Колонки

Как IT-стартапу и инвестору найти друг друга: о чем нужно знать основателям проектов

Колонки
Денис Ситников
Денис Ситников

Вице-президент по инвестициям группы компаний «ЛАНИТ»

Полина Константинова

Денис Ситников, вице-президент по инвестициям группы компаний «ЛАНИТ», в колонке рассказывает, на что смотрят инвесторы при отборе проектов, с какими проблемами они сталкиваются в процессе и как их решают, и объясняет, какой логикой руководствуются в его компании при инвестировании в IT-стартапы.   

Как IT-стартапу и инвестору найти друг друга: о чем нужно знать основателям проектов
Присоединиться

Стартап в России меньше, чем стартап

Я стараюсь не использовать термин «cтартап» применительно к России, поскольку он больше относится к рыночным условиям, которых сейчас в стране нет. Это взрывной рост выручки, движение от раунда к раунду, выход на IPO, возможно, даже не достигая операционной рентабельности.

В России нет «дешевых» денег, нет широкой базы инвесторов, небольшой относительно базы активов фондовый рынок и последние два года не было IPO. Рынок M&A также показывает отрицательную динамику. Инвесторам трудно рассчитывать на капитализацию компании в ее классическом понимании (когда есть внешняя оценка стратега или фондового рынка).

Круг фондов и инвесторов, которые вкладываются на разных стадиях жизненного цикла компаний, очень ограничен. Новые раунды с более высокой оценкой возможны, но точечно и в отдельных «модных» историях.

Я предпочитаю использовать термин «молодые компании». Любые компании, в том числе и нашей группы, были молодыми и проходили несколько фаз роста. При этом у них нет цели выйти на IPO и/или продаться стратегу (хотя мы открыты к таким предложениям).

Есть цель построить устойчивый бизнес, зарабатывать и распределять дивиденды. Мы верим, что стабильно растущая и прибыльная компания может быть капитализируема на любом рынке, даже таком, как текущий рынок РФ.

Стратегия выбора проектов: на что смотрят инвесторы

Когда мы изучаем проекты, в первую очередь нас интересует вопрос скорости выхода бизнеса на безубыточность и объем инвестиций, необходимый для этого выхода.

Мы не рассматриваем проекты, в которые нужно вложить деньги до следующего раунда – с высокой степенью вероятности его может не быть.

Например, что касается нашего фокуса, мы стараемся инвестировать туда, где имеем отраслевую экспертизу – это B2B-cофт. Мы инвестируем в продуктовые компании, которые оперируют в больших вертикалях (в масштабах РФ), имеют потенциал развития продукта в несколько смежных рынков и могут быть дополнены сервисной или консалтинговой моделями.

В России подобных компаний довольно много, но не все они готовы развиваться на рыночных условиях. Многие остаются компаниями одного крупного клиента/проекта, где продукт был создан.

Сфера наших интересов в основном затрагивает рынок B2B/B2G-решений. Любое новое B2B-решение может быть интересным с точки зрения работы с заказчиком. Как инвесторы мы также рассматриваем и B2C-решения.

Фото: Unsplash

Прежде чем привлекать инвестиции, основатель молодой IT-компании должен сам для себя четко понять, в чем именно ему нужна поддержка, помимо финансов, и к кому за этим нужно обращаться. Например, мы помогаем компаниям не только деньгами, но главными образом бизнес-девелопментом и корпоративными функциями (IT, HR, финансы и так далее).

В 2013 году компания CardsMobile разработала приложение «Кошелек». Это единственный российский агрегатор всех типов карт лояльности. Мы не только вложили в этот проект несколько миллионов долларов. Компания Inventive Retail Group, которая входит в нашу группу компаний, была первым клиентом этого приложения, благодаря чему CardsMobile получила возможность отработать бизнес-кейс и расти в нужном направлении.

«Кошелек» показывает хорошую динамику по выручке, приложением пользуются больше 4 миллионов пользователей. За все время работы сервиса пользователи добавили в «Кошелек» 75 миллионов карт лояльности.

Среди партнеров «Кошелька» такие крупные торговые сети, как X5 Retail Group, «Спортмастер», «М.Видео», Adidas Group, O’STIN, Sela, «О’КЕЙ», kari, Zenden Group, Metro Cash and Carry, «Иль де Ботэ» и другие. Ежемесячно пользователи получают скидки по картам в приложении 40 миллионов раз. В 2018 году мы привлекли в акционерный капитал сильного финансового партнера – Альфа-Банк.

На что могут смотреть инвесторы в ходе отбора компаний? Например, наши критерии достаточно стандартны:

  • сильная команда (два или три фаундера лучше, чем один, но главное, чтобы у основателей был предпринимательский и отраслевой опыт);
  • собственные деньги, вложенные в проект (нам кажется, что фаундеры, если они действительно верят в бизнес, должны искать внешние инвестиции, когда все внутренние возможности исчерпаны);
  • продукт/решение, потенциально имеющие значительный рынок сбыта;
  • наличие именно бизнеса, пусть совсем небольшого, а не идеи или прототипа;
  • масштабируемая бизнес-модель;
  • продукт/решение, которое протестировано одной из наших компаний в качестве заказчика или партнера;
  • целевая рентабельность по чистой прибыли больше 20%;
  • возможность синергии с нашей группой компаний.

Риски и сложности

Для венчура высоко рискованными являются все проекты, где есть потенциально большой рынок, но до конца не ясна бизнес-модель. Мы не рассматриваем такие варианты, хотя есть фонды, которые сделали состояние, успешно угадывая технологические тренды. Здесь мы не конкуренты.

Для нас вопрос о технологиях несколько вторичен. На B2B-рынке мы не пытаемся кардинально изменить бизнес наших клиентов. Нужно понимать, что любые изменения стоят денег. Не только тех, которые клиент платит за внешний продукт/услугу, но и тех, которые он тратит на интеграцию этого продукта/услуги, что зачастую гораздо дороже.

Какой бы замечательный продукт вы не придумали, если его сложно интегрировать, – он не подойдет.

Мы стремимся сделать так, чтобы с помощью наших продуктов клиенты больше зарабатывали, меньше тратили и быстрее развивались. Те продукты, которые помогают решать эту задачу и дают хорошую прибыль, нам кажутся очень перспективными.

Фото: Unsplash

В качестве примера приведу компанию ABC Solutions, которая специализируется на разработке и внедрении систем управления персоналом. Мы выступили ее инвестором. Решения компании активно внедряются в food и fashion-ритейле, финансовом секторе, телекоме и HoReCa.

Платформа Goodt Go использует биометрию, большие данные и машинное обучение для комплексного управления сотрудниками. Среди ее клиентов – «Альфа-Банк», «Леруа Мерлен», Inventive Retail Group (Lego, Nike, re:Store, Samsung, Sony Centre, STREET BEAT, UNOde50).

Обычно к нам приходят продуктовые команды, у которых IT на месте, а вот бизнес-составляющей может не хватать. А она очень важна, поэтому мы, как правило, ждем, пока они эту часть доработают. Проекты, сделанные маркетологами, когда представлена красивая презентация, но отсутствует продукт или услуга, мы не рассматриваем.

Что еще?

Размер инвестиций в новый проект определяется стадией развития компании и размером бизнеса. Но есть отдельные ниши (например, финтех), связанные с большим охватом аудитории и выдачей займов, они капиталоемки по определению.

Все инвесторы сталкиваются со сложностями в развитии проекта. Есть проблемы, которые сложно решаемы, и тогда наилучшим вариантом будет его закрытие.

Проблемы, кстати, не денежные. Они связаны с основателями, например, произошел конфликт в команде. Уход или смерть основателей на ранней стадии развития компании с высокой степенью вероятности означает закрытие проекта (или его серьезное переформатирование). Еще одна возможная причина прекращения существования проекта – умерла бизнес-модель, и другой не найдено, чаще всего это бывает на начальной стадии.

Фото: Unsplash

Мы внимательно подходим к отбору проектов для инвестирования и предпочитаем работать с командами, которые уже имеют прототипы решений. Нам удается избегать значительных потерь, поскольку мы не заключаем быстрых сделок.

Нашим ключевым преимуществом является накопленный опыт и отраслевая экспертиза сотрудников – практически по любому IT-проекту мы можем найти специалистов.

Однако было несколько случаев, когда мы были вынуждены расстаться с проектами, так и не нашедшими бизнес-модель.

Вопрос о сумме дополнительных инвестиций в каждом конкретном случае непростой, поскольку получение доходов от проекта часто бывает позднее, чем прогнозировалось сначала. Положительные сюрпризы очень редки. Делаем ли мы дополнительные транши в наши компании? Да. Мы не пассивный инвестор. Но каждый новый транш инвестиций – это отдельный кейс с защитой.

Мы стремимся вывести наши молодые компании на положительный денежный поток, и инвестиции – это только часть нашей деятельности. Основная составляющая нашей работы как инвестора – операционная деятельность: работа с командой, издержками, стратегией продаж, стоимостью привлечения клиентов, и конечно, главное – помощь в привлечении клиентов.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 План Б: где россиянам еще можно получить гражданство и ВНЖ за инвестиции
  2. 2 Стамбул для инвесторов: обзор 5 районов, открытых для инвестиций
  3. 3 Где стартапу искать деньги в 2024 году: 8 мер поддержки и более 20 программ, о которых вы могли не слышать
  4. 4 Стартап выстрелил. Как вывести инвестора из бизнеса без конфликта
  5. 5 Бизнес в Южной Африке
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти