Top.Mail.Ru
Колонки

Стартапы, которые скупает Facebook: кто следующий?

Колонки
Команда RB
Команда RB

Редактор проекта RB.RU

Команда RB

Facebook известен своими аппетитами к поглощениям. Ежегодно компания тратит десятки миллионов, а иногда и миллиарды долларов на покупку технологических стартапов. При этом в большинстве случаев суммы сделок не разглашаются и остается только догадываться о настоящих цифрах.

Как бы там ни было, Facebook сегодня — один из главных покупателей на рынке tech-стартапов. И каждый стартап мечтает попасть в его «продуктовую корзинку».

Студия Михаила Кечинова приводит немного любопытных цифр на эту тему.

Стартапы, которые скупает Facebook: кто следующий?
  1. Колонки

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Сколько проектов купил Facebook за всё время

Из того, что было афишировано — с 2005 года по сей день Facebook совершил 58 сделок. Самая первая — покупка доменного имени Facebook.com за $200 тысяч в 2005 году. Последняя на данный момент —  покупка шотландского стартапа Two Big Ears, занимавшегося VR-звуком. Ожидаемо, учитывая, что два года назад социальная сеть приобрела Oculus VR за немалые $2 миллиарда…


Общая сумма сделок за всё время

Суммарно Facebook потратил на покупку технологических стартапов $23 124 700 000. При этом серьезную экспансию социальная сеть начала только с 2008 года — именно тогда была совершена первая крупная покупка, социальной сети ConnectU за $31 млн. А о регулярных множественных сделках можно говорить только с 2010-го.

То есть, в среднем, Facebook тратит около $3 млрд в год на покупку сторонних проектов. Хотя статистику серьезно испортила самая громкая сделка компании — о ней далее.


Самые дорогие приобретения Facebook

Конечно, самой дорогой покупкой для Facebook стал мессенджер WhatsApp — в феврале 2014 года компания выложила за него те самые фантастические $19 миллиардов.

Можно составить небольшой топ покупок Марка Цукерберга:

  1. WhatsApp — 19 миллиардов долларов — 2014 г.
  2. Oculus VR — 2 миллиарда — 2014 г.
  3. Instagram — 1 миллиард — 2012 г.
  4. LiveRail (видеореклама) — 500 миллионов — 2014.
  5. Microsoft Atlas (рекламная платформа) — 100 миллионов — 2013 г.
  6. Face.com (распознавание лиц) — 100 миллионов — 2012 г.

Основной массив сделок находится в интервале сумм 10-85 миллионов долларов.


О скольких сделках Facebook мы мало что знаем

На сегодняшний день известно о 21 сделке — мы знаем подробности о них и цифры. А еще 37 остаются в тени — подробности известны в меньшей мере, суммы неизвестны совсем.

Есть еще ряд сделок, которые в принципе не «светятся» в СМИ — особенно если речь идет о покупке с последующим закрытием стартапа. Пример: платежная система Tugboat Yards, которую Facebook выкупил, включил команду в свой штат, а проект закрыл.


Стартапы каких стран чаще покупает Facebook

Если хотите, чтобы на ваш стартап обратил внимание Цукерберг — езжайте в Кремниевую долину. Хотя, нет, не так. Делайте интересный и качественный продукт, а потом езжайте в Долину.

У приобретенных социальной сетью стартапов следующее происхождение.

  • 43 проекта из США (из них 14 — из Кремниевой долины).
  • 6 из Великобритании (в том числе израильский стартап Snaptu, купленный за 70 миллионов и Lightbox.com, сумма продажи которого не разглашается).
  • 3 из Израиля (все довольно известные — Pebbles, Face.com, Onavo, суммы 60-100 миллионов).
  • По 1 проекту из Беларуси, Канады, Финляндии, Индии, Малайзии и Нидерландов.


Какие технологии интересовали Facebook тогда и сейчас

Покажем на таймлайне:

 

Годы Что происходило
2009-2010 Социальный этап. Facebook интересуют технологии: фотохостинг и шейринг, ветки обсуждений, хостинг и шейринг файлов, обновление статусов, рекомендации путешественникам. Этап знаменует покупка патентованных алгоритмов Friendster за $40 млн и покупка файлового хостинга Drop.io за $10 млн.
2011 Мобильный этап. Мобильная оптимизация, групповые чаты. Самая заметная покупка — Snaptu, продукт, помогающий пользоваться современными мобильными приложениями на бюджетных смартфонах, сумма сделки — $70 млн.
2012 Этап фотоконтента. Фотошейринг, распознавание лиц на фото, подарки внутри соцсети, социальная аналитика. Главная покупка — Instagram за 1 миллиард долларов, сервис фотошейринга Lightbox и сервис распознавания лиц Face.com.
2013 Этап кроссплатформенности. Facebook делает ставку на рекламные сети, использующие данные как десктопных, так и мобильных приложений (покупка Atlas за $100 млн), интересуется мобильной аналитикой. Покупает компании, занятые в сфере мобильного ПО (знаковая сделка: Parse за $85 млн) и разработки кросс-платформенных игр (Spacesport).
2014 Этап VR и захвата новых рынков. Социальная сеть сохраняет интерес к аналитическим платформам (Branch, Little Eyes Lab, аналитические платформы, сделки по $15 млн). Facebook всё сильнее превращается в рекламный инструмент и покупает платформу монетизации видеоконтента LiveRail за $500 млн. Курс на монетизацию за счет рекламы толкает компанию к покупке самых перспективных проектов на рынке: мессенджера WhatsApp ($19 млрд) и VR-технологии Oculus ($2 млрд). Ведется работа по развитию VR-направления (куплен музыкальный продакшен WaveGroup Sound).
2015 Поддержка курса на VR/AR и новые рынки. Тренд сохраняется. Facebook догоняет других лидеров технологического рынка, купив сервис распознавания речи Wit.ai. Приобретены два стартапа в сфере виртуальной и дополненной реальности: сервис управления жестами Pebbles и проект Surreal Vision. Также в 2015-ом компания покупает команду поисковика TheFind, который показывает товары в близлежащих магазинах — тем самым продолжая совершенствовать рекомендательные механизмы, чтобы предлагать рекламодателям еще более совершенный таргетинг.
2016 Этап видеоконтента? Пока что рано делать выводы, но две последние сделки — MSQRD (распознавание лиц с камеры, наложение «масок» на лету) и Two Big Ears (VR) — говорят о том, что что в ближайшее время Facebook будет нацелен на проекты, которые занимаются перспективной отраслью VR, видеостримингом, видеочатами и всем, что так или иначе связано с видеоконтентом. Вероятно, вскоре стоит ждать покупки еще одной рекламной платформы, монетизирующей видеоконтент. Увидим.

 

Если занимаетесь tech-стартапами и мечтаете, что вас в будущем купит Facebook — вы знаете, что делать. Если не подходите под критерии — ничего страшного, есть же еще один тяжеловес рынка, любящий всех скупать…

Делитесь ссылкой на обзор с друзьями (в фейсбуке точно) — так у нас будет больше стимула сделать аналогичный обзор для Google. 

 


Фото на обложке: Unsplash

Материалы по теме:

Сериал «Кремниевая долина» спародировал первую ТВ-рекламу Facebook

Как купить акции Apple и Facebook?

6 правил для рекламы в Facebook

Три полезные ссылки. Как сделать сайт из страницы в Facebook

Олег Тиньков: «У меня есть навязчивая идея — купить стартап»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться