Колонки

Айтишник «с улицы» – это кот в мешке

Колонки
Виктор Никитин
Виктор Никитин

Директор научно-образовательных программ Parallels

Виктор Никитин

Кандидат технических наук и директор научно-образовательных программ Parallels Виктор Никитин – о том, почему нельзя брать на работу первого попавшегося ИТ-специалиста и что на самом деле скрывается за дефицитом кадров в отрасли.

Айтишник «с улицы» – это кот в мешке
Присоединиться

О существующем дефиците квалифицированных ИТ-специалистов не говорит только ленивый. Сегодня российские вузы набирают 42 тысячи студентов на ИТ-специальности в год. Это крайне мало для страны с населением 145 миллионов человек. Но несколькими годами ранее цифры были еще меньше.

В настоящее время в США, например, насчитывается 4 млн программистов, в Индии — 3 млн, в Китае — 2 млн, в России — 350 тысяч.

На этом фоне все чаще звучит тезис о потенциале дистанционного образования и возможности удаленной подготовки кадров. При этом обучение в режиме онлайне подходит далеко не всем. Согласно данным исследовательского центра при Колумбийском университете, коэффициент отсева для некоторых масштабных онлайн-курсов составляет до 90%. Успехов добиваются в основном целеустремленные студенты, имеющие базовые навыки самообучения и хорошую мотивацию для получения новых знаний. Таким образом, без квалифицированного ментора опрометчиво надеяться на то, что потраченное на самообразование время в будущем однозначно конвертируется в высокий уровень заработка. 




Как готовят айтишников?

Среди тенденций подготовке ИТ-специалистов я бы отметил следующие:


1. Меняется роль преподавателей в образовательном процессе

Тотальная начитка лекций на старших курсах бакалавриата и, особенно, магистратуре — атавизм. Сегодня, когда многое доступно в интернете, студентам важнее получить ответы на свои практические вопросы.  И важно наличие рядом человека, способного направить студента в нужное русло, будучи у передовой практического опыта.

Стоит добавить, что сегодня основной упор в образовательном процессе делается на развитие самостоятельности учащихся, где ориентиром служат конечные результаты обучения. Также при составлении учебного плана учитывается мнение потенциальных работодателей.


2. Взрывной рост методик blended learning и образовательного блокчейна

Современные студенты получили доступ к распределенной системе знаний. Обучение перестало быть линейным.

Раньше тебе нужно было прослушать цикл лекций, и только потом закрепить материал через лабораторные работы. Сегодня твои знания – это набор практических навыков, иногда опережающих теоретическую базу.

Порой важнее что-то «сделать руками», затем через fix&repair двинуться дальше. При таком подходе дефицит знаний вынуждает студентов искать ответы самостоятельно. В этом, на мой взгляд, заключена принципиальная разница между классическим и современным образовательными процессами. Сейчас у подавляющего большинства наших граждан есть доступ к интернету, а наличие ультрасовременных гаджетов сродни использованию зубной щетки по утрам, отсюда — смешение офлайн и онлайн-форм обучения.  

Например, Массачусетский технологический институт (MIT) — один из пионеров в области life-long education. Сегодня здесь предлагают более 2250 курсов в открытом доступе. Также есть канал на YouTube с лекциями. Можно смотреть лекции по программам как undergraduate, так и graduate, причем по 33 специальностям — а это более тысячи учебных часов. Кстати, начиная с весны 2012 года пройдя любой бесплатный онлайн-курс можно получить сертификат — за деньги, но очень небольшие. Правда, выдает его не MIT, а MITx — подразделение университета, отвечающее за электронное обучение.


3. Мотивация

Постепенно студенты начинают воспринимать свое образование как инвестицию. Например, в  MIT стоимость обучения доходит до 60 тысяч долларов в год.  Отсюда — стремление получить максимально релевантные рынку труда знания.  

В России, похоже, все наоборот — как обычно. Поэтому студентам базовых кафедр Parallels (о том, что мы делаем для студентов, я расскажу ниже), наряду с широким спектром научно-исследовательских работ (НИОКР), мы предлагаем дополнительные материальные стимулы. Ежемесячно каждый из них может претендовать на дополнительную стипендию в размере до 30 тысяч рублей. Параметры выплат зависят от результатов обучения.


4. Создание благоприятной окружающей среды

Это важно для профессиональной адаптации студентов. Комфортные офисы, программы материального и нематериального стимулирования — все эти атрибуты «хорошей жизни», слагаемые успешного превращения вчерашних студентов-стажеров в действующих программистов современной ИТ-компании.

Причем не всегда «благоприятная окружающая среда» — это исключительно бытовой комфорт. К таким факторам можно отнести интересные профессиональные задачи, сильный менеджмент, внутреннюю атмосферу в компании. К примеру, более 80% стажеров Parallels остаются с нами. При этом мы не просим подписывать никаких «кабальных» соглашений. Решение остаться работать в компании по итогам обучения на нашей базовой кафедре студенты принимают самостоятельно.


5. Приоритет краткосрочных форм обучения над долгосрочными

Сегодня, когда время стремительно сжимается, продолжительные образовательные программы теряют популярность. Им на смену приходят краткосрочные образовательные курсы. Спецкурс на месяц или семестр зачастую более востребован, чем развернутые двух- или трехлетние программы.  

Такая тенденция прослеживается по всей России: по разным оценкам, рост отечественного рынка краткосрочного образования составляет от 15 до 55% в год.

Причем было бы неверно объяснять популярность малых форм бизнес-образования их относительной (по сравнению с долгосрочными программами) дешевизной. Так, эксперты одним из главных трендов на «коротком» рынке называют резкое сокращение ниши дешевых программ. То есть цена перестает быть для большинства слушателей значимым фактором при выборе программы. Малые формы обучения, в отличие от длинных программ, ориентированы на приобретение узконаправленных знаний и навыков, и в этом их главное достоинство. 




Как делаем мы

Я считаю, что айтишник «с улицы» для многих ИТ-компаний — это своего рода «кот в мешке». Неслучайно на своих собеседованиях компании стремятся всесторонне оценить соискателей, проводя всевозможные тесты и давая решать практические задания. Заявленные на входе компетенции на поверку могут оказаться приветом от завышенной самооценки потенциального сотрудника. И еще: для решения высокоуровневых практических задач зачастую нужны специалисты, прошедшие предварительную подготовку.

В этой ситуации есть два пути: переучивать новичка, тратя время и деньги, или же заново начинать поиск нужного профессионала, теряя опять-таки драгоценное время и средства.

Для себя мы решили, что самый логичный подход — сотрудничество с вузами и поиск студентов, потенциально желающих работать у нас в компании. Так, Parallels более 15 лет целенаправленно работает с ведущими техническими вузами страны: МФТИ, НГУ, МГУ, СпбАУ, МГТУ. Мы вместе готовим ИТ-кадры.

Формат – базовая университетская кафедра или научно-образовательная лаборатория, где специалисты-практики из нашей компании фактически в индивидуальном формате обучают будущих программистов. Начиная с третьего курса и до самого выпуска студенты имеют возможность не только закреплять теоретические основы, но и решать конкретные практические задачи.

Преимущество такого подхода в том, что ребята не оторваны от реальности. Темы и практические задания относятся к самым перспективным областям ИТ-отрасли. При этом наша работа предполагает использование agile-методик. Мы делаем упор на непосредственное общение студента и ментора лицом к лицу, а также на взаимодействие в команде. Соотношение практических заданий к теоретическим материалам составляет 80/20%. То есть формат «перевернутого обучения» реализован в нашей образовательной программе на 100%. 

На выходе мы получаем специалиста, готового решать задачи компании и понимающего суть работы. Все остальное приходит с опытом.

 

Фото на обложке: Unsplash


Материалы по теме:

Специалист по большим данным: где учиться и куда пойти работать

Вакансии дня: Android-разработчик и комьюнити-менеджер

Almaz Capital запустит фонд на $300 млн для блокчейна и искусственного интеллекта

Ни в коем случае не разрешайте этому человеку увольняться!

Где выгоднее работать программистам

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 С начала 2024 года россияне увеличили траты на самообразование
  2. 2 10+ стажировок прямиком с IT-Олимпа: куда идти студентам и выпускникам в 2024 году
  3. 3 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  4. 4 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  5. 5 Как заинтересовать ребёнка программированием: три увлекательных способа