Колонки

Как оценить коэффициент «выживаемости» франшизы и доходность ее франчайзи?

Колонки
Илья Мунерман
Илья Мунерман

Директор исследовательского подразделения «Интерфакс-ЛАБ»

Полина Константинова

Илья Мунерман, директор исследовательского подразделения «Интерфакс-ЛАБ», рассказывает о методах корректировки скоринговых моделей участников рынка франшиз и свежих тенденциях анализа малого бизнеса.

Как оценить коэффициент «выживаемости» франшизы и доходность ее франчайзи?
Присоединиться

На протяжении многих лет мы создаем сервисы, которые помогают анализировать компании с разных точек зрения.

  • Индекс должной осмотрительности (ИДО) предсказывает вероятность недобросовестного поведения компании
  • Индекс финансового риска (ИФР) оценивает вероятность ее банкротства
  • Индекс платежной дисциплины (ИДП) оценивает обслуживание компанией своих обязательств перед контрагентами.

Все эти сервисы в большей степени использовались для оценки крупных и средних компаний, в то время как малый бизнес не всегда удавалось оценить в силу недостаточного объема доступной информации по нему. Однако за последние пять лет картина значительно изменилась. Поэтому имеет смысл поговорить о свежих тенденциях анализа малого бизнеса, которые мы выявили, анализируя все юридические лица без исключения с помощью СПАРКа.


Тренды анализа малого бизнеса

1. Мошеннические компании сместили вектор активности с налоговых схем на неналоговые

Как показывает анализ динамики ИДО, за последние 10 лет количество недобросовестных компаний снизилось с 1,5 миллиона до 700 тысяч, однако структура данных организаций существенно изменилась. Если раньше большинство из них было направлено на создание «однодневок», предназначенных для ухода от налога, то сегодня общее количество недобросовестных компаний, предназначенных для этих целей, сократилось до 280 тысяч, по данным ФНС.

Чем же заняты остальные? К сожалению, приходится констатировать тот факт, что их собственники не стали честными людьми и не занялись легальным бизнесом. Просто активность мошенников, которая раньше была направлена против государства, теперь угрожает малому бизнесу и банкам, и этот риск обязательно нужно минимизировать.

2. Появились дополнительные инструменты анализа малого бизнеса, независимо от того, есть ли у него отчетность

Если раньше оценка вероятности банкротства компании проводилась только через анализ ее отчетности, то теперь у нас есть огромное количество новых факторов, которые позволяют оценить финансовое состояние независимо от наличия полной и сокращенной отчетности. Об успехах и неудачах нам сигнализируют суды и исполнительные производства, динамика персонала и вакансии, общий региональный и отраслевой фон, данные онлайн-касс, выигрыши и проигрыши в торгах и многое другое.

Новая версия ИФР позволяет оценивать вероятность неплатежеспособности юридического лица, даже если ему удалось избежать формального банкротства, примерно для трех миллионов российских компаний.

3. Кредитовать малый бизнес становится выгодно

Проведенный нами совместно с «Объединенным кредитным бюро» статистический анализ данных по обслуживанию кредитов малого бизнеса показывает, что банки улучшили качество кредитного портфеля. За последние месяцы цифры таковы, что качество займов МСБ чуть ли не лучше, чем ипотека. Это служит серьезным основанием для того, чтобы лишний раз присмотреться к сегменту малого бизнеса как объекту инвестирования на основе проделанного анализа.


Что мы разработали?

Исходя из этих трех тенденций, особую важность начинает приобретать создание инструментов повышения «выживаемости» малого бизнеса за счет использования эффективных бизнес-моделей, ранее опробованных другими участниками рынка. Проще говоря, в соответствии с мировой практикой отличным выходом для человека, который по тем или иным причинам решил открыть малый бизнес, но не хочет при этом сильно рисковать, является покупка франшизы. И вот здесь нашего начинающего предпринимателя подстерегать опасности.

Во многих странах мира, например в США, деятельность по продаже франшиз населению приравнена к работе со сбережениями физлиц и требует сдачи значительного объема отчетности, на основе которой вычисляется коэффициент «выживаемости» сети и оценивается средняя доходность входящих в нее франчайзи.

Многие не совсем добросовестные участники этого рынка даже в США умудряются обходить отчетность, не регистрируя франшизу должным образом.

К сожалению, в России эта тенденция распространена повсеместно. Покупатель франшизы практически всегда слышит: «Да, ты обратился по адресу: если ты откроешь стартап, вероятность твоего банкротства составит 85%, а если купишь у нас франшизу, то 15%!». Эта замечательная тирада обычно или вовсе не подтверждается статистикой, или подтверждается, но не российской, а американской для аналогичных сетей.

Видя такую плачевную ситуацию, мы решили создать в СПАРКе подсистему корректировки индексов ИДО и ИФР для распознанных нами франчайзинговых сетей. Так, нами был разработан алгоритм машинного обучения с использованием методов градиентного бустинга, которые сейчас приобрели довольно большую популярность. Этот алгоритм предназначен для решения следующих задач.

  • Найти в СПАРКе товарный знак, который может быть связан с франшизой (обычно об этом свидетельствует большое количество договоров коммерческой концессии и иных правовых форм использования товарного знака).
  • Распознать, что это именно франчайзинговая сеть, а не, скажем, крупная индустриальная компания и ее дочерние и зависимые общества.
  • Оценить «выживаемость» и доходность франчайзи, входящих в сеть.
  • Скорректировать ИДО и ИФР этих организаций исходя из анализа всей сети (как связанных компаний, а не как отдельных юридических лиц).
  • Улучшить алгоритм расчета ИДО и ИФР для всех остальных компаний за счет более точного распознавания франчайзинговых сетей.

Сейчас нам удалось распознать 241 сеть, объединяющую более 10 тысяч франчайзи, но работа продолжается, и мы планируем охватить еще больше сетей и франчайзи. Нужно отметить, что алгоритм распознавания не отдает предпочтение размерам сети, отрасли или региону. Поэтому среди выявленных сетей мы можем выделить и крупные, такие как Dodo Pizza, Invitro, Subway, KFC, «33 пингвина» и поменьше, такие как Goodman, «Штолле», «Крошка ру», «Живика», «ТВОЕ».

Благодаря нашим разработкам теперь любой человек, даже не профессионал в области анализа финансовой информации, сможет при покупке франшизы оценить коэффициент «выживаемости» сети и оценить среднюю доходность входящих в нее франчайзи с помощью независимого источника, а не исходя из информации самого продавца франшизы, которая вполне может оказаться недостоверной.

Кейс был представлен на Big Data Conference.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция
  2. 2 Как развивать бизнес через партнерскую сеть
  3. 3 Франчайзинговый договор: на что обратить внимание
  4. 4 6 советов, чтобы запустить франшизу и избежать типичных ошибок
  5. 5 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!