Колонки

Стартовал набор в 7й Акселератор ФРИИ: стоит ли подавать заявку?

Колонки
ФРИИ
ФРИИ

Фонд развития интернет-инициатив предоставляет финансирование и экспертные ресурсы стартапам из сфер Интернет, Mobile, Big Data...

ФРИИ
Стартовал набор в 7й Акселератор ФРИИ: стоит ли подавать заявку?
Присоединиться

Акселератор ФРИИ открыл приём заявок в 7й набор, заявки принимаются до 8 июня. Напомним, что акселератор помогает IT-стартапам на ранней стадии. С 2013 года всего было подано 2600 заявок, через Акселератор прошли 150 проектов. Мы собрали наиболее частые вопросы стартапов об акселерационной программе и узнали ответы на них у директора Акселератора Дмитрия Калаева. Он рассказал, что стартапы получают от программы, и почему инвестиции не являются основным мотивом прийти в акселератор.


Как Акселератор помогает стартапам? 

“Акселератор ФРИИ, прежде всего, — про экспертизу и поддержку в быстром росте бизнеса, а не про инвестиции, как принято считать. Да, большая часть наших проектов (те, кто прошел отбор на конкурсной основе) получают pre-seed от Фонда, но мы держим фокус на ускорении проектов и нацелены на результат. Грубо говоря, мы помогаем молодым компаниям дойти от стадии первых продаж (когда оборот компании 0-200 тыс. руб./мес.) до стадии постоянного прироста выручки (оборот 1-5 млн руб./мес.). Если в обычном режиме компания в среднем достигает определенных результатов по выручке за 1-2 года (в течение которых команда пробует новые каналы привлечения, тестирует ценностные предложения, понимает, что приносит продажи, а что — нет), то в акселераторе эти же результаты достигаются за 3 месяца — в первую очередь, за счёт опыта команды Акселератора и отработанной на 150+ проектах методологии.

Есть и другие факторы ускорения. Например, мы предлагаем пул экспертов под запросы каждого проекта. К примеру, основатель говорит: “у меня важным каналом будет e-mail-маркетинг, и в моей команде никто ранее этим не занимался”, и мы приглашаем лучших людей с рынка под конкретный запрос и решаем проблему компании. Мы также тесно сотрудничаем с рядом крупных партнёров: делаем совместный акселератор с Microsoft, предлагаем экспертизу и гранты в рамках данного сотрудничества. Также сотрудничаем с Yota и Rambler — наши стартапы могут получить разного рода поддержку от этих партнёров.

Ещё один немаловажный бонус: основатели становятся частью нашего комьюнити. Мы работаем с сотнями проектов, экспертов, десятками инвесторов, фондов и компаний  — это огромная сеть контактов. Участникам акселератора открыт доступ к обширному количеству потенциальных клиентов и партнеров.

И да, стартапы получают от ФРИИ инвестиции 1,4 млн. руб., но важно понимать, что это относится к проектам, прошедшим конкурсный отбор. Часть стартапов, которые не прошли конкурс, выбирают пройти программу на платной основе за счёт собственных средств (т.е. без инвестиций вообще). Компаний с такими условиями работы у нас было 10 за всю историю Акселератора, и с каждым набором их доля растёт. И кстати, это не “отстающие” команды, а просто по каким-то причинам не попадающие в формат инвестиций ФРИИ. Например, среди таких команд были: WitGet, Турбазар, DriverPack Solution”.

Проектам каких стадий стоит прийти в Акселератор?

“Если выделить 4 стадии стартапа: идея, первые продажи, рост продаж, расширение каналов и рынка, то наша программа рассчитана на проекты 2й, 3й и 4й стадий (проектам на стадии идеи мы для начала рекомендуем пройти Преакселератор).

Мы понимаем, что проблемы, с которыми бизнес сталкивается, на каждой стадии различаются, и для каждой есть свои пакеты решений. Например, на стадии первых продаж (оборот 0-200 тыс. руб. в мес.) команда, как правило, хочет увеличить продажи любым способом и нарастить базу клиентов. Однако не факт, что оптимально выбран клиентский сегмент/ценностное предложение и, как правило, продажи в самом начале пути случайны, нестабильны, unit-экономика не сходится (затраты на клиента не окупаются средним доходом с этого клиента). Тут как раз стоит задача свести экономику и подготовиться к росту продаж. Акселератор помогает проектам найти наиболее перспективные сегменты рынка,  определить узкие места в продажах и выбрать два канала, в которых можно кратно вырасти и прийти к оптимальному соотношению затрат и выручки.

Стартапы на стадии роста (с оборотом 200 тыс.-1 млн руб. в мес.) уже хотят дойти до точки безубыточности и вырасти в несколько раз. Здесь возникают проблемы другого характера  — на этом этапе из-за роста конкуренции “дорожают” каналы, прибыльность бизнеса снижается. В этом случае основной фокус программы направлен на оптимизацию конверсий в покупку, среднего чека, цены привлечения (если мы говорим о B2C), или на сокращение цикла продаж, оптимизацию ценностного предложения, повышение процента закрытых сделок (если речь идёт о B2B).

И наконец, стартапы на более “зрелой” стадии (оборот 1-5 млн руб. в мес.). Чаще всего основатели на этом этапе сталкиваются с ограничениями рынка, поэтому планируют выходить на зарубежные рынки, либо менять стратегию. Таким проектам акселератор помогает делать быстрые итерации для поиска точек роста, это существенно сокращает время компании на поиск новых рыночных сегментов (и в некоторых случаях даёт существенное конкурентное преимущество по времени)”.

Обязательно отдавать 7% за участие?

“Не обязательно. Формат 7% за 1,4 млн руб.от Фонда — это формат для стартапов, которые проходят отбор на конкурсной основе. Есть три формата участия:

  • 7% за 1,4 млн. руб. от ФРИИ, 600 тыс. из которых идут на оплату программы акселерации — для участия стартап оставляет заявку на сайте и проходит конкурсный отбор
  • 3% за 600 тыс. руб. от ФРИИ (эти деньги идут на программу Акселерации) — для участия стартап оставляет заявку на сайте и также проходит конкурсный отбор
  • 0% если команда проходит программу акселерации за свой счёт (оплачивает 600 тыс. руб. за 3 месяца Акселерации) — в этом случае стартап пишет нам напрямую и проходит собеседование”.

Какой профиль проектов интересен ФРИИ?

“Разброс в направлениях большой: корпоративное ПО, B2C решения, большие данные, интернет вещей, рекламные технологии, телемедицина, образовательные технологии, информационная безопасность, нишевые продукты и решения (маркетплейсы, развлекательные сервисы и пр.).

Проще сказать, кого мы не видим среди наших проектов — очередные соц. сети, интернет-магазины, туристические темы тоже не очень интересны. Хотя тут тоже надо смотреть внимательнее т.к. могут быть интересные подходы. Но точно не интересен подход: “Я делаю Островок/Яндекс/ВКонтакте, но мой будет с более крутым интерфейсом…”.

Безусловно, мы хотим видеть в Акселераторе сильные проекты и повышать качество стартапов на входе.

Основные критерии, по которым проекты проходят конкурсный отбор в акселератор с получением инвестиций:

  • польза для клиента (понятное ценностное предложение);
  • рынок (достижимый оборот компании в 300 миллионов/год через 3-5 лет);
  • конкурентное преимущество (сложно копируемая технология, доступ в канал дистрибуции).

Плюс есть формальные требования для прохождения в Акселератор на конкурсной основе:

  • IT-стартап в виде MVP (публичная версия работающего продукта, готового к первым продажам);
  • Не менее двух основателей в команде;
  • Готовность приехать в Москву на 3 месяца;
  • Должно быть зарегистрировано юридическое лицо (но его можно регистрировать после получения инвестиционного предложения);
  • Два человека от команды, которые готовы фултайм работать на площадке акселератора”.

По какой причине проект  может не пройти отбор?

“К сожалению, не все проекты могут попасть в акселератор на конкурсной основе.

Стандартные причины отказа:

  1. маленький рынок;
  2. такой проект уже есть в портфеле ФРИИ, при этом надо смотреть, возможно, это проект-конкурент или проект-дополнение;
  3. формальные причины (как правило, юридические).

Если стартапу отказали, то есть возможность пройти собеседование и прийти в Акселератор на платной основе”.

Как попасть в 7й Акселератор?


“Для конкурсного отбора с получением инвестиций нужно оставить заявку на нашем сайте и ожидать ответ. Желательно, конечно, не в последний момент. Заявки принимаются до 8 июня, сама программа начинается 24 сентября. Перед отправкой заявки мы в любом случае рекомендуем пройти программу Преакселератора (даже если проект уже прошел дальше стадии идеи), т.к. эта программа в деталях отображает, что мы ожидаем увидеть в заявке.”

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФРИИ и StartupDrive запустили акселерационную программу для стартапов в области электрического транспорта
  2. 2 ПАО «Ростелеком» инвестирует в новые цифровые продукты до 3 млрд рублей
  3. 3 ФРИИ и «МойСклад» ищут B2B-стартапы в области автоматизации торговли и производства
  4. 4 Найти клиентов и выйти на международный рынок: идет прием заявок в программу GoGlobal
  5. 5 ФРИИ инвестирует до 200 млн рублей в стартапы