Ребенок «не нашел себя» до 15 лет? Время бить тревогу!

Аркадий Морейнис

Предприниматель и инвестор, основатель «фабрики стартапов» «Главстарт» и создатель сервиса Price.ru

Расскажите друзьям
Аркадий Морейнис
Аркадий Морейнис
Аркадий Морейнис, предводитель «темной стороны» российского венчура, предприниматель и инвестор, основатель «фабрики стартапов» «Главстарт» и создатель сервиса Price.ru, написал на своей странице в Facebook два поста с рассуждениями – как будет выбирать профессии новое поколение и почему важно познакомить ребенка с уверенными в себе людьми разных специальностей.
  1. Наши представления о школьном и институтском образовании до сих пор основываются на традициях, хотя окружающая реальность, с которой молодежь столкнется после обучения, меняется необычайно быстро. Информация, которая будет им нужна, уже совсем не та, которая была нужна 40 лет назад. Профессии, которые будут востребованы и появятся через 10 лет, совсем не те, к которым мы привыкли сейчас, и их даже с трудом можно предсказать. Однако семьи, школы и общая система образования, которые должны готовить детей к будущему, до сих опираются на устаревшее понимание того, что же нужно детям для того, чтобы состояться во взрослой жизни.
  2. Нынешние, и тем более будущие, профессии требуют серьезного усвоения навыков и ценностей, необходимых для построения успешной карьеры. Мы же оставили на откуп школам всю ответственность за подготовку детей к будущему, хотя немногие из нас могут с уверенностью утверждать, что школы хорошо готовят детей к сегодняшним реалиям, что же говорить о будущем.
  3. Существенная часть взросления с нужным отношением к будущей работе – это присутствие рядом взрослых людей, которые могли бы выступать для детей ролевыми моделями, на своем примере показывающими, как становится полезными и успешными членами общества. Однако дети большую часть времени общаются с другими детьми и учителями, и очень редко оказываются рядом с людьми, вовлеченными в реальную и созидательную деятельность.
  4. Еще одно-два поколения назад родители считали, что они помогают детям готовится к жизни, обучая их бережно относиться к деньгами и старательно работать. Важно было научить их самостоятельности и скромности: рано вставать, заправлять кровать, делать уроки и рано ложиться спать. Сейчас эти правила кажется не такими уж и очевидными. Если можно развиваться на кредиты, если нужно покупать гаджеты, чтобы не отставать от жизни – какая уж тут бережливость? Большинство людей, которые считаются сейчас самыми богатыми и успешными имеют много нулей личного капитала, выраженные в призрачной цене акций, а не на счете в банке – в чем смысл прилежно учиться какому-либо ремеслу?
  5. Молодежь в США имеет явные преимущества по сравнению с другими даже развитыми странами – они рано начинают подрабатывать и занимаются этим больше времени. Среднестатистический студент работает 5-7 часов в неделю, тогда так студенты во Франции, Италии или России – только час в неделю.
  6. Учитывая трудность реалистичного предсказания востребованности будущих профессий, самый лучший подход состоит в обучении их двум важнейшим вещам: 1) Принципиальному подходу к пониманию внутренних принципов построения общества и взаимодействия его элементов. И это не обучение математике, физике, химии или биологии; 2) Умению концентрироваться на любой деятельности, в которой нужно осваивать новые навыки, причем делать это интенсивно и дисциплинированно. Подчеркиваю, любой деятельности. Даже работа в McDonald's может считаться полезной деятельностью, если подходить к ней с энтузиазмом, дисциплиной и концентрацией.
  7. Расти, чтобы учиться быть успешным, становится все более сложной задачей по мере того, как изменяется набор нужных профессий и расширяются или стираются их границы. Молодежь уже не может рассчитывать на выбор заранее понятного, прямого и четкого пути, дающего им гарантию успеха. Набор традиционных школьных дисциплин тем более не может им этого обеспечить. Поэтому надо очень внимательно изучать вопрос того, что же должны делать родители и общество – мы с вами – чтобы подготовить их к светлому туманному будущему.

Если в 15 лет не начать давать школьникам возможность знакомиться со взрослой жизнью и реальными профессиями, то к выпускному классу мы получим человека без интересов. А если к 6 классу он не полюбит работать, то он не будет любить работать всю жизнь.

  1. Молодежь нынче не в состоянии четко представить себе будущую работу, потому что очень редко у них есть доступ к той работе, которой они, скорее всего, будут заниматься. Двенадцатилетний человек в 19 веке на примере своего отца отлично представлял, чем он будет заниматься, когда повзрослеет. Сын нынешнего менеджера по продажам или системного администратора с трудом представляет себе, чем занимается его отец.
  2. Результаты исследований показывают, что понимание сути профессий и овладение необходимыми для этого навыками вряд ли могут прийти ранее, чем в 15 лет.
  3. Если к этому времени у молодых людей не возникнет круг общения со взрослыми людьми, которые смогут познакомить их с сутью и навыками разных профессий, то у них возникнет большая проблема с определением свого профессионального призвания. Чем успешнее и увереннее в профессиональном плане будут эти люди, тем эффективнее будет происходить выбор профессии.
  4. Уровень мотивации при выборе профессии чем-то похож на пирамиду Маслоу: на нижнем уровне находятся внешние признаки успеха, например, деньги, на среднем – общественное признание, и на верхнем уровне – внутреннее удовлетворение.
  5. В начальных классах существенным критерием для выбора будущей профессии является интерес, но он серьезно угасает к старшим классам. Старшеклассники уже рассматривают будущую работу с точки зрения, общепринятой для большинства сегодняшнего общества: тяжкое, но необходимое бремя, не приносящее удовольствия.
  6. Все, что с их точки зрения напоминает работу, старшеклассники выполняют уже безо всякого энтузиазма, который еще присущ шестиклассникам. Именно в шестом классе этот энтузиазм начинает угасать.
  7. В этом возрасте начинается четкое разделение между людьми, которые готовы всю жизнь работать, и теми, кто хочет всю жизнь играть. Это становится внутренней сутью человека. Те, кто выбирает работу, выбирает ее не потому, что их заставляют, а потому что они сами так хотят.
  8. Те, кто выбирают игру, относятся к выбору будущей работы несерьезно: «Я хочу стать юристом или доктором, потому что они много зарабатывают. Ну и это, судя по кино, прикольно. Я, правда, не очень точно представляю себе, чем они на самом деле занимаются».

Продолжение следует. 

По книге: Becoming Adult: How Teenagers Prepare For The World Of Work. Mihaly Csikszentmihalyi, Barbara Schneider.


Материалы по теме:

10 фактов о прорывном мышлении от преподавателя Стэнфорда

В этих профессиях людей быстрее всего заменят машины

Это заставит поколение Y работать лучше

13 причин, почему я не хочу растить своего сына гением

Видео по теме:



Комментарии

  • Николай Шевчук 22:21, 29.03.2016
    0
    Выскажу чисто свое мнение, фраза "...если к 6 классу он не полюбит работать, то он не будет любить работать всю жизнь." на моем примере совершенно не является действительности. До 23 лет болтался, а потом, после определенного стечения обстоятельств и смены места жительства, резко и серьезно начал работать, и сама работа приносит и прибыль и на процентов 70 удовольствие. И в целом после данной фразы сугубо для себя не нашел каких то мудрых советов или верных указаний.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase