Колонки

KPI Деда Мороза: как работает логистика в высокий сезон

Колонки
Игорь Степанян
Игорь Степанян

Директор по работе с клиентами логистической компании МОЛКОМ

Виктория Кравченко

Новый год — праздник детства и волшебства. Конечно, он не обходится без подарков. «Их принес Дед Мороз», — радостно объясняют родители. «Это отлаженная работа логистов в пиковый сезон», — рассказывает Игорь Степанян, директор по работе с клиентами логистической компании Молком.

Читайте, кто такие «Деды Морозы» и как подготовиться к работе в предновогодний сезон.

KPI Деда Мороза: как работает логистика в высокий сезон
Присоединиться

Готовимся к сезону

В предновогодний период особую важность имеет планирование — это касается всех участников цепочки поставок. В первую очередь ритейлерам необходимо правильно спрогнозировать объем продаж, который, как правило, существенно увеличивается.

От качества прогноза напрямую зависит работа логистов — они рассчитывают загрузку склада и транспорта. 

Особенно важен этот процесс для крупных компаний с широкой географией дистрибуции — у многих из них предновогодние отгрузки на склад начинаются уже в ноябре. Работа с поставщиками также требует пристального внимания — прежде всего, сверка прогноза и факта продаж предыдущих периодов. Значительное превышение объема поставки — одна из наиболее распространенных проблем в новогодний сезон. 

При составлении планов обязательно учитываются такие факторы, как работа государственных учреждений, погодные условия — снегопады и ледяные дожди, а также ситуация на дорогах — пробки и перекрытия трасс. Эти и другие непредвиденные моменты имеют обыкновение случаться именно в предновогодний период.

Главное правило — все участники «предпраздничной» цепочки поставок должны работать слаженно и в едином информационном поле. 


Весь мир за одну ночь

Очевидно, что работа в новогодний сезон выходит за рамки обычных показателей: объем товарооборота возрастает в среднем в 2,5–3 раза. Например, у одного из наших клиентов, крупного импортера цифровой техники и аксессуаров, объем обработки в «обычные» месяцы составляет 10–12 тысяч единиц в день, а уже в середине ноября достигает почти 30 тысяч.

Соблюдение согласованных с клиентом показателей качества при таких пиковых нагрузках достигается за счет многофакторной системы внутреннего и внешнего контроля и мониторинга операций в режиме реального времени.

В любой момент можно видеть временные, количественные и качественные параметры работы склада, и, при необходимости, вносить оперативные корректировки.


Кадры решают все

В предновогодний сезон на фоне общего роста объемов продаж нагрузка предприятия возрастает многократно. Это относится не только к сотрудникам, которые непосредственно работают с заказами, но и к инфраструктурным подразделениям, ИТ-отделу. Работа по особым графикам, круглосуточный режим, дополнительные смены и «спецкоманды» — неотъемлемая часть работы в преддверии праздников. 


Немного о вишлистах

Косметика и парфюмерия — одни из самых традиционных подарков на Новый год. В этом сегменте покупатель легко может выбрать презент на любой вкус, возраст и бюджет.

Здесь упаковка бывает едва ли не более важной, чем сам товар. Ведь она делает подарок подарком.

Например, для одного из клиентов в коробку с новогодними косметическими наборами впрыскивалась специальная «инъекция» нового парфюма. Премиальная упаковка в сочетании с ароматом дала потрясающий эффект — множество позитивных откликов и рост продаж. На праздничный период приходится и пик оформления доставок по адресам непосредственных получателей подарков. 


Online vs Offline 

Говоря об объемах продаж в новогодний период, не стоит противопоставлять онлайн и офлайн. Эффективная проработка маркетинговых инструментов, рекламных кампаний и акций позволяет обеспечить практически синхронный рост во всех каналах продаж. Это особенно заметно у международных компаний, работающих в сегментах косметики и fashion. 

На протяжении последних нескольких лет интернет-продажи стабильно показывают более высокие темпы роста по сравнению с традиционным ритейлом.

Однако в Новый год покупатели в России все еще предпочитают обычные розничные магазины. Спрос перед праздником настолько велик, что интернет-магазины нередко не справляются с объемом заказов, испытывают трудности с подготовкой необходимого запаса товаров. Кроме того, из-за нехватки времени в предпраздничный период покупатель заинтересован в поиске всех подарков в одном месте, поэтому отдает предпочтение крупным розничным торговым центрам.


Сказочный вывод

Залог хорошего настроения в праздники — тщательная подготовка, опыт и надежные партнеры. Несмотря на все сложности праздничных поставок, в существовании новогоднего волшебства нет никаких сомнений.

Мы находим подарки под елкой благодаря волшебникам-производителям, магическим стратегиям поставок, загадочным огромным складам, мистическим ИТ-системам и компьютерным программам, сапогам-скороходам курьеров и, конечно, сверхъестественному профессионализму.


Материалы по теме:

Метро 2016: как высокие технологии спускаются под землю

Почему Uber для дальнобойщиков «не взлетит» в России

Российский сервис по оптимизации маршрутов Zig-Zag привлек инвестиции

Что такое «доставка без перетарки»?

Какие технологии в логистике используют Amazon, DHL, Alibaba и другие гиганты

В Европе запускают доставку с помощью шестиколесных роботов

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  2. 2 Тайный покупатель: кто это, чем занимается и зачем нужен бизнесу
  3. 3 Онлайн-кассы в 2024 году: что это, кому нужны и как выбрать кассовое оборудование
  4. 4 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес
  5. 5 «Алексей, ваш дизайн выглядит ужасно». Каких фраз избегать в деловой переписке