Top.Mail.Ru
Колонки

Как быстро разобрать ключевые слова и получить переходы из поисковых систем

Колонки
Виталий Виноградов
Виталий Виноградов

SEO-специалист

Полина Константинова

Виталий Виноградов, SEO-специалист и основатель агентства Vinograd, рассказывает, как сэкономить время при сборе ключевых слов для вашего сайта с помощью кластеризации (и объясняет, что это такое и почему вам это может понадобиться).

Как быстро разобрать ключевые слова и получить переходы из поисковых систем

В этой статье мы поговорим про ускорение создания семантического ядра для последующего создания посадочных страниц и их оптимизации. Чем быстрее мы соберем, очистим и сгруппируем нашу семантику, тем быстрее привлечем поисковый трафик. Одним из самых длительных и сложных этапов работы с ядром является группировка или кластеризация запросов. Использование на данном этапе автоматизации позволяет сэкономить массу времени. Поэтому я решил подробно рассмотреть все вопросы и нюансы этого процесса в этом материале.

Что такое семантическое ядро

Начнем с азов. Семантическим ядром (семантикой) называют упорядоченный набор запросов, которые характеризуют услугу, продукт или вид деятельности, представленный на сайте наиболее точным образом. Сбор семантики – это первый шаг на пути к поисковому трафику. Запросы, распределенные по страницам сайта, помогают «Яндексу» и Google понимать, о чем именно страницы ресурса, и предлагать эти веб-страницы пользователям в соответствии с их поисковыми запросами.  

Собранные разными способами поисковые слова группируются, на основании анализа полученных групп составляется ментальная карта с распределением слов по конкретным страницам. После этого в соответствии с полученной схемой создаются материалы для сайта и оптимизируются страницы.

Процесс объединения ключевых слов из ядра в тематические группы называется кластеризацией.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Зачем группировать запросы

Кластеризация (группировка) ключевых слов – это разгруппировка запросов по кластерам (группам, объединенным одной темой) в автоматическом режиме.

Главные преимущества кластеризации:

  • Можно быстро понять, какие ключевые слова помещать на одну веб-страницу и одновременно и вместе продвигать, а какие продвигать отдельно
  • Можно быстро распределить огромное число ключевых слов из собранного ядра по кластерам
  • Можно повысить точность группировки и избавиться от «человеческого фактора»

Как группировали раньше

Раньше SEO-специалисты группировали запросы вручную «на глаз», объединяя их в группы на основании семантической схожести. Приведу гипотетический пример с недвижимостью. Так, в одну группу попадали запросы «снять квартиру», «сколько стоит снять квартиру» и «снять однокомнатную квартиру».

Как правило, при группировке не учитывались запросы с одним и тем же интентом (пользовательским намерением), отличающиеся по семантике. По этой причине в кластер с ключевым словом «снять квартиру» ключевое слово «аренда квартир» часто не попадало.

Если верить некоторым источникам, количество ошибочных распределений при таком способе доходило до тридцати процентов, что снижало скорость и эффективность продвижения.

Кластеризация по поисковым топам

Наиболее популярный метод группировки запросов – по принципу сходства поисковых выдач «Яндекса» или Google в автоматическом режиме. Данный метод, помимо главных преимуществ – скорости и экономии времени, обладает важным свойством. При кластеризации в одну группу не попадут запросы, по которым не получится продвинуть страницу.

К недостаткам можно отнести снижение качества кластеризации при недостаточно высоком качестве результатов выдачи по конкретному запросу или по выбранной нише в целом и сложность самостоятельной реализации метода вследствие необходимости применения многоступенчатого алгоритма и сбора большого количества данных из выдачи.

Способы кластеризации

При кластеризации на основании топов объединение поисковых запросов может проводиться двумя способами:

  1. Soft
  2. Hard

При использовании первого способа за основу группы берется главный ключевой запрос, а остальные сравнивают с ним, анализируя количество общих URL-адресов в выдаче «Яндекса». Дополнительное ключевое слово попадает в группу, если количество общих URL-адресов превышает заданный порог.

При использовании способа хард запросы включаются в одну группу только в том случае, если для всех запросов есть одинаковый набор URL, показываемый по каждому из ключевых слов в выдаче.

Один из главных параметров кластеризации – «порог». Под этим термином подразумевают количество общих URL для получения кластера. Чем он выше, тем более точными получаются кластеры, но тем меньшими они становятся.

Порог:

  • Soft – 4 URL
  • Hard – 3 URL

При работе с меньшими показателями в группы попадает слишком много неподходящих запросов. Очевидно, что разные способы кластеризации дают разный результат. Так, Soft дает отличные показатели полноты, но недостаточные показатели точности.

Значит ли это, что Soft использовать не стоит? Нет, все зависит от ваших целей. При трафиковом продвижении и необходимости разместить на странице наибольшее количество запросов, Soft будет оптимальным решением. Но в том случае, если на странице вам нужна чистая и очень точная семантика, применять нужно только Hard.

Обзор программ и сервисов

Использование бесплатных инструментов, как правило, предполагает группировку запросов в ручном режиме.

MS Excel, Google Docs, OpenOffice

Эти инструменты не выполняют кластеризацию поисковых запросов, а только облегчают процесс для оптимизатора. Этот способ позволяет достичь высокого качества группировки ключевых фраз за счет обработки результатов SEO-специалистом.

Преимущества:

  • Бесплатные (кроме Excel)
  • Возможность работать онлайн (в случае с Google Docs)
  • Универсальные – дают возможность использовать формулы и так далее
  • Более точная группировка за счет ручной работы

Недостатки:

  • Низкая скорость обработки данных из-за применения ручного метода
  • Необходимость делать бэкапы (за исключением Google Docs)

Сервис Coolakov.ru

Дает возможность автоматической группировки собранных ранее поисковых запросов. Разбивка осуществляется на основе схожести топ-10 «Яндекса». Бесплатно обрабатывает до тысячи запросов, если нужно больше – нужно заказывать услугу отдельно через электронную почту с указанием региона и предоставлением семантического ядра. В таком случае стоимость составит 20 копеек за запрос.

Преимущества:

  • Бесплатный (до тысячи запросов)
  • Работает в онлайн-режиме
  • Гибкий выбор порога кластеризации (от 1 до 10 пересечений)

Недостатки:

  • Кластеризация запросов только по «Яндексу»
  • Группы нужно дополнительно корректировать вручную
  • Нет возможности привязать кластер к URL сайта

KeyAssort

Десктопная программа, которая позволяет выполнить сбор и кластеризацию, создать структуру сайта и найти лидеров в выбранной нише. Пользователь может структурировать семантику, создавая категории и рассортировывая запросы по ним. Стоимость программы составляет 1 900 рублей. Вы можете бесплатно протестировать функционал, единственное ограничение – невозможность экспортировать запросы.

Преимущества:

  • Возможность сбора топ-5, топ-10 (вплоть до топ-50)
  • Наличие фильтров для ручной доработки
  • Есть бесплатная демо-версия

Недостатки:

  • Платный
  • Десктопная программа только для Windows, на MacOS возможен запуск через виртуальную машину
  • Необходимость ручной доработки кластеров

RushAnalytics

Один из онлайн-сервисов кластеризации на основе топ-10. Есть возможность выставить способ и силу группировки. Также при кластеризации можно использовать ручные маркеры на основе интентов. Результаты предоставляются в файле Excel на двух вкладках: первая – кластеры, вторая – некластеризованные запросы.

Преимущества:

  • Работает онлайн
  • Быстрая скорость сбора
  • Удобный интерфейс
  • Дополнительный функционал (проверка индексации и так далее)

Недостатки:

  • Платный
  • Относительно дорогой
  • Также как и везде, кластеры нужно дополнительно перебирать вручную

Semparser

Кластеризация выполняется в автоматическом режиме, после разгруппировки всех запросов для пользователя открывается окно, в котором можно исправить ошибки. Результаты кластеризации скачиваются в файле Excel, в котором несколько вкладок – на первой – полученные группы с деталями, на второй – только группы, на третьей – топ-тематики. Сервис дает возможность установить силу группировки.

Алгоритм работы классический – на основе поисковой выдачи. Если для запроса не удалось найти группу, то шаг повторяется повторно, но требуемое количество пересечений снижается.

Преимущества:

  • Работает в режиме онлайн
  • Сохранение проектов
  • Учет интента
  • Тестовый режим (кластеризация 50 поисковых запросов после регистрации)

Недостатки:

  • Платный
  • Необходима ручная коррекция групп

Just Magic

Автоматический сервис группировки запросов по способу Hard на основе топ-10 выдачи «Яндекса» и Google. По умолчанию использует регион Москва, но изменить его можно, введя необходимые данные. Кластеризатор решает задачу, какие запросы могут продвигаться на одной странице, разделяя коммерческие и информационные, для главной и внутренней страницы и другое.

Преимущества:

  • Работа в онлайн-режиме
  • Информативность результатов (группы кластеров, число главных страниц в SERP, тематика фраз, геозависимость, проверка на «коммерческость»)
  • Возможность кластеризации с учетом региона
  • Определение релевантных страниц, если указан сайт

Недостатки:

  • Высокая цена кластеризации
  • Доступ к разделу кластеризации предоставлен только зарегистрированным пользователям

Что делать после кластеризации

Если вы выбрали автоматическую кластеризацию, данные, полученные в результате использования сервисов или программ, необходимо доработать вручную. В процессе ручной доработки, исходя из логики, какие-то запросы или кластеры удаляются, другие разделяются или, наоборот, объединяются.

Каждой группе соответствует отдельная страница сайта. Для каждой страницы нужно подготовить Title, Description, H1 и URL, в которых будут использованы поисковые запросы из кластера, а также атрибут alt для тега img и предусмотреть использование запросов в других зонах.

Некластеризованные запросы

Запросы, которые не были включены ни в один кластер, удалять не нужно. Вы можете добавить их на отдельные страницы сайта (например, в разделах «Статьи» или «Блог») или включить в какой-то из имеющихся кластеров по смыслу.

Финальная проверка

Финальная проверка делается на этапе составления контент-плана – определяется соответствие запросов в кластере интентам пользователей и возможная полнота раскрытия темы.

Заключение

Я рекомендую всегда применять кластеризацию при продвижении сайта, независимо от количества продвигаемых запросов. Исключение составляют только тематики, в которых конкуренция сверхнизкая – качественная группировка запросов по методу топов в таких тематиках практически невозможна ввиду отсутствия в выдаче релевантных ответов.

Главное преимущество использования автоматической кластеризации — это, прежде всего, ускорение работы, что особенно актуально при разборе больших ядер. Используя кластеризаторы, SEO-специалист может разгруппировать огромное количество запросов всего за несколько часов, раньше на выполнение такого же объема работы могли уйти недели или даже месяцы.

Автоматическая кластеризация не дает 100% точного результата, в большинстве случаев кластеры необходимо дорабатывать вручную. Но она существенно упрощает работу оптимизатора, позволяет создать максимально правильную структуру сайта и подготовить грамотные ТЗ.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бесполезная аналитика: 5 ошибок российских компаний в работе с данными
  2. 2 Внутренний туризм и маркетинг: как обеспечить постоянный поток клиентов в 2024 году
  3. 3 SEO-продвижение малого бизнеса
  4. 4 Тренды SEO: что будет популярно в 2024 году
  5. 5 Способы, которые помогут сохранить трафик на сайт при замене иностранных товаров на российские
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!