Колонки

«Зрители хотят аттракцион»  – на что идет кинематограф, чтобы оставаться в тренде

Колонки
Дарья Сорокина
Дарья Сорокина

Директор по контенту киноплатформы AndAction!

Виктория Кравченко

Дарья Сорокина, директор по контенту киноплатформы AndAction!, рассказывает, какую роль в современном кинематографе играют зрители и как их заставить полюбить кино. 

Как в любом деле, ответ простой – хайп и маркетинг.

«Зрители хотят аттракцион»  – на что идет кинематограф, чтобы оставаться в тренде
Присоединиться

Когда на экраны выходят бесконечные франшизы вроде «Пилы 8» или «Трансформеров 5», может сложиться ощущение, что идеальный рецепт одного из компонентов в panem et circenses найден. Кажется, что с каждым годом публика всё более пассивна и предсказуема. Но это лишь иллюзии, из-за которых уже провалилась «Фантастическая четвёрка», и оказался под вопросом сиквел «Орудий смерти».

Напротив, требования аудитории к кино постоянно повышаются. К сожалению, речь идёт не о художественном вкусе, а о жажде аттракционов. Киноиндустрия, как фокусник, вынуждена придумывать всё более сложные и опасные трюки, чтобы публика не разошлась по домам.

Какая роль в кино отведена зрителю?

1. Зритель привносит в фильмы ценность.

Смысл у любой картины появляется лишь на премьере, когда сотни человек интерпретируют её через призму культурного и жизненного опыта.

Благодаря интернету зрители могут публиковать тысячи рецензий, в которых они расщепляют фильм на атомы. Ни одна «пасхалка» не остаётся незамеченной, потому кинематографисты вынуждены прятать всё больше символов.

Пример фильма «мама!» Даррена Аронофски доказывает, что, даже если режиссёр предусмотрел несколько возможных прочтений картины, он не застрахован от того, что массовая аудитория смысл не прочувствует и будет называть его работу «отвратительным психоделом».

2. Реакция зрителей становится мерилом того, готов ли кинематограф к очередному техническому новшеству.

Я помню, как ездила в кинотеатр IMAX на школьную экскурсию, – тогда технология 3D ещё считалась баловством, чем-то вроде аляповатых кинотеатров 7D, которых так много на набережных российских городов. И только в 2009 году «Аватар» Джеймса Кэмерона смог доказать публике, что 3D может быть полноценным драматургическим приёмом, который добавляет фильму зрелищности.

3. Публика всё-таки голосует рублём.

Кассовые сборы остаются неумолимым индикатором того, что ещё модно, а что уже устарело. Но со временем эволюционируют сами модели потребления: зрители уходят из кинотеатров и вместо этого покупают подписку на Netflix или Amediateka.

Это подтверждает свежая статистика: за летний сезон 2017 года голливудские фильмы собрали рекордно низкую выручку – 3,95 млрд. долл. (это худший результат за последние 10 лет). Между тем доля американцев, имеющих подписку хотя бы на один из VOD-сервисов, за последний год выросла с 51% до 58%.

Согласно последним данным, на американском рынке Netflix одолел такого серьёзного конкурента, как кабельное телевидение, что удивительно, учитывая, что число клиентов одной компании сравнивается с показателями целой отрасли.

В конечном счёте на кинорынке одержит победу тот, кто лучше других подстроится под новые повадки публики.

Как же сохранить любовь зрителей? Мне видятся четыре пути.

1. Делать хорошее кино

Этот путь всегда открыт, но пройти по нему может не каждый. Очевидно, что есть фильмы, которые благодаря таланту своих создателей существуют вне жанров и рамок.

Однако, индустрия не может жить от случая к случаю: успех должен быть воспроизводимым. Здесь на помощь приходит нейронаука и её частный случай – нейромаркетинг. Очевидно, что существуют некие закономерности, которые делают хорошее кино хорошим, и если их найти, можно будет пользоваться этой золотой жилой,по меньшей мере лет пять, пока она не иссякнет.

Стивен Кинг говорит, что «хотя нельзя из плохого писателя сделать грамотного, а из хорошего писателя великого, все же тяжелая работа, усердие и своевременная помощь могут сделать из грамотного писателя – хорошего».

То же справедливо для фильмов, и нейронаука может стать той самой «своевременной помощью». Важнее всего то, что нейронаука позволяет изучать зрителей сегодняшних, а не вчерашних, потому она может помочь индустрии угнаться за эволюцией их потребностей.

2. Технологические уловки

Публику всегда удивляет технический прогресс, и у тех фильмов, которые станут первыми в своём роде, есть шанс оставить след в истории кинематографа. Здесь главное – не опередить своё время и предложить зрителю новшество именно тогда, когда он сможет его оценить.

Сейчас мы наблюдаем, как технология VR постепенно развивается и переходит из разряда грошовых развлечений в сферу искусства. Она получит признание тогда, когда тысячи людей снимут очки виртуальной реальности, покинут зал кинотеатра и скажут друзьям: «Да, это было нечто».

3. Хайп и маркетинг

Когда кино не может выйти за рамки экрана при помощи 3D или иных технологий, оно добирается до зрителя за счёт маркетинга.

Мощная кампания в соцсетях и на новостных ресурсах помогает фильмам проникнуть в наше культурное поле. Так было с «Оно», «Отрядом самоубийц» и многими другими блокбастерами.

Иногда рекламная акция переходит все мыслимые границы: например, столицу Новой Зеландии, Веллингтон, из-за премьеры «Хоббита» на три недели переименовали в «Середину Средиземья».

Для нового зрителя искусство стало одним из видов общения. Не смотреть «Игру престолов» это почти что грех: ты не понимаешь мемов, постоянно натыкаешься на спойлеры и в итоге выпадаешь из общечеловеческой реальности. Потому многие готовы уделить ей час-другой из страха за свою социализацию.

4. Интерактивное кино

Когда наблюдаешь за успехами маркетинговых кампаний, появляется соблазн вступить со зрителем в более сложную игру.

Компания Netflix собирается провести эксперимент: публика сможет с помощью голосования решать, кончится сериал хеппи-эндом или нет.

Идея такого вовлечения аудитории, в общем-то, не нова: вспомните телешоу, во время которых идёт СМС-голосование, результаты которого видны в окошке внизу. Это довольно топорный приём, но киноиндустрия уже готова на всё, лишь бы добиться от зрителя эмоционального отклика.

Сама идея интерактивного кино очень созвучна с желаниями зрителей: они хотят, чтобы фильмы снимались о них и для них.

Стойте, и это всё?

Существует ли в этом ряду некий «пятый элемент», который все до сих пор оставляли без внимания? Мне кажется, что да, и именно это предположение лежит в основе нашей платформы.

Есть утверждение, согласно которому, чтобы стать рьяным болельщиком на скачках, нужно поставить на одну из лошадей. Сумма может быть небольшой, но итог уже не будет вам безразличен.

Внося даже скромную лепту в будущее проекта, человек начинает за него переживать. В будущем, благодаря роботизации труда, самые обычные люди смогут больше времени уделять искусству. Так что ответьте на вопрос: стали бы вы смотреть фильм, в который вы вложили своё время или деньги? Скорее всего, к этому мы и придём. Однажды.


Материалы по теме:

10 способов эффектно уйти с работы

«ВКонтакте» на сутки позволила всем публиковать анонимные посты

«Качественный PR стоит денег даже в России — живите с этим!» — из диалога клиента и PR-щика

«Бесит, когда бренды обращаются ко мне на "ты"» – какое «тыканье» отпугивает клиентов

«Я сказал это слово и сделка не состоялась» – «трешовые» истории из жизни предпринимателей

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вам нужен местный PR-друг, который мечтал о встрече с вами» — как строить пиар-кампанию во Вьетнаме
  2. 2 Вредные советы по обратной связи, или Как гарантированно испортить репутацию
  3. 3 Топ-10 фильмов и сериалов про стартапы, бизнес и венчур
  4. 4 Ярмарка шпаргалок, курсовая в масле от беляшей и первый бизнес: студенческие истории предпринимателей
  5. 5 Гламур, запрещенные вещества, сделки за 5 минут: какой показывают работу финансистов на экране
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти