Колонки

Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром

Колонки
Оксана Селендеева
Оксана Селендеева

Основатель школы программирования для детей CODDY

Полина Константинова

Многие считают, что современные дети не способны учиться, но, возможно, это мы не можем подстроиться под них. У поколения Z свои особенности. Вместо того, чтобы их отвергать, нам нужно понять их и приспособиться. Оксана Селендеева, основатель Школы программирования для детей CODDY, рассказывает об особенностях таких детей и дает рекомендации по их обучению.

Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром
Присоединиться

Поколение Z — дети, которые родились с 1995 по 2010 годы. Это первое диджитал-поколение — «цифровые аборигены» (digital natives). Они не знают, каким был мир до интернета, и это определяет их ценности и взгляды.

Особенности поколения Z

Поколение Z занимает 15 лет: младшие представители только пошли в школу, а старшим уже двадцать три года. Сегодня каждый четвертый житель планеты относится к поколению Z, а через два года они составят четверть рабочей силы мира.

Это поколение более образованное, чем предыдущие, и предъявляет серьезные требования к себе и окружающим. В отличие от родителей, они не стремятся взрослеть, отказываются от брака, детей и продвижения по карьерной лестнице.

Обзор поколений от Maturists до Z. Источник

Вот семь особенностей, которые характеризуют их как будущих специалистов.

  • Техноголики

Поколение Z с раннего детства интегрировано в цифровую среду. Для них все физическое существует в цифровом эквиваленте — реальный и виртуальный мир неотделимы.

Обучение и развитие напрямую зависит от интернета — с детства они познают мир с помощью Алисы и Siri. Вместо наручных часов и будильника у них смартфон, вместо библиотеки — Google, вместо чтения — ролик на YouTube.

  • Прагматики и реалисты

Поколение Z сильнее обеспокоено безопасностью и стабильным доходом. Они склонны экономить, воздерживаются от алкоголя и наркотиков, что делает Z более благоразумным поколением.

Эти дети видели, как их родители пережили несколько экономических кризисов, а мир вокруг них полон новостей о сложной экономике, терроризме, расовых скандалах, харрасменте и экологических проблемах. Этот опыт и определяет их стремление минимизировать риски.

  • Независимы и эгоистичны

Дети из поколения Z уверены в себе. Они требуют уважения, отличаются конкурентоспособностью и соперническим духом. Старшие представители Z предпочитают работать самостоятельно и получать оценку собственных навыков, а не командных.

Профессор Эрика МакВильям отмечает, что даже шестилетние ученики считают себя особенными и уникальными. По ее мнению, высокая самооценка напрямую связана с технологичностью.

Из-за того, что Z с легкостью осваивают цифровые инструменты, они чувствуют, что обладают исключительными возможностями.

  • Многозадачны

Поколение Z живет в мире, где приложения постоянно обновляются, а новости в ленте сменяются ежеминутно. Для них естественно переключаться между задачами и одновременно уделять им достаточно внимания.

Каждый восьмой подросток во время просмотра телевизора работает на компьютере или смартфоне. Но с многозадачностью есть проблема. Sparks & honey пишут, что представители Z в среднем фокусируют внимание только восемь секунд, и каждому десятому ученику ставят диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).

  • Предприимчивы

Поколение Z на 55% чаще миллениалов стремится начать бизнес. Также 61% предпочитает стать бизнесменами, а не наемными работниками, а 75% хотят превратить хобби в дело. Все это может быть связано с их независимостью, в том числе финансовой.

Вероятно, родители научили их тому, как важно усердно трудиться, потому что никто не передаст успех по наследству. Это поколение мотивировано и готово упорно работать. Они впитают в себя как можно больше знаний, чтобы начать свое дело в будущем, и за это ожидают хорошее вознаграждение.

  • Социально открыты

Молодежь Z предпочитает общение вместо переписки. Они хотят встречаться или хотя бы разговаривать по FaceTime. Программы для видеозвонков, на которых они выросли, позволяют слышать и видеть в хорошем качестве, поэтому им удобнее звонить, чем переписываться.

  • Требовательны

Представители Z знают, что университетский диплом не гарантирует трудоустройство, и обеспокоены этим. Они хорошо ощущают разрыв между формальным образованием и навыками, которые понадобятся для работы, поэтому они требуют быстрого обучения необходимым знаниям и занимаются самообразованием.

Также их требовательность связана с типичным страхом цифрового поколения — боязнью пропустить что-то актуальное. Правда, он оборачивается плюсом — поколение Z стремится следить за инновациями и оставаться конкурентоспособным.

Ключевые тренды в обучении поколения Z

По версии аналитиков McCrindle Research, есть три устойчивых тренда для обучения современных детей.

  • Обучение всю жизнь и инновационное мышление

Современные учителя должны вдохновлять детей учиться на протяжении всей жизни, развивать и применять предпринимательские способности, создавать учебные задачи, которые найдут реальное применение.

Ученики выступают в роли искателей и создателей решений и ролей, которые помогут в любой профессии будущего: от диспетчера дронов до природного инженера.

  • Адаптивное мышление

По мере появления новых профессий поколению Z необходимо уметь связывать знания из разных сфер и мыслить системно. Мозг должен научиться адаптироваться под бесконечные изменения и быстро усваивать новую информацию.

Для этого некоторые учителя применяют новый подход — вместо чтения учебника предлагают размышлять над глобальными проблемами, получая информацию из подкастов, видео и аналитических статей.

  • Совместное обучение

Нужно учитывать, что поколение Z привыкло к обучению в социальной среде.

Школа больше не место для изучения математики и письма, а пространство, где ученики приобретают навыки общения, сотрудничества, решения конфликтов и обмена идеями.

Для этого применяйте технологии, которые основаны на социальных инструментах и коллаборациях. Например, организуйте удаленную работу над групповыми проектами. Это научит ребят объяснять идеи и коммуницировать письменно.

Фото: Unsplash

Я добавлю еще два ключевых направления.

Геймификация. Поколение Z тратит 52% дневного времени на онлайн-игры, поэтому важно использовать этот формат в образовании. Геймификация зажигает дух соперничества и делает учебу увлекательной.

Обучение современной грамотности. Профессор Джозеф Аун, автор книги «Robot-Proof: Higher Education in the Age of Artificial Intelligence», отмечает важные для современного ребенка умения:

  • hard skills,
  • знание математики,
  • программирования,
  • базовых принципов инженерии,
  • критическое мышление,
  • творчество.

Кроме этого, важно развивать уникальные качества, которые присущи только людям.

Рекомендации для обучения поколения Z

Представители поколения Z отказываются быть пассивными учениками, поэтому преподавателям необходимо поменять подход и адаптироваться под их потребности.

Важно помнить, что дети зависимы от поисковиков, теряются в лавине контента и не умеют распознавать фейковую информацию. Вот правила, которые я советую преподавателям CODDY применять в обучении:

  1. Мыслите диджитально. Дети Z привыкли использовать технологии с рождения, и на уроках хотят получать быстрый доступ к нужной информации. Задействуйте онлайн-площадки для хранения и передачи материалов и книг.
  2. Делите и структурируйте. Длинные лекции — не лучший формат для поколения Z, которое привыкло отвлекаться на соцсети и работать в режиме многозадачности. Разделение задачи на сегменты увеличивает вовлеченность учащихся. Делите двухчасовую лекцию на четыре небольших интервала по 30 минут. Можно чередовать активный диалог и лекцию — начните урок с десятиминутного разговора, потом дайте задание, а затем опять пообщайтесь.
  3. Используйте инфографику. Поколение Z любит общаться мемами, эмодзи и картинками. Используйте их визуальное восприятие и представляйте информацию в формате диджитал-инфографики, добавляйте в занятия видео.
  4. Пересмотрите коммуникации. Поколение Z считает email формальностью и ждет моментальные ответы на свои сообщения. Используйте мессенджеры и видеосвязь для коммуникации — общайтесь с ребятами вне занятий и создавайте групповые чаты, чтобы ученики помогали друг другу с заданиями.
  5. Дайте им свободу. Поколение Z любит самообразование и независимость. Дайте им свободу выбора дисциплин — это ключ к развитию мотивации и уверенности в себе. Например, в CODDY модульное обучение — ребенок может комбинировать учебные модули, чтобы освоить интересные именно ему предметы.
  6. Будьте внимательны к медиапривычкам. Поколение Z — мобильное, они практически живут в социальных сетях. Организуйте короткие учебные модули, чтобы удерживать внимание детей.
  7. Используйте смартфоны. Важно организовать формат обучения, доступный в первую очередь на смартфонах. Дайте возможность учиться в любом месте.
  8. Давайте обратную связь. Поощряйте учеников, аргументированно критикуйте или направляйте, побуждайте к глубокому изучению предмета.
  9. Награждайте часто. Поддерживайте и мотивируйте учеников очками или оценками за проекты и за своевременное достижение целей.

Подытожим

При обучении Z стоит помнить, что это поколение, которое не только испытает, но и будет пользоваться в обычной жизни нанотехнологиями, трехмерной печатью и беспилотными автомобилями.

Они будут владеть профессиями, названия которым еще не придуманы. Они с легкостью осваивают технологии и не представляют мир без digital. Поэтому важнее не передать им теоретические знания, а научить исследовать и познавать мир. В будущем будет цениться не то, что люди уже знают, а то, что нового они смогут узнать и применить в работе и жизни.


Материалы по теме:

Сотрудник выстраивает личный бренд в соцсетях? Поощряйте его!

70% наших сотрудников — представители поколения Z. Как мы выстроили с ними работу?

Почему будущее ритейла зависит от подростков

Как повысить эффективность работы сотрудников-миллениалов?

Пять факторов, влияющих на профессиональное развитие поколения Z

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Дистрибьютор «Джамилько» решил заняться производством детской одежды
  2. 2 Как заинтересовать ребёнка программированием: три увлекательных способа
  3. 3 Bang Bang Education проведет онлайн-конференцию, посвященную созданию детских цифровых продуктов
  4. 4 Все об алиментах на ребенка в 2024 году
  5. 5 «Детский» маркетинг: как делать контент для родителей
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти