Александр Чикунов, руководитель аналитического отдела инвестиционной площадки StartTrack – о методе венчурного капитала для оценки начинающего бизнеса. Плюсы подхода – не нужно тратить очень много времени, а результат получается достаточно детальным.
Другие методы:
– DCF
На этот раз мы рассмотрим метод венчурного капитала, который позволяет провести оценку компании на ранних стадиях. Наиболее корректно использовать его для оценки компаний, у которых есть первые продажи. Важно отметить, что в данном случае прибыль инвестора – это увеличение стоимости его доли в проекте и последующая ее продажа.
Базовые формулы
Я специально начну с базовых формул, чтобы вам было легче проследить всю логику оценки.
Post-money оценка компании = Exit Value/ (1+r)T
Pre-money оценка компании = (Exit Value/ (1+r)T) – Размер инвестиций
Post-money оценка компании – это оценка с учетом полученных инвестиций. Pre-money оценка компании – это оценка до получения инвестиций.
То есть мы сначала прогнозируем стоимость компании, а уже от этого будет зависеть доля инвестора.
r – ставка дисконтирования. В этом методе ставка равна той доходности, которую хочет получить инвестор. Если говорить точнее — это доходность, которую хочет получить инвестор/вероятность реализации данного сценария.
t — горизонт планирования. Обычно для таких компаний он равен количеству лет, через которые инвестор собирается выходить из проекта (от 2 до 5 лет).
В StartTrack мы часто используем этот метод оценки, потому что он показывает самое важное для инвестора:
- Сколько стоит компания на текущий момент?
- Сколько будет стоить через n лет?
- Как она этого достигнет (прогнозируется затратная часть)?
- Какие риски, и где у компании слабые места?
В целом, у метода есть весомые плюсы. Он менее трудозатратный, чем классические методы оценки, и при этом достаточно информативный.
Расчет Exit Value
Теперь мы перейдем к описанию расчета Exit Value, с помощью которого можно будет рассчитать pre/post money оценку компании.
Его расчет заключается в трех шагах:
- Первичное знакомство с проектом и проверка его текущих метрик.
- Прогноз будущих доходов и расходов
- Определение Exit Value с помощью мультипликатора и последующая оценка возврата на инвестиции. Чтобы показать методику для этого шага, я подготовил таблицу с примером. Подчеркну, что это пример и в нем приведены условные цифры.
Шаг 1. Проверяем текущее состояние компании, информационный запрос
На этом этапе вам будет необходимо провести интервью с компанией, которая вас интересует, и задать стандартные вопросы для этого случая (послушать elevator pitch – короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса). Это поможет вам узнать, чего достигла молодая компания, и как она зарабатывает деньги, что будет делать дальше, как собирается развиваться. В целом вы получите представление о компании – то, как она видит себя на определенном горизонте времени (трекшн).
Это важно, поскольку показывает, как проект живет в рамках своей бизнес-модели: хорошо или плохо он использует свои денежные средства? Используются ли масштабируемые каналы? Как проверялись гипотезы относительно других каналов продвижения и проверялись ли? По сути, трекшн – это некий пульс проекта.
Крайне важно уточнить, какие источники являются проверенным каналом монетизации, а какие – только входят в планы.
Что же спрашивать у компании? Естественно, нет какого-то универсального запроса, но можно подойти к этому с двух сторон:
- Запросить у основателей управленческую отчетность;
- Уточнить специфические метрики по компаниям.
Я приведу несколько примеров показателей, которые можно включать в такой информационный запрос для компании, работающей по модели SaaS (сервис по подписке). Хочу сразу отметить, что список метрик может варьироваться и расширятся, наша задача в данном случае – уточнить наиболее используемые.
Пример метрик, запрашиваемых у сервиса по подписке:
Доходная часть
- Количество зарегистрированных пользователей;
- Количество платящих пользователей и их распределение по тарифам (если применимо);
- Средний чек платящих пользователей;
- Churn rate (тот процент пользователей, который на ежемесячной основе отказывается от данного сервиса);
- СLTV (доход с клиента за время пользованием сервиса) = AMPU/Churn rate; AMPU — средняя доходность на одного пользователя.
Затратная часть
- Стоимость привлечения одного платящего пользователя по отработанным маркетинговым каналам (CAC);
- Затраты на персонал (данная метрика крайне важна и необходимо провести ревизию того, что делает каждый член команды проекта);
- Затраты на IT.
В данном случае нужно смотреть на соотношение CLTV и CAC. Оно должно выглядеть так: CLTV > CAC, так как компания должна получать с клиента больше денег, чем она платит за его привлечение. Так она сможет реинвестировать прибыль в маркетинг и, соответственно, в свое развитие.
Если на данном этапе вы увидите потенциал в компании, то вам стоит двигаться дальше и рассматривать ее как возможный объект для инвестиций.
Шаг 2. Прогноз доходов и расходов
Прогноз доходов
Прогноз доходной части – того объема выручки, который будет через 2-5 лет (наш горизонт планирования). Для этого мы делаем детальный прогноз операционной деятельности.
Из него понимаем, какие есть слабые моменты и какие предположения фаундера завышены.
Возвращаясь к нашему примеру с SааS, для того, чтобы сделать дальнейший прогноз, мы должны спрогнозировать нашу основную метрику CLTV. Которая, в свою очередь, состоит из таких метрик:
- Количество пользователей, приходящих на сайт (уникальные посетители);
- Исторические данные о конверсии в платящих пользователей на сайте;
- Распределение по тарифам;
- Churn rate платящих пользователей.
Эти метрики помогут понять, сколько платящих пользователей у сервиса будет в определенный момент времени и, соответственно, какую можно получить выручку. Чтобы корректно сделать предположения, стоит проанализировать работу подобного бизнеса в России или же изучить открытые источники.
Прогноз расходов
Прогноз затрат помогает понять, какими средствами компания будет добиваться прогнозных результатов, как скоро «сойдется экономика» (доходы станут превышать расходы) и как скоро им понадобится новый раунд для поддержания роста.
Основные составляющие затрат:
1. Затраты на персонал
Они в подобных проектах – самые значимые, на фонд заработной платы может уходить до 80% всех затрат. Тут могут возникнуть 2 проблемные ситуации:
- ФОТ может быть занижен из-за того, что в прогнозе не закрываются все основные позиции по основным компетенциям;
- И обратная ситуация, когда ФОТ «раздувается» и прогнозы по увеличению команды слишком высокие.
Можно просмотреть рекрутинговые ресурсы и проанализировать приблизительную рыночную стоимость того или иного специалиста (эти ресурсы, кстати, довольно часто публикуют данные о средних зарплатах на позициях).
2. Затраты на маркетинг
Их нужно считать довольно детально, так как CAC – одна из ключевых метрик. Она обычно состоит из затрат на разные каналы маркетинга, в которые может входить:
- SMM;
- Контекстная реклама;
- Покупка баннеров;
- Платные публикации в СМИ;
- Спецпроекты и т.д.
Не забудьте и офлайн-составляющую. Ее сложнее отследить, однако учитывать эти расходы также крайне важно (не в CAC, а как «прочие расходы»).
При этом, рассчитывая затраты на маркетинг, нужно учитывать персонал, который занимается развитием партнерских отношений и привлечением контрактов (продажами).
3. Прочее
Затраты на офис, стоимость лицензий на софт, затраты на IT-инфраструктуру и т.д.
Шаг 3. Определение Exit Value и анализ возврата на инвестиции
Чтобы посчитать Exit Value, нужно умножить выручку или показатель EBITDA на мультипликатор. О том, как корректно посчитать мультипликатор, читайте в предыдущей статье.
Итак, мы получили Exit Value. Однако этого недостаточно. Ведь наша задача – понять, какова цена бизнеса сегодня, по какой оценке инвестор должен заходить в капитал именно сейчас. Для этого мы должны определить Post-money стоимость компании (см. формулу в начале статьи):
- Exit Value дисконтируется на желаемую доходность инвестора (годовую), получаем Post-money оценку.
- Мы делаем предположение, что компания изначально нуждалась в определенной сумме денег, с помощью которой она сможет активно развиваться.
- Поэтому мы должны считать стоимость как Инвестиции/Post-money, потому как инвестор должен получить долю, равную его вложениям.
- Возврат на инвестиции рассчитывается так: Cтоимость доли на момент выхода / первоначальные инвестиции.
Примеры расчетов возврата на инвестиции вы найдете в таблице. Подробнее об оценке стартапов на конкретных кейсах вы можете узнать, например, на курсах для инвесторов, которые проводит в том числе и наша компания.
Материалы по теме:
9 вещей, которые помогут развиваться стартапу после выхода из акселератора
Как попасть в акселераторы Microsoft
Этот способ найти свою нишу на рынке не оставил меня равнодушной
Как правильно инвестировать в блокчейн?
Чем MBA поможет вашему стартапу?
Фото на обложке: sutadimages/Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025