Колонки

«Скованные одной цепью»: как бизнесу достичь логистического баланса

Колонки
Александр Семенов
Александр Семенов

Генеральный директор мебельной фабрики «Кухонный Двор»

Анастасия Удальцова

Цепочка поставок на деле представляет собой клубок взаимосвязей. В один день она может работать как часы, а в другой — рассыпаться в прах из-за какой-то переменной, которая вышла из строя. 

Генеральный директор мебельной фабрики «Кухонный Двор» Александр Семенов поделился советами, как оптимизировать процессы и улучшить сотрудничество с логистическими партнерами, чтобы работа продолжалась даже в непредвиденной ситуации.

«Скованные одной цепью»: как бизнесу достичь логистического баланса

Фокус на себя: деловая интроспекция

События прошлых лет привели к тому, что сегодня компании стали более тщательно подходить к планированию и выбору решений для построения крепких цепочек поставок. 

На первый план вышла аналитика. Она:

  • помогает оценить реалистичность планов;
  • изучить каждый аспект эффективности логистической системы;
  • дает возможность соблюсти оптимальный баланс между закупками Just in Time («под продажу/производство») и Just in Case («про запас»), повышая устойчивость процессов в долгосрочной перспективе. 
Тренды в корпоративных коммуникациях в 2024 году по версии DION — по ссылке

Определить области, требующие внимания, помогут современные технологии, например:

  1. Аналитика данных или технологии IoT позволят отследить движение товаров, обнаружить изменение спроса, выявить ошибки в логистических процессах и оперативно среагировать на сбои. 
  2. Платформы для автоматизации бизнес-процессов дадут возможность стандартизировать ежедневные задачи и снизить зависимость от определенных специалистов. 
  3. Система закупок по МТА позволит размещать заказы на закупку продукции на перспективу. Она анализирует средний расход за необходимый период и рекомендует объем заказа. 

При желании можно пойти дальше и внедрить резервирование и размещение заказов по ТОС, чтобы иметь буфер и резерв продукции как на долгий, так и на короткий срок без излишков или недобора. 

 

Фокус на других: красота в глазах смотрящего (за рынком)

Чтобы держать нос по ветру в плане логистики, нужно смотреть не только внутрь своего бизнеса, но и на ситуацию вокруг, следить за потенциальными поставщиками. 

Своевременная аналитика поможет оперативно отреагировать и внести стратегически важные изменения в цепочки поставок. 


Читайте по теме: Как бизнесу быстро заместить утраченные поставки — инструкция


Так, благодаря непрерывному мониторингу рынка весной 2022-го нам удалось быстро найти альтернативу поставщикам комплектующих среди отечественных компаний. И хотя доля импортных комплектующих для мебели в краткие сроки снизилась с 50% до 30%, качество осталось прежним. 

Осведомленность о состоянии рынка и намечающихся изменениях на нем сделает компанию более гибкой и даст возможность оперативно принимать правильные решения. Я советую обратить внимание на следующие способы:

 

Мониторинг ситуации

Классическое наблюдение — самый простой и наименее затратный метод. 

В помощь будут: 

  • тематические СМИ, 
  • блоги,
  • отраслевые, бизнес- и инсайдерские Telegram-каналы. 

Для мебельной отрасли это могут быть отраслевое издание «Индустрия мебели», Telegram-каналы «е-пром», «Твой Мебельщик», «Поставщики Россия»

Другим отраслям бизнеса могу порекомендовать Telegram-каналы, посвященные бизнесу или логистике в целом, например, «Логист» или «В школе этому не учат»


Читайте по теме: Как бизнесу вести свой Telegram-канал?


Еще можно использовать облачные площадки для проведения закупок, там публикуется много прикладной информации. 

 

Нетворкинг

Роль отраслевых мероприятий трудно переоценить: 

  • там можно завести много полезных знакомств, 
  • узнать о деятельности потенциальных поставщиков,
  • вживую убедиться, насколько заявленные ими планы и успехи соответствуют действительности. 

Если говорить о мебельной отрасли, это, например, выставки «Мебель» и UMIDS или ежегодный Мебельный бизнес-форум


Читайте по теме: Нетворкинг без нервов: три способа сделать общение легче и результативнее


Для остальных отраслей это могут быть крупные мероприятия, посвященные теме логистики, например, Московский Международный Логистический Форум

Причем речь идет не только о мероприятиях в России, но и за рубежом — в 2022-м мы посещали одну из ведущих выставок мебельной отрасли в Турции. Но в зависимости от текущих задач более «камерные» локальные мероприятия тоже помогут завести прикладные знакомства.


Читайте по теме: Нетворкинг за границей: как наладить новые бизнес-связи после переезда


Развитие GR-направления тоже играет важную роль. Так, в случае масштабного кризиса и налаженных связей государство может:

  • дать отсрочку на выплату налогов, 
  • предоставить субсидию на пополнение оборотных средств.

За счет этого можно будет оперативно заключить партнерские соглашения с новыми поставщиками.

 

Тестирование

Даже если в текущем моменте компанию полностью устраивает пул ее поставщиков, будет нелишним проводить тесты продукции альтернативных партнеров. 

Закупка тестового объема товара позволит тщательно и без спешки проверить их качество и соответствие требованиям и сравнить продукцию с предложением текущего поставщика. 

На своей фабрике до начала сотрудничества с каким-либо поставщиком мы проводим первичное, вторичное и промышленное тестирование продукции на соответствие параметрам разработанного нами внутреннего чек-листа — это дает возможность при необходимости экстренно «починить» разорванную цепочку за счет уже проверенного ранее сырья. 


Читайте также: Почему цепочки поставок — слабое место критериев ESG


Это выгодно и нам, и тем поставщикам, которые «драйвят» изменения на высококонкурентном рынке, предлагая новые качественные товары и не боясь прямого сравнения с компаниями аналогичного профиля по итогам реальных тестов.

 

Фокус на своих: доверяй, но проверяй

Важное условие обеспечения надежности логистических процессов — регулярный check-up партнеров. 

  • Как они себя чувствуют? 
  • Какие возможности перед собой видят? 
  • Какие угрозы? 

Для качественной сторонней оценки их деятельности важно руководствоваться такими принципами.

 

Стандартизацией

Для качественного отбора и контроля работы поставщиков важно разработать стандарты их оценки. 

Если говорить о поставщиках сырья для мебельного предприятия, следует принимать во внимание такие критерии:

  • надежность, 
  • соблюдение оговоренных сроков, 
  • точность комплектации, 
  • резервирование материалов на складе поставщика,
  • стабильное качество продукции. 

Единые требования ко всем партнерам позволят трезво оценивать сотрудничество с каждым из них по отдельности.

 

Диверсификацией 

На этапе выбора поставщиков важно руководствоваться принципом разнообразия. Тогда, например, во время внезапного сбоя цепочек поставок в одном из регионов присутствия компания не окажется в критической ситуации, так как сеть ее поставщиков охватывает и те регионы, которых не коснулась проблема. 


Читайте также: Когда глобализация дает сбой: история логистического коллапса


По мере расширения бизнеса важно следить, чтобы соблюдался баланс — присутствия, возможностей, используемых товаров — и не происходили перекосы в какую-то одну удобную здесь и сейчас сторону. 

 

Анализом рисков

С целью минимизации проблемных ситуаций важно регулярно проводить анализ рисков в работе с партнерами на ежемесячной или ежеквартальной основе. 

На помощь могут прийти SCM-системы — благодаря им компании могут отслеживать изменения в огромных массивах данных всех логистических процессов: от стоимости товаров до сроков поставки. Мы в своей деятельности используем автоматический рейтинг поставщиков, учитывающий сроки поставок, изготовления материала и количество брака.


Читайте также: Три способа избежать хакерских атак на цепочку поставок


Простая истина: чем быстрее бизнес предпринимает меры для нивелирования своевременно выявленных рисков, тем меньше издержек он понесет в долгосрочной перспективе на минимизацию последствий. 

Даже сейчас, в относительно непростое время, это сделать реально, причем в некотором плане даже проще, чем когда-либо. Все сценарии возможны, а значит, есть смысл охватить все направления сразу. 

 

Фото на обложке: Shutterstock / FOTOGRIN

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В Москве ввели регулирование работы курьерских сервисов
  2. 2 Торговля с Индией: как наладить поставки в 2024 году
  3. 3 Тренд на эффективные коммуникации в логистике: почему важно держать клиента в курсе доставки
  4. 4 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  5. 5 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее