Top.Mail.Ru
Колонки

Как мы развиваем у сотрудников навыки будущего

Колонки
Марина Хачукаева
Марина Хачукаева

Руководитель отдела обучения и развития Rambler Group

Полина Константинова

Согласно исследованию LinkedIn Global Talent Trends (2019), уже сейчас от соискателей ожидают развитых гибких навыков (soft skills). Этот тренд будет сохраняться в среднесрочной перспективе и с развитием технологий станет приоритетным. Речь идет о надпрофессиональных навыках, не связанных с должностными обязанностями. Марина Хачукаева, руководитель отдела обучения и развития Rambler Group, рассказала, как в их компании совершенствуют эти навыки у сотрудников.

Как мы развиваем у сотрудников навыки будущего

Rambler Group сегодня объединяет различные активы: медиа, онлайн-кинотеатр Okko, технологичные b2b-сервисы. Нам требуются специалисты различных сфер: журналисты, маркетологи, разработчики, аналитики. Большинство команд работают по agile, поэтому мы ожидаем от специалиста развитых «человеческих качеств». 

Мы выбрали те, которые, по результатам внутренних исследований, помогут нашим сотрудникам быть более эффективными: 

  • комплексное решение проблем (complex problem solving), 
  • творческие способности (creativity), 
  • менеджмент (people management), 
  • сотрудничество (coordinating with others), 
  • переговоры (negotiation), 
  • подвижность мыслительных процессов (cognitive flexibility). 

Чтобы развивать и совершенствовать эти навыки у сотрудников, мы запустили ряд образовательных программ.

Комплексное решение проблем

Навык комплексного решения проблем — это умение системно анализировать контекст: человек понимает процессы в совокупности, умеет оценить риски и предотвратить их, сэкономив время на решение проблем впоследствии.

Чтобы овладеть этим навыком, руководители проходят курс для управленцев: он позволяет участникам шире смотреть на ситуации, а также увеличить эффективность взаимодействия внутри команды. 

За полгода более 200 руководителей различных уровней прошли обучение по программе. Нам удалось не только добиться увеличения их эффективности, но и сформировать внутреннее сообщество руководителей, которые обмениваются опытом и решают вопросы более эффективно, опираясь на опыт и экспертизу коллег. 

Творческие способности

Для развития творческих способностей мы проводим арт-мастер-классы — в Rambler Group они проходят регулярно с участием собственных или приглашенных специалистов. Мы наблюдаем тренд на упрощение визуализации данных в презентациях — громоздкие графики и таблицы уходят в прошлое, уступая простым понятным рисункам от руки.



Мы считаем, что рисование — и не на планшете, а руками, — не только формирует в компании творческую среду, но помогает изменить паттерны мышления. Это позволяет нашим сотрудникам решать привычные задачи непривычными способами.

Менеджмент 

Наши сотрудники талантливы, трепетны и работают с очень специфическим продуктом. Чтобы вооружить руководителей более широким арсеналом инструментов управления, мы запустили программу развития менеджерских способностей. В ходе программы руководитель также приобретает коучинговые навыки, необходимые для развивающего лидерства. 

Руководители, прошедшие программу, чувствуют себя увереннее, так как, помимо коучинговых инструментов, необходимых для развивающего лидерства, они приобретают гибкие инструменты управления, которые можно использовать для получения результата без риска демотивировать сотрудника.

Сотрудничество

Мы приглашаем на работу высокопрофессиональных специалистов, и каждый из них обладает уникальной экспертизой и знаниями. Чтобы создать для сотрудников возможность свободно делиться ими друг с другом, мы запустили программу «Голос Rambler Group». Она позволяет раскрыть ораторские способности и сформировать среду, в которой люди хотят обмениваться опытом — проводить лекции, митапы, открытые встречи.



Помимо этого, наши сотрудники стали больше встречаться друг с другом лично — задавать интересующие их вопросы и получать информацию, необходимую для решения задач. За 2019 год у нас прошел широкий курс «Голос Rambler Group» и серия мастер-классов на эту тему. С помощью модулей по речи и публичным выступлениям мы поддержали традицию делиться знаниями после посещения внешних мероприятий не только внутри своей команды, а для всех желающих сотрудников группы.

Переговоры

В процессе обучения эффективным переговорам мы смещаем фокус с того, что человек говорит, на то, как его слышат и понимают.

Мы развиваем у сотрудников многоуровневое восприятие, например, способность считывать невербальные проявления — эмоциональное состояние собеседника, его убеждения, способность строить гипотезы о том, что не было сказано. 

Результат переговоров зависит не только от правильной подготовки, сбора информации о собеседнике и контекста, в котором происходит диалог, но и от способности к комплексному анализу непосредственно в ходе коммуникации. Этими навыками наши коллеги овладевают в ходе обучающих курсов, и их коммуникативные навыки становятся гораздо выше.

Подвижность мыслительных процессов

В ходе ряда исследований ученые выяснили, что, когда человек решает сложную задачу, у него активизируется весь речевой аппарат. Речь стимулирует мыслительные процессы и позволяет быстрее решать задачи. 

Наш курс по речи построен на тренировках голосоречевого аппарата, артикуляционных навыков, дыхания и решении творческих речевых задач. Эти тренировки позволяют сформировать физическую опору для совершенствования когнитивных навыков: развитой памяти, внимания, мышления и способности удерживать сложные конструкции. Для сотрудников непривычные способы тренировки — в том числе некий «фан», который поддерживает развивающую среду и творческую атмосферу в командах.

Как внедрить все это у себя в компании

Мы считаем, что для того, чтобы эффективно работать, сотрудник должен чувствовать себя максимально комфортно, в том числе на эмоциональном уровне. Человек счастлив, когда имеет возможность реализовать себя, а потому наши задачи сегодня: 

  • создать условия, в которых можно проявлять свои таланты; 
  • предоставлять сервисы, помогающие оперативно находить информацию и обмениваться ей; 
  • ориентироваться в бизнес-контексте; 
  • анализировать тренды рынка и конкретной отрасли; 
  • помогать людям выбирать векторы развития, приводящие к желаемым карьерным изменениям в будущем. 

Это должно стать вашей отправной точкой в выборе целей обучения. Когда вы оцените желаемый результат, сформулируйте его как цель и приступайте к разработке формы программы. Пообщайтесь с сотрудниками через корпоративный портал, на брейнсторминге или лично и, учитывая специфику навыков, которые вы хотите развивать, определите, будут ли эти задачи очными или они будут проходить онлайн. Узнайте, что для них будет важным для эффективной работы в рамках курса и что было бы для них интересно.

Важно создать комфортную доверительную среду, которая станет базисом для развития коммуникационных навыков и, как следствие, обмена экспертизой среди коллег.

Это поможет им научиться смотреть на вещи шире, решать проблемы комплексно и находить новые точки пересечения для сотрудничества. Для развития творческих скиллов проводите мастер-классы и вовлекайте работников в нестандартные задачи. 

Жесткие методы управления эффективны только в определенных сферах, а потому, чтобы эффективно управлять, практикуйте развивающее лидерство — и в этом нужно начать с себя. Не держитесь за свои идеи, какими бы красивыми и передовыми они не были, держитесь за реальную пользу, которую они приносят людям и бизнесу. И тогда все получится. Обязательно.  

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Эти навыки пригодятся, чтобы стать Product Owner: советы изнутри профессии
  2. 2 Без этих навыков вы не построите успешную карьеру в разработке. Проверьте себя прямо сейчас
  3. 3 5 навыков будущего, которые нужны молодому специалисту
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти