Top.Mail.Ru
Колонки

Песни Моргенштерна на уроке истории: как разговор с учениками на одном языке помогает выстроить бизнес

Колонки
Даниил Дарвин
Даниил Дарвин

CEO «Вебиум»

Алена Шаповалова

Даниил Дарвин — преподаватель биологии с восьмилетним стажем и автор сборника по подготовке к ЕГЭ — в 2019 году создал свой бизнес-проект «Вебиум», где педагоги вовлекают школьников в учебный процесс и помогают перед Единым госэкзаменом. Сегодня в нем задействованы 100 сотрудников бэк-офиса, 14 преподавателей и около 600 наставников. Специалист рассказал о том, как заинтересовать подростков и создать для них комфортную среду.

Песни Моргенштерна на уроке истории: как разговор с учениками на одном языке помогает выстроить бизнес

Высокие результаты учеников — основной KPI успеха любого образовательного проекта, который готовит школьников к аттестационным испытаниям. Они говорят об эффективности подхода к обучению и прямо влияют на бизнес-показатели. Однако на измеримые KPI влияют и неизмеримые, но не менее важные — безопасная среда обучения, качество контакта ученика и преподавателя, позитивный настрой.

То, что нельзя посчитать, часто попадает в слепую зону, что в итоге может грозить потерей клиентов, меньшей лояльностью и снижением выручки. Без благоприятной для обучения среды бизнес может потерять репутацию на рынке. Его просто не будут рекомендовать, для поддержания рентабельности придется повышать стоимость услуг. Правильная атмосфера помогает быстрее и проще добиться поставленных KPI.

 

Комфорт и безопасность

Четыре фактора, которые помогают создать правильную образовательную среду, отвечающую культурным кодам современных школьников:

  • Переосмысленные роли «ученик-учитель»

Образовательная система все еще построена на социально стереотипных ролях «ученик-учитель». Дети должны вставать, когда входит педагог, в туалет необходимо «отпрашиваться». Ребята не могут поесть на уроке, даже если голодны, а для ответа обязательно поднимать руку.

При переходе в онлайн эти архаизмы трансформировались, но им продолжают уделять внимание. Реальная значимость для эффективности обучения этих традиций не доказана. Вместо этого стоит фокусироваться на актуальном образе учителя: согласно опросу «Учи.ру», школьники хотят видеть в нем наставника, который бы передавал любовь к предмету. 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Для этого он должен быть не только экспертом в своей области, но и «старшим братом» с сильными коммуникативными навыками. Наставник должен проявлять эмпатию вместо прессинга по задачам. Это мотивирует и заряжает его, что особенно важно в конце учебного года, когда силы на исходе, а ЕГЭ еще впереди. При этом, конечно, важно соблюдать границы. Мы, например, разработали «Кодекс наставника», где собрали правила общения с учениками.

Важный шаг в борьбе с архаизмами в образовании — пересмотреть роли «учитель-ученик». Сегодня образцом для подражания школьники считают интернет-инфлюенсеров. В исследовании The Influencer Report сообщается о том, что половина «зумеров», к которым относятся и старшеклассники, доверяет медийным лидерам. Это использует The Math Sorcerer («Математический колдун»): 153 тысячи подписчиков канала изучают математику по его видео на YouTube. Мы тоже уделяем внимание личным брендам преподавателей в соцсетях, где проходит часть обучения.

  • Доставка контента через релевантные площадки

Аналитики McKinsey выяснили, что современные школьники предпочитают обучаться на цифровых платформах, а не в традиционных учреждениях. Чтобы обучение стало более нативным, нужно доносить контент по каналам, которые подростки уже используют. Сегодня это соцсети: по данным отчета The Influencer Report, для возрастной группы 13-16 лет это TikTok, Instagram и YouTube. 

Вместо того чтобы воспринимать «ВКонтакте» или TikTok как исключительно развлекательные площадки, лучше относится к ним как к инструменту доставки полезного контента. Обучаться будет привычно и легко: не нужно переключаться на другую платформу, можно просто зайти в образовательную группу или канал.

К полноценным площадкам для выпуска образовательного контента можно отнести YouTube или Instagram. Например, можно завести тематический блог по биологии: в Instagram для микротем подходит формат подачи информации в Stories или постах, а на YouTube — обучающие ролики и лекции. Лучший вариант — синхронизировать контент-план со школьной программой.

  • Вовлечение в обучающий процесс

Есть еще одно интересное исследование от Upfront Analytics. Они выяснили, что поколение Z концентрируется только в течение 8 секунд. Чтобы они уловили информацию, нужно либо подавать материал быстро (например, короткие обучающие видео в TikTok), либо обеспечить быструю смену форматов. Многие EdTech-платформы учитывают эту особенность. Из нашего опыта могу сказать, что на вовлеченность ученика сильно влияет формат обучения, и на групповых занятиях она выше.

Именно поэтому мы не «изолируем учеников наедине с учебным материалом», а распределяем их по чатам, где еще около 30 таких же ребят регулярно общаются друг с другом и с наставником. Они обсуждают актуальные задания и темы, делятся инсайтами — в итоге формируется образовательная «тусовка» единомышленников. Как говорит наш преподаватель информатики Николай Касперский, «образование — это не заполнение ведра, а разжигание огня». Именно работа в команде помогает, образно выражаясь, раздуть это пламя: обучение происходит в момент коммуникации и взаимодействия учеников друг с другом и преподавателем.

  • Обучение через актуальный контекст

Обучение должно быть увлекательным, а для этого нужно учесть культурный контекст, в котором существуют подростки. Примеры про лампочки и заводы, яйца и птицефабрику для школьников неактуальны. Лексический разбор на примере любимого сериала привлечет гораздо больше внимания и вызовет интерес. Этот подход — новейший тренд на рынке образовательных услуг. Например, платформа FluentU создает персонализированные уроки по изучению языка на видеоклипах, трейлерах или вдохновляющих речах.

Мы используем этот подход в нашей школе при подготовке к ЕГЭ. Оказалось, что многие сложные концепты можно объяснить на близких для учеников ситуациях: на уроках истории используем отсылки к песням Моргенштерна, обществознания — трекам Face в TikTok, русского языка — интервью Юрия Дудя, а обороты английского языка ребята учат на примере сериала Sex Education.

Благодря этому немного «бунтарскому» подходу мы добились очень высокой метрики удержания — до конца курса у нас доходит больше 60% учеников. Экзаменам это тоже не помешало (а я уверен, что и помогло): в 2019 году 210 наших выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов, а в 2020 — уже 251. Ученики годового курса «Основа» за год подготовки улучшают свой балл на 80%, выпускники полугодового курса «Экстра» — на 60%.

Как отделить актуальный для ученика контекст от неактуального? Регламента у нас нет, но есть лайфхаки, которыми мы сами пользуемся — нужно следить за интересами подростков: например, обращать внимание на обсуждения в чатах и комментариях. Наша команда понимает ценности «нового поколения» и адаптирует тренды в образовательные инструменты.

Сегодня школьникам доступен огромный объем интересного медийного контента, с которым трудно конкурировать образованию. Перед индустрией стоит задача обеспечить не меньшую мотивацию и вовлеченность, а для этого нужно выстраивать обучение с учетом культурных кодов молодого поколения и цифровых привычек потребления.

 

Советы по взаимодействию учителя и ученика: 

  1. Начинайте урок незаметно. Резкий переход с помощью клише — «итак, начнем занятие, тема сегодня такая, записываем» никак не повысит уровень вовлечения. Скорее, наоборот, для мозга — это сигнал, что сейчас начнется что-то «сложное и скучное». Лучше начать с контекста: спросить, какая песня нравится детям, послушать ее вместе и на ее примере объяснять тему.
  2. Прочувствуйте ценность контента вместе с учениками. Современная культура полна важных для подростков смыслов. Наставник должен их распознать, чтобы быть на одной волне со школьником.
  3. Совмещайте индивидуальный подход вместе с групповым. Индивидуальные занятия позволяют проработать «боли» ученика, тогда как групповые — вовлечь его в обучение.
  4. Проявляйте эмпатию. Делитесь собственным опытом, рассказывайте о периодах вашей жизни, которые соответствуют актуальному контексту аудитории — например, как вы готовились к поступлению в вуз. Это поможет установить более тесный контакт с учеником.
  5. Создавайте атмосферу дружеского общения. Поддерживайте коммуникацию, обсуждайте учебные темы, а не просто рассказывайте новый материал. Например, такая мелочь, как чай с печеньками во время вебинара, волшебным образом добавляет занятию комфорт и дружескую атмосферу.

Фото: Juliya Shangarey/shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Тайм-менеджмент для школьников: 5 советов, как всё успевать
  2. 2 «Карантин стал самым продуктивным временем за 11 лет школы»: успешный опыт школьников и педагогов на удалёнке
  3. 3 «Я не делаю ничего, что не приносит пользы». Как школьник создал электронный дневник
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!