Top.Mail.Ru
Колонки

Как понять, готова ли ваша команда к Agile

Колонки
Евгений Устинов
Евгений Устинов

Руководитель проектов McKinsey

Виктория Кравченко

Многие считают Agile волшебным средством, которое поможет бизнесу сделать качественный скачок в работе. Но на практике гибкие подходы не всегда приживаются в компаниях.


Евгений Устинов, руководитель проектов McKinsey, на странице компании в Facebook рассказывал, как правильно встать на Agile-рельсы. Rusbase делится полезной методикой. 

Как понять, готова ли ваша команда к Agile

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Agile — ответ на вопрос «Как?»

Традиционно компании строят бизнес-процессы по каскадной модели — когда все происходит поэтапно и последовательно. На этапе планирования всё подробно, понятно и логично. Но на практике каскадная модель может привести к провалу проекта, если изменятся требования к продукту, конечная цель или сроки. При этом многие менеджеры закрывают на это глаза и пытаются придерживаться первоначального плана.


Agile — это гибкий подход к разработке и управлению проектами. По сути, он включает несколько методологий и принципов, которые помогают уменьшить риски в реализации проектов с помощью гибкости. Принципы и основные идеи подхода собраны в Agile-манифесте, первая версия которого опубликована в 2001 году.


Agile объединяет множество различных методов и подходов, которые в совокупности помогают компании быстро адаптироваться к меняющейся рыночной среде. Agile — ответ на вопрос «Как совершить скачок на новый качественный уровень работы?».


Компании, практикующие Agile, быстрее реагируют на запросы клиентов и выводят на рынок новые продукты раньше конкурентов. Внутренние процессы в таких компаниях выстроены более эффективно.


Все это возможно благодаря существенным изменениям в подходе к управлению организацией. Меняется культура внутри компании, поведение и роли в команде. Изменения происходят и за пределами организации: команды, которые работают по Agile, уделяют больше внимания потребностям клиентов и поэтому создают продукты, которые находят лучший отклик у аудитории.


Преимуществами Agile-подхода пользуются многие технологические компании. Любая доработка IT-продукта моментально становится релизом — например, гиганты Amazon и Google выпускают тысячи обновлений ежедневно.


Почему компании переходят на Agile

С помощью Agile можно сократить time to market — период от начала разработки продукта до его выхода на рынок. Многие компании, которые работают с массовым сегментом, не способны быстро выпускать новые продукты: в среднем им требуется на это от года до двух лет. За это время потребности клиента меняются, и предложение становится нерелевантным для потребителей.


При этом бизнес таких компаний — банков, ИТ-организаций, телеком-провайдеров и сервисных компаний — зависит от переменчивого спроса большого числа потребителей: для них важно быть гибкими и подстраиваться под клиента. Они это понимают, поэтому сейчас в России мы наблюдаем популярность Agile-подхода в первую очередь в таких компаниях.


Основные причины переходить на Agile:

  1. Компании нужно ускорить процесс запуска новых продуктов на рынок.
  2. Команде требуется постоянно повышать удовлетворенность клиентов.
  3. Организация стремится сократить затраты на производство или хотя бы остановить их рост.
  4. Компания ищет талантливых сотрудников, для привлечения которых нужно создать хорошие условия работы — Agile увеличивает эффективность компании и делает ее привлекательным работодателем.

Как работает Agile-команда

Ядро Agile и главный его компонент — небольшая команда от шести до двенадцати человек. Она должна быть самодостаточной и кросс-функциональной — бок о бок должны работать люди разных специализаций: продуктологи, маркетологи, юристы, дизайнеры, IT-специалисты. Все они образуют единый организм: идеально, если они работают в одном помещении.


Работа в проектах строится из небольших отрезков — спринтов. Каждый спринт может длиться от недели до месяца, но сейчас самый распространенный стандарт — две недели. В конце спринта команда должна представить целостный и жизнеспособный продукт, которым может пользоваться клиент.


Команда детально планирует свою работу только на этот срок. Практика подтверждает эффективность такого подхода, потому что человек плохо умеет прогнозировать в долгосрочной перспективе.


Как компании переходят на Agile

Изменения в организации чаще всего идут сверху вниз и снизу вверх.


Сверху вниз


Это так называемый большой взрыв, когда руководители организации решают жить по-новому и переводят на Agile сразу всю компанию за сравнительно короткий срок — он зависит от размера организации: трансформация может занять и пару месяцев, и год.


Топ-менеджеры (самостоятельно или с помощью консультантов) заново планируют всю структуру и процессы: делят людей на команды, обучают всех сотрудников новому подходу к работе, перестраивают корпоративные процессы во всех областях — от HR до финансирования.


Этот подход хорош тем, что приносит масштабные изменения, которые дают быстрый результат. Вся организация делает большой скачок, и не возникает проблем с тем, что один отдел уже перешел на Agile-рельсы, а другой еще нет.


Снизу вверх


В организации создается одна команда, которая проходит обучение и начинает работать по-новому. Остальные сотрудники видят успехи коллег и вдохновляются их примером.


Постепенно, по цепочке, вся организация переходит на Agile. Этот путь более органичный, но долгий. Кроме того, в компании какое-то время существует старая организационная структура, которая может сопротивляться изменениям. И это может вылиться в борьбу.


Как понять, что команда готова к Agile


Agile очень сильно переплетен с культурой. Некоторые люди просто не готовы к переменам. Любопытно, что в крупных организациях ими оказываются менеджеры среднего звена.


Чтобы работать в Agile-команде, сотруднику необходимо:

  1. Смотреть шире. Теперь недостаточно быть профи в своей очень узкой области. Нужно смотреть на бизнес со всех сторон, а не концентрироваться на конкретном участке или сегменте. Нужно быть готовым развиваться горизонтально, вертикально, функционально — чтобы видеть и чувствовать полную картину в бизнесе. Все это нужно, чтобы команда отвечала за свой продукт Е2Е — от начала до конца.
  2. Ориентироваться на командный результат. В Agile неважно, какая позиция у члена команды. Важно, как каждый сотрудник участвует в проекте, команде, какой продукт создает и каких результатов добивается. В Agile очень редко применяются индивидуальные KPI, потому что имеет значение только результат работы команды и всей организации.
  3. Развивать навык самоорганизации. Построение Agile-команд практически нивелирует иерархию. В каждой группе есть лидер, и на этом начальники заканчиваются — в Agile-команде нет руководителей старого образца. Руководитель становится неформальным лидером, который помогает, а не молча дает указания.

Где узнать больше об Agile


Agile лучше осваивать на практике. Но подготовиться к этому помогут кейсы других компаний и команд. В открытом доступе много полезных материалов и подробных кейсов — например, как работают в Pixar (книга «Корпорация гениев», Эд Кэтмелл и Эми Уоллес), Zappos, Spotify и Google (книга «Как работает Google», Эрик Шмидт и Джонатан Розенберг). Рекомендую посмотреть на YouTube ролики коучей по Agile — к примеру, Henrik Kniberg.


Материалы по теме:

Forbes опубликовал рейтинг самых инновационных растущих компаний мира — 2017

Шесть трендов, которые должен понять каждый, прежде чем заняться бизнесом

В компаниях будущего нет начальников, и всем управляет блокчейн

Что такое канбан и зачем его использовать?

5 правил, которые нужно выучить стартапам, чтобы работать с корпорациями

Корпоративные инновации в Японии: почему историю надо связывать с технологиями

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «За три дня мы получили 15 тысяч предзаказов». Как стартап из России составил конкуренцию Илону Маску
  2. 2 Что такое смарт-контракты и чем они так хороши
  3. 3 «В нас поверили простые люди»: от умирающего до инновационного бизнеса одно IPO
  4. 4 Бирюзовый автопилот: три ошибки самоуправления
  5. 5 Как геймифицировать бизнес с многомиллиардным оборотом и выжить? Опыт Biletix