Top.Mail.Ru
Колонки

Прочитай и сделай: как раскрутить Telegram-бота для бизнеса

Колонки
Александр Лашков
Александр Лашков

Сооснователь агентства Smile Bright Media

Виктория Кравченко

Александр Лашков, сооснователь медиахаба Rockin’Robin, продолжает серию рассказов о том, как его компания создала Telegram-бота. На этот раз он делится опытом по продвижению проекта и по пунктам объясняет, как раскрутить бота с нуля до нескольких тысяч пользователей.

Записывайте: упорство и труд.

Прочитай и сделай: как раскрутить Telegram-бота для бизнеса

В конце лета текущего года мы запустили новый проект Telegram-бот для интернет-маркетологов. Мы хотели создать инструмент, который бы мог анализировать качество текста на разных языках, помогал находить ответы на популярные вопросы, а также позволял организовать консультацию с экспертами по контент-маркетингу. Последняя функция обещала стать новым каналом привлечения лидов для нашей компании.

Но мало разработать программу: нужно как-то привлечь к ней внимание пользователей. Сегодня мы расскажем, как смогли раскрутить своего Telegram-бота с нуля до более чем тысячи пользователей.

Предел мечтаний

Как и в случае обычного софта, популярность чат-ботов зависит от того, на какую аудиторию они нацелены. Боты, позволяющие решать задачи конечных пользователей, всегда популярнее бизнес-инструментов. К примеру, в феврале этого года американский Forbes опубликовал материал, в котором создатели популярных Telegram-ботов раскрывали цифры их посещаемости. В частности, разработчик бота @my_ali_bot, помогающего пользователям искать товары на AlieExpress, говорил, что им пользуются 38 тысяч человек. В свою очередь, создатель одного из самых популярных Telegram-ботов @MyPokerBot Игорь Поляков заявлял о 40 тысячах активных пользователей. 

Даже несложный анализ показывает, что в сегменте ботов для B2B настолько популярных ботов просто нет. К примеру, у MyPokerBot на известном сайте-каталоге ботов Storebot 1145 голосов. В то же время у инструментов, позволяющих создавать заметки в Evernote или публиковать в чат статистику Google Analytics, редко когда больше пары десятков или сотен голосов.

Если предположить, что с момента февральской публикации в американском Forbes упомянутые там боты стали еще популярнее, то теперь они могут располагать 50–70 тысячами пользователей. Если сопоставить число голосов на известных сайтах-каталогах с этими величинами, то становится понятно, что у бизнес-инструментов вряд ли может быть больше нескольких тысяч пользователей. Но даже эту аудиторию как-то можно привлечь.

Первые шаги: каталоги 

Практически все существующие на данный момент руководства по продвижению ботов и каналов в Telegram советуют их создателям добавлять свои проекты в каталоги. Их уже довольно много; вот лишь некоторые из тех, куда мы добавили нашего бота:

Главная польза подобных ресурсов — у них есть серьезная аудитория, которой администрация время от времени отправляет подборки лучших ботов в различных категориях. Именно такие рассылки могут стать отличным источником трафика. К примеру, команда всё того же бота MyPokerBot делилась своим опытом и рассказывала, что попадание в подборку Best New Bot каталога Storebot принесло проекту 4 тысячи новых пользователей.

Однако нужно учитывать специфику этих ресурсов: большей популярностью пользуются боты для игр, развлечений и решения других задач конечных пользователей. А это значит, что именно такие продукты и попадают в подобные подборки. Бизнес-инструменту сделать это значительно сложнее. Несмотря на то что в некоторых случаях наш бот оказывался на главной странице каталогов, какого-то особенного трафика с них мы не получили.

Основной удар: контент-маркетинг

Контент-продвижение нашего бота стартовало в середине августа — именно тогда была опубликована колонка в vc.ru. В этом материале мы рассуждали о том, что могут дать бизнесу подобные инструменты уже сейчас. Материал просмотрели более 4 тысячи раз, это вызвало первый всплеск интереса к боту. Был зафиксирован первый поток поданных через него заявок. Спустя несколько дней вышел наш материал на Rusbase — там мы рассказывали о том, как используем собственного бота и каких результатов уже добились, планируем добиться. Кроме того, мы осуществили публикацию одной из наших статей на «Спарке», а также подготовили для этого ресурса отдельный анонс нашего бота. В общем и целом это не дало какого-то значительного результата: два материала просмотрели около 500 раз, что объективно немного.

Как оказалось, всей этой активности достаточно, для того чтобы привлечь внимание независимых от нас обозревателей, которые могут публиковать материалы с упоминанием нашего проекта самостоятельно. Первым таким случаем стала публикация подборки 14 полезных бизнес-ботов для Telegram на «Хабрахабре», а затем и подборки 11 интересных ботов для маркетологов — всё на том же Rusbase.

Следующим этапом стал выход на зарубежные СМИ. Мы начали с публикаций в профильных изданиях, например, в известном ресурсе Chatbots Magazine и на сайте об интернет-бизнесе и технологиях VentureBeat. Популярные ресурсы давали сразу несколько всплесков популярности бота. Сначала — в момент появления материала на главной странице, а затем — в моменты публикации на своих страницах в соцсетях.

Кроме того, мы публиковались на других уважаемых ресурсах — например, Tech in Asia и AllTopStartups

Что получилось

Публикации в онлайн-СМИ и обзоры сторонних пользователей давали неплохие всплески интереса к нашему боту: в дни выхода некоторых материалов им пользовалось более сотни человек.

Данные сервиса Botan.io

Как видно, на данный момент большая часть аудитории бота — новые пользователи. По нашим подсчетам, с момента публикации бота в середине августа различными его функциями воспользовались более тысячи человек. Вполне неплохой результат для двух месяцев активной работы. Всё это дало нам более 50 заявок от потенциальных клиентов за тот же период. Это значительный рост по сравнению с периодом до введения бота в эксплуатацию.

Так выглядит сообщение о новой заявке от потенциального клиента, отправленной через бота

В будущем мы планируем уделить больше внимания удержанию пользователей, чтобы у них формировалась привычка использования нашего инструмента. Для этого мы будем расширять базу знаний, подключим новые агентства, с которыми могут связаться пользователи, а также расширим функциональность модуля анализа текста (особенно на английском языке). 

Заключение: несколько советов

В завершение сегодняшнего материала хотелось бы сформулировать несколько советов по продвижению Telegram-ботов.

  • Не стоит рассчитывать на каталоги: несмотря на их большое количество, наш опыт показал, что рассчитывать на то, что публикация на этих сайтах позволит увеличить число пользователей, не приходится. Если у вас бот с перспективой вирального роста (то есть довольно «попсовый»), то всё может быть не так плохо, но специализированные инструменты так раскрутить вряд ли удастся.
  • Контент-маркетинг может хорошо работать. В настоящий момент боты являются новинкой, по этой причине в Сети не так уж и много качественных материалов по этой теме. Поэтому публикация колонок в СМИ и блогах может привлечь пользователей, при этом не стоит забывать о том, что подбирать площадки нужно так, чтобы на них была целевая аудитория. Наш бот нужен руководителям бизнеса и маркетологам — исходя из этого, мы выбирали и площадки для размещения статей.
  • Подключите к боту сервис аналитики. Если говорить о Telegram, то здесь пока явно ощущается нехватка инструментов для анализа посещаемости и характера использования бота. По сути, существует единственный функциональный инструмент — Botan.io, поэтому мы рекомендуем сразу после создания подключать бота к нему. Это, конечно, не Google Analytics для ботов, но даст возможность получать информацию по базовым метрикам и отслеживать их изменение при внедрении нововведений.
  • Переводите бота на несколько языков. Наш опыт показывает, что наличие интерфейса более чем на одном языке (у нас — русский и английский) позволяет привлекать дополнительную аудиторию. Всё логично: чем больше языков, тем у большего числа пользователей из разных стран есть возможность взаимодействовать с ним.

Мы не собираемся останавливаться, в частности, уже сейчас начинаем работать над добавлением новых языков (в приоритете — немецкий и испанский), а параллельно изучаем доступные в новых странах возможности по использованию для продвижения контент-маркетинга (большого бюджета на рекламу у нас по-прежнему нет). Согласно нашим прогнозам и анализу статистики, к Новому году мы сможем достичь планки в 3—4 тысячи активных пользователей в месяц.

На сегодня всё, спасибо за внимание!


Материалы по теме:

Telegram-бот оказался очень хорошим помощником в нашем бизнесе

Жизнь с виртуальным ассистентом Alexa

Чат-боты – это не каприз моды, а настоящая революция

Картинка дня: чат-боты в B2B

Боты служб поддержки научились лучше распознавать замешательство клиентов

«Чат-боты будут учить ваших детей» — колонка Микаэла Яна

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С
  2. 2 Телеграм-боты как инструмент для увеличения вовлеченности аудитории
  3. 3 Как благодаря ChatGPT чат-боты стали интеллектуальными цифровыми ассистентами
  4. 4 Сообщения, которые не будут раздражать: как составить текст ответов для чат-бота
  5. 5 Автоматизация телефонных разговоров: как настроить и не допустить ошибок