Top.Mail.Ru
Колонки

Выбираем идеальную диаграмму для представления ваших данных. Просто и понятно

Колонки
Ренат Семаков
Ренат Семаков

Основатель сервиса CaptainAnalytics

Виктория Кравченко

Директор по визуальным концепциям компании McKinsey Джин Желязны знает о своей работе все. Это неудивительно: за 55 лет жизни, которые он посвятил изучению диаграмм и других способов визуализации, он накопил достаточный опыт, которым поделился в книге «Говори на языке диаграмм».

Ренат Семаков, CEO CaptainAnalytiсs, прочитал эту книгу и выделил основные мысли.

Выбираем идеальную диаграмму для представления ваших данных. Просто и понятно

О чем это?

Книга отвечает на вопросы:

  • Какую диаграмму выбрать, чтобы представленная на ней информация была понятна любому;
  • Как нарисовать идеальную диаграмму на основе данных, которые нужно иллюстрировать;
  • Как исправить неудачные схемы и графики.

Как построить идеальную диаграмму?

Какие бы данные вы ни хотели визуализировать, работа над иллюстрациями укладывается в три простых шага:

Шаг 1. От данных к идее – формулируем идею

Сформулируйте четкую идею, которую хотите донести до аудитории.

Шаг 2. От идеи к сравнению – определите тип сравнени

Любая идея укладывается в пять типов сравнения данных: покомпонентное, временное, частотное, позиционное и корреляционное. Определите, к какому из них относятся ваши данные.


Мы создали полку на Bookmate, куда складываем книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты
Туда же попадает полезный non-fiction, который упоминался на Rusbase по тегу #Books.

 Нашим читателям — месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE по ссылке http://bookmate.com/code.

Шаг 3. От сравнения к диаграмме – выберете тип диаграммы

Каждому типу сравнения соответствует определенный вид диаграмм. Подбирайте тип визуализации, исходя из типа сравнения.


Формулируем идею

Построение диаграмм начинается с формулирования основной мысли, которую вы хотите донести до аудитории с ее помощью. Основная идея — ответ на вопрос, что именно показывают нам данные и как они связаны между собой.

Самый простой способ сформулировать главную мысль — вынести ее в заголовок диаграммы.

Заголовок должен быть конкретным и нести в себе ответ на вопрос, который вы ставите перед аудиторией. При подборе слов используйте количественные и качественные характеристики и старайтесь избегать общих фраз и выражений.

Примеры конкретных и общих заголовков

Не забывайте главное правило: одна диаграмма — одна идея. Не старайтесь на одном графике показать все найденные вами связи и мысли. Такие диаграммы будут перегруженными и сложными для восприятия.


Определяем тип сравнения

Любую мысль и идею можно выразить при помощи одного из пяти типов сравнения. Ваша задача — правильно выбрать тип сравнения и подобрать к нему соответствующую диаграмму.

Небольшая подсказка:

  1. Покомпонентное сравнение – ваши данные показывают определенную долю по отношению к целому.
  2. Позиционное сравнение – вы хотите показать, как данные соотносятся друг с другом.
  3. Временное сравнение – вы показываете, как данные изменяются во времени.
  4. Частотное сравнение – вы хотите показать, какое количество объектов попадает в определенные диапазон.
  5. Корреляционное сравнение – вы показываете, как данные зависят друг от друга.




Выбираем идеальную диаграмму

Каждому из типов сравнения соответствует свой вид диаграмм. Именно от его правильного выбора зависит понятность восприятия визуализированных данных.

Всего существует пять типов диаграмм и некоторые их вариации и комбинации:

1. Круговая диаграмма

Знакомый всем «пирог» – самый используемый тип диаграмм. По мнению Джина, это неоправданно, поскольку этот тип наименее практичен и должен составлять немногим более 5% всех диаграмм в презентациях.

2. Линейчатая диаграмма

Отдельные значения в этой диаграмме представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси Х. По мнению автора, это самая недооцененная диаграмма, наиболее гибкий и универсальный тип, который должен был бы составлять 25% всех используемых диаграмм.

3. Гистограмма

Количественные соотношения некоторого показателя представлены в виде прямоугольников, площади которых пропорциональны. Чаще всего для удобства восприятия ширину прямоугольников берут одинаковую, при этом их высота определяет соотношения отображаемого параметра.

4. График

Знакомые всем со школы линейные графики состоят из точек на координатной сетке, соединенных линиями. Используются для характеристики вариации, динамики и взаимосвязи. Вместе с гистограммой должны составлять половину используемых диаграмм.

5. Точечная диаграмма

Она же диаграмма рассеивания, служит для размещения точек данных на горизонтальной и вертикальной оси с целью показать степень влияния одной переменной на другую. По мнению Желязны, ее должны использоваться в 10% случаев.

Не забывайте! Главная цель любой диаграммы — четко показать связи или зависимости между данными. Если иллюстрация не способна отразить взаимосвязи, лучше использовать таблицы.


Двойное сравнение

В некоторых случаях возникает необходимость показать на одном графике несколько типов сравниваемых данных и зависимость между ними.

В таких случаях необходимо определить основной тип сравнения и подбирать диаграмму на основании него. Например, если вы хотите показать вклад отдельных подразделений в общий доход компании в зависимости от месяцев, лучше использовать типы диаграмм для временного сравнения: график или гистограмму. А если вас больше интересует не изменение во времени, а конкретные достижения, используйте линейчатые диаграммы.

Помните: если на одной диаграмме не получается просто и понятно донести основную мысль, комбинируя данные, лучше использовать два отдельных виджета.


Шкалы, легенды и другие надписи


Идеальная диаграмма понятна для восприятия без дополнительной информации на ней. Однако это не означает, что вы не можете использовать шкалу или легенду, чтобы лучше донести основную мысль.

Главные правила при добавлении дополнительной информации:

  1. Они не перегружают диаграмму.
  2. Они не отвлекают от основной картинки.
  3. Они дополняют диаграмму.

Конкретные примеры для каждого из типов сравнения и диаграмм вы можете найти в книге или использовать их электронную версию на сайте издательства.


Материалы по теме:

Делай красиво: как визуализировать самые сложные данные

Инструкция: как проверить продуктовые гипотезы на этапе дизайна

Топ-6 профессий для дизайнеров и производителей в 2030 году

6 известных компаний, которым ребрендинг пошел на пользу

Каким был бы мир, если бы все учились дизайн-мышлению

Дизайнер выяснил, какой цвет самый популярный в интернете

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  2. 2 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  3. 3 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  4. 4 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  5. 5 Студенчество Баффета: первые вложения инвестора
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти