Многие считают Agile волшебным средством, которое поможет бизнесу сделать качественный скачок в работе. Но на практике гибкие подходы не всегда приживаются в компаниях.
Евгений Устинов, руководитель проектов McKinsey, на странице компании в Facebook рассказывал, как правильно встать на Agile-рельсы. Rusbase делится полезной методикой.
Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.
Agile — ответ на вопрос «Как?»
Традиционно компании строят бизнес-процессы по каскадной модели — когда все происходит поэтапно и последовательно. На этапе планирования всё подробно, понятно и логично. Но на практике каскадная модель может привести к провалу проекта, если изменятся требования к продукту, конечная цель или сроки. При этом многие менеджеры закрывают на это глаза и пытаются придерживаться первоначального плана.
Agile — это гибкий подход к разработке и управлению проектами. По сути, он включает несколько методологий и принципов, которые помогают уменьшить риски в реализации проектов с помощью гибкости. Принципы и основные идеи подхода собраны в Agile-манифесте, первая версия которого опубликована в 2001 году.
Agile объединяет множество различных методов и подходов, которые в совокупности помогают компании быстро адаптироваться к меняющейся рыночной среде. Agile — ответ на вопрос «Как совершить скачок на новый качественный уровень работы?».
Компании, практикующие Agile, быстрее реагируют на запросы клиентов и выводят на рынок новые продукты раньше конкурентов. Внутренние процессы в таких компаниях выстроены более эффективно.
Все это возможно благодаря существенным изменениям в подходе к управлению организацией. Меняется культура внутри компании, поведение и роли в команде. Изменения происходят и за пределами организации: команды, которые работают по Agile, уделяют больше внимания потребностям клиентов и поэтому создают продукты, которые находят лучший отклик у аудитории.
Преимуществами Agile-подхода пользуются многие технологические компании. Любая доработка IT-продукта моментально становится релизом — например, гиганты Amazon и Google выпускают тысячи обновлений ежедневно.
Почему компании переходят на Agile
С помощью Agile можно сократить time to market — период от начала разработки продукта до его выхода на рынок. Многие компании, которые работают с массовым сегментом, не способны быстро выпускать новые продукты: в среднем им требуется на это от года до двух лет. За это время потребности клиента меняются, и предложение становится нерелевантным для потребителей.
При этом бизнес таких компаний — банков, ИТ-организаций, телеком-провайдеров и сервисных компаний — зависит от переменчивого спроса большого числа потребителей: для них важно быть гибкими и подстраиваться под клиента. Они это понимают, поэтому сейчас в России мы наблюдаем популярность Agile-подхода в первую очередь в таких компаниях.
Основные причины переходить на Agile:
- Компании нужно ускорить процесс запуска новых продуктов на рынок.
- Команде требуется постоянно повышать удовлетворенность клиентов.
- Организация стремится сократить затраты на производство или хотя бы остановить их рост.
- Компания ищет талантливых сотрудников, для привлечения которых нужно создать хорошие условия работы — Agile увеличивает эффективность компании и делает ее привлекательным работодателем.
Как работает Agile-команда
Ядро Agile и главный его компонент — небольшая команда от шести до двенадцати человек. Она должна быть самодостаточной и кросс-функциональной — бок о бок должны работать люди разных специализаций: продуктологи, маркетологи, юристы, дизайнеры, IT-специалисты. Все они образуют единый организм: идеально, если они работают в одном помещении.
Работа в проектах строится из небольших отрезков — спринтов. Каждый спринт может длиться от недели до месяца, но сейчас самый распространенный стандарт — две недели. В конце спринта команда должна представить целостный и жизнеспособный продукт, которым может пользоваться клиент.
Команда детально планирует свою работу только на этот срок. Практика подтверждает эффективность такого подхода, потому что человек плохо умеет прогнозировать в долгосрочной перспективе.
Как компании переходят на Agile
Изменения в организации чаще всего идут сверху вниз и снизу вверх.
Сверху вниз
Это так называемый большой взрыв, когда руководители организации решают жить по-новому и переводят на Agile сразу всю компанию за сравнительно короткий срок — он зависит от размера организации: трансформация может занять и пару месяцев, и год.
Топ-менеджеры (самостоятельно или с помощью консультантов) заново планируют всю структуру и процессы: делят людей на команды, обучают всех сотрудников новому подходу к работе, перестраивают корпоративные процессы во всех областях — от HR до финансирования.
Этот подход хорош тем, что приносит масштабные изменения, которые дают быстрый результат. Вся организация делает большой скачок, и не возникает проблем с тем, что один отдел уже перешел на Agile-рельсы, а другой еще нет.
Снизу вверх
В организации создается одна команда, которая проходит обучение и начинает работать по-новому. Остальные сотрудники видят успехи коллег и вдохновляются их примером.
Постепенно, по цепочке, вся организация переходит на Agile. Этот путь более органичный, но долгий. Кроме того, в компании какое-то время существует старая организационная структура, которая может сопротивляться изменениям. И это может вылиться в борьбу.
Как понять, что команда готова к Agile
Agile очень сильно переплетен с культурой. Некоторые люди просто не готовы к переменам. Любопытно, что в крупных организациях ими оказываются менеджеры среднего звена.
Чтобы работать в Agile-команде, сотруднику необходимо:
- Смотреть шире. Теперь недостаточно быть профи в своей очень узкой области. Нужно смотреть на бизнес со всех сторон, а не концентрироваться на конкретном участке или сегменте. Нужно быть готовым развиваться горизонтально, вертикально, функционально — чтобы видеть и чувствовать полную картину в бизнесе. Все это нужно, чтобы команда отвечала за свой продукт Е2Е — от начала до конца.
- Ориентироваться на командный результат. В Agile неважно, какая позиция у члена команды. Важно, как каждый сотрудник участвует в проекте, команде, какой продукт создает и каких результатов добивается. В Agile очень редко применяются индивидуальные KPI, потому что имеет значение только результат работы команды и всей организации.
- Развивать навык самоорганизации. Построение Agile-команд практически нивелирует иерархию. В каждой группе есть лидер, и на этом начальники заканчиваются — в Agile-команде нет руководителей старого образца. Руководитель становится неформальным лидером, который помогает, а не молча дает указания.
Где узнать больше об Agile
Agile лучше осваивать на практике. Но подготовиться к этому помогут кейсы других компаний и команд. В открытом доступе много полезных материалов и подробных кейсов — например, как работают в Pixar (книга «Корпорация гениев», Эд Кэтмелл и Эми Уоллес), Zappos, Spotify и Google (книга «Как работает Google», Эрик Шмидт и Джонатан Розенберг). Рекомендую посмотреть на YouTube ролики коучей по Agile — к примеру, Henrik Kniberg.
Материалы по теме:
Forbes опубликовал рейтинг самых инновационных растущих компаний мира — 2017
Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом
В компаниях будущего нет начальников, и всем управляет блокчейн
Что такое канбан и зачем его использовать?
5 правил, которые нужно выучить стартапам, чтобы работать с корпорациями
Корпоративные инновации в Японии: почему историю надо связывать с технологиями
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 «За три дня мы получили 15 тысяч предзаказов». Как стартап из России составил конкуренцию Илону Маску
- 2 Что такое смарт-контракты и чем они так хороши
- 3 «В нас поверили простые люди»: от умирающего до инновационного бизнеса одно IPO
- 4 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
- 5 «Смотрите на услуги глазами клиента»: просто сказать, сложнее — сделать