимизировать простои работы и избежать дорогостоящего ремонта за счет раннего обнаружения потенциальных поломок. Следующим логическим шагом прогнозируется объединение кухонного оборудования и приборов на общей интеллектуальной платформе.

Фото: Unsplash

Хороший пример подала сеть ресторанов BonPainc, оборудовав датчиками все содержимое кухни — от духовок до тостеров — и сведя получаемые данные в специальном приложении. Такой шаг позволил уменьшить издержки и увеличить производительность персонала.

При этом в такие IoT-решения можно добавлять возможности аналитики и сравнивать работы инженерных систем схожих объектов, особенно если речь идет о сетевом бизнесе. Решение Jet Smart Building, к примеру, обеспечивает комплексную автоматизацию, мониторинг и управление группами объектов, что, с одной стороны, снижает издержки на обслуживание, а с другой, повышает качество работы за счет консолидации данных в едином центре эксплуатации и обслуживания.

Какая экономия от «умных» датчиков

Общее позитивное влияние, которое оказывает внедрение интернета вещей для HoReCa, связано с тем, что оптимизация потребления энергоресурсов никаким образом не отражается на комфорте посетителей.

С помощью комплексной автоматизации и диспетчеризации можно гибко управлять режимами работы основных инженерных систем отеля, избегать чрезмерного потребления ресурсов, следить за своевременным исполнением регламентов работы оборудования.

Приведу пример: подобные системы позволяют экономить на электроэнергии за счет автоматического светорегулирования на основе данных об освещенности (отключения света по расписанию или при условии нахождения людей в помещении), регулирования теплоснабжения в зависимости от внешней и внутренней температуры и других факторов.

В нашей практике уже был опыт реализации проекта по повышению энергоэффективности за счет IoT: в одной московской сети мы сократили расходы на энергопотребление до 30% за счет внедрения решения по управлению инженерными системами Jet Smart Building.  

Гарантирует ли использование IoT лояльность клиентов

Как в отелях, так и в ресторанах одной из главных целей работы является высокий клиентский уровень удовлетворенностью сервисом, который может обеспечиваться в том числе решениями на базе компьютерного зрения.

Помимо того, что эта технология позволяет выявлять нахождение посторонних людей в опасных зонах или зонах с особым пропускным режимом, она же позволяет существенно расширить набор сервисов за счет использования технологии распознавания человека по лицу:

  • бесконтактный проход в отель и номер,
  • формирование индивидуального предложения на кассе и стойке ресепшн (замена/дополнение традиционной системы карт лояльности),
  • предоставление информационных сервисов совместно с digital signage (мультимедийные цифровые рекламные панели, которые показывают релевантную рекламу, в том числе с возможностью персонализации на основании распознавания лица человека, который находится перед панелью).

Основываясь на технологиях радиочастотных маячков (RFID) и Bluetooth-меток, еще в 2014 году в штате Джорджия рестораны сети McDonalds на входе в ресторан идентифицировали людей с установленным приложением и направляли им подборку акций и купонов на скидку. С помощью компьютерного зрения также можно обеспечить контроль удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг, например, в кассовой зоне, лобби или за столиком.

Фото: Unsplash

Еще один важный фактор в HoReCa — контроль персонала. Эту задачу можно решить как с помощью компьютерного зрения, так и с помощью инструментов персональной телеметрии. Сотрудники оснащаются специальными метками, которые могут быть вшиты в одежду или выполнены в виде браслетов.

Метки позволяют отслеживать перемещения работников и их деятельность, тем самым контролируя режим и качество труда. На основе собранных данных формируются отчеты, которые возможно интегрировать в другие бизнес-системы.

***

На сегодняшний день основной проблемой подключения сетевого бизнеса к интернету вещей остается неоднородность экосистемы. Разные производители, конкурирующие технологии, отдельные системы защиты – все это не способствует продуктивной работе с «умными» сенсорами и гаджетами.

Формируя же бесшовное пространство, состоящее из подключенного оборудования, датчиков и систем аналитики, предприниматели получают неоспоримое конкурентное преимущество: сотрудники наделяются современной системой управления, клиенты довольны предоставляемым уровнем сервиса и никакая ценная бизнес-информация не проходит мимо предпринимателя. 


Материалы по теме:

Уязвимости IoT: как злоумышленники могут взломать ваши устройства?

Блокчейн позволяет ритейлерам проверять качество мяса. И вот как

Где применяется интернет вещей: 10 примеров

Почему будущее IoT-устройств не такое светлое, как может показаться на первый взгляд

Как используют IoT, Big Data, машинное обучение и блокчейн НЛМК, М.Видео, МегаФон и проекты Сколково

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Казахстанский стартап kook для заказа продуктов в рестораны привлек $200 тыс. инвестиций
  2. 2 В Москве пройдет международная выставка продуктов питания для ритейла и HoReCa
  3. 3 Как изменился рекрутинг в HoReCa. Тенденции 2023 года
  4. 4 Игра на выживание: ресторанный бизнес прямо сейчас
  5. 5 К чему готовиться игрокам гостиничного рынка в России?
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта