Facebook известен своими аппетитами к поглощениям. Ежегодно компания тратит десятки миллионов, а иногда и миллиарды долларов на покупку технологических стартапов. При этом в большинстве случаев суммы сделок не разглашаются и остается только догадываться о настоящих цифрах.
Как бы там ни было, Facebook сегодня — один из главных покупателей на рынке tech-стартапов. И каждый стартап мечтает попасть в его «продуктовую корзинку».
Студия Михаила Кечинова приводит немного любопытных цифр на эту тему.
Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.
Сколько проектов купил Facebook за всё время
Из того, что было афишировано — с 2005 года по сей день Facebook совершил 58 сделок. Самая первая — покупка доменного имени Facebook.com за $200 тысяч в 2005 году. Последняя на данный момент — покупка шотландского стартапа Two Big Ears, занимавшегося VR-звуком. Ожидаемо, учитывая, что два года назад социальная сеть приобрела Oculus VR за немалые $2 миллиарда…
Общая сумма сделок за всё время
Суммарно Facebook потратил на покупку технологических стартапов $23 124 700 000. При этом серьезную экспансию социальная сеть начала только с 2008 года — именно тогда была совершена первая крупная покупка, социальной сети ConnectU за $31 млн. А о регулярных множественных сделках можно говорить только с 2010-го.
То есть, в среднем, Facebook тратит около $3 млрд в год на покупку сторонних проектов. Хотя статистику серьезно испортила самая громкая сделка компании — о ней далее.
Самые дорогие приобретения Facebook
Конечно, самой дорогой покупкой для Facebook стал мессенджер WhatsApp — в феврале 2014 года компания выложила за него те самые фантастические $19 миллиардов.
Можно составить небольшой топ покупок Марка Цукерберга:
- WhatsApp — 19 миллиардов долларов — 2014 г.
- Oculus VR — 2 миллиарда — 2014 г.
- Instagram — 1 миллиард — 2012 г.
- LiveRail (видеореклама) — 500 миллионов — 2014.
- Microsoft Atlas (рекламная платформа) — 100 миллионов — 2013 г.
- Face.com (распознавание лиц) — 100 миллионов — 2012 г.
Основной массив сделок находится в интервале сумм 10-85 миллионов долларов.
О скольких сделках Facebook мы мало что знаем
На сегодняшний день известно о 21 сделке — мы знаем подробности о них и цифры. А еще 37 остаются в тени — подробности известны в меньшей мере, суммы неизвестны совсем.
Есть еще ряд сделок, которые в принципе не «светятся» в СМИ — особенно если речь идет о покупке с последующим закрытием стартапа. Пример: платежная система Tugboat Yards, которую Facebook выкупил, включил команду в свой штат, а проект закрыл.
Стартапы каких стран чаще покупает Facebook
Если хотите, чтобы на ваш стартап обратил внимание Цукерберг — езжайте в Кремниевую долину. Хотя, нет, не так. Делайте интересный и качественный продукт, а потом езжайте в Долину.
У приобретенных социальной сетью стартапов следующее происхождение.
- 43 проекта из США (из них 14 — из Кремниевой долины).
- 6 из Великобритании (в том числе израильский стартап Snaptu, купленный за 70 миллионов и Lightbox.com, сумма продажи которого не разглашается).
- 3 из Израиля (все довольно известные — Pebbles, Face.com, Onavo, суммы 60-100 миллионов).
- По 1 проекту из Беларуси, Канады, Финляндии, Индии, Малайзии и Нидерландов.
Какие технологии интересовали Facebook тогда и сейчас
Покажем на таймлайне:
Годы | Что происходило |
2009-2010 | Социальный этап. Facebook интересуют технологии: фотохостинг и шейринг, ветки обсуждений, хостинг и шейринг файлов, обновление статусов, рекомендации путешественникам. Этап знаменует покупка патентованных алгоритмов Friendster за $40 млн и покупка файлового хостинга Drop.io за $10 млн. |
2011 | Мобильный этап. Мобильная оптимизация, групповые чаты. Самая заметная покупка — Snaptu, продукт, помогающий пользоваться современными мобильными приложениями на бюджетных смартфонах, сумма сделки — $70 млн. |
2012 | Этап фотоконтента. Фотошейринг, распознавание лиц на фото, подарки внутри соцсети, социальная аналитика. Главная покупка — Instagram за 1 миллиард долларов, сервис фотошейринга Lightbox и сервис распознавания лиц Face.com. |
2013 | Этап кроссплатформенности. Facebook делает ставку на рекламные сети, использующие данные как десктопных, так и мобильных приложений (покупка Atlas за $100 млн), интересуется мобильной аналитикой. Покупает компании, занятые в сфере мобильного ПО (знаковая сделка: Parse за $85 млн) и разработки кросс-платформенных игр (Spacesport). |
2014 | Этап VR и захвата новых рынков. Социальная сеть сохраняет интерес к аналитическим платформам (Branch, Little Eyes Lab, аналитические платформы, сделки по $15 млн). Facebook всё сильнее превращается в рекламный инструмент и покупает платформу монетизации видеоконтента LiveRail за $500 млн. Курс на монетизацию за счет рекламы толкает компанию к покупке самых перспективных проектов на рынке: мессенджера WhatsApp ($19 млрд) и VR-технологии Oculus ($2 млрд). Ведется работа по развитию VR-направления (куплен музыкальный продакшен WaveGroup Sound). |
2015 | Поддержка курса на VR/AR и новые рынки. Тренд сохраняется. Facebook догоняет других лидеров технологического рынка, купив сервис распознавания речи Wit.ai. Приобретены два стартапа в сфере виртуальной и дополненной реальности: сервис управления жестами Pebbles и проект Surreal Vision. Также в 2015-ом компания покупает команду поисковика TheFind, который показывает товары в близлежащих магазинах — тем самым продолжая совершенствовать рекомендательные механизмы, чтобы предлагать рекламодателям еще более совершенный таргетинг. |
2016 | Этап видеоконтента? Пока что рано делать выводы, но две последние сделки — MSQRD (распознавание лиц с камеры, наложение «масок» на лету) и Two Big Ears (VR) — говорят о том, что что в ближайшее время Facebook будет нацелен на проекты, которые занимаются перспективной отраслью VR, видеостримингом, видеочатами и всем, что так или иначе связано с видеоконтентом. Вероятно, вскоре стоит ждать покупки еще одной рекламной платформы, монетизирующей видеоконтент. Увидим. |
Если занимаетесь tech-стартапами и мечтаете, что вас в будущем купит Facebook — вы знаете, что делать. Если не подходите под критерии — ничего страшного, есть же еще один тяжеловес рынка, любящий всех скупать…
Делитесь ссылкой на обзор с друзьями (в фейсбуке точно) — так у нас будет больше стимула сделать аналогичный обзор для Google.
Фото на обложке: Unsplash
Материалы по теме:
Сериал «Кремниевая долина» спародировал первую ТВ-рекламу Facebook
Как купить акции Apple и Facebook?
6 правил для рекламы в Facebook
Три полезные ссылки. Как сделать сайт из страницы в Facebook
Олег Тиньков: «У меня есть навязчивая идея — купить стартап»
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
10 ноября 2024