Колонки

Руководство по выживанию в цифровой среде

Колонки
Айдын Абжанбеков
Айдын Абжанбеков

Директор по стратегии Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия

Айдын Абжанбеков

Как новая научно-техническая революция отражается на бизнесе? Что делать в эпоху высоких технологий и на куда обратить вектор, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе? Рассказывает Айдын Абжанбеков, директор по стратегии Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия.

Руководство по выживанию в цифровой среде
Присоединиться

В книге «Природа фирмы» Рональда Коуза, опубликованной еще в 1937 году, говорится о том, что люди начали создавать фирмы с целью производства, когда транзакционные издержки, связанные с координацией производства путем рыночного обмена, стали выше, чем расходы на производство внутри фирмы.

Но компании, отлично приспособленные к минимизации рисков и операционных издержек в доцифровую эпоху, в цифровом мире становятся неэффективными.

В корпоративную эпоху бизнес строился вокруг управления капиталом, а также средств производства, логистики, дистрибуции и рабочей силы. В нынешних условиях компаниям приходится понимать, что развитие ИКТ кардинально меняет эту парадигму бизнеса.  

В последние 40 лет, благодаря ИКТ, мир меняется такими темпами, которых не наблюдалось со времен индустриальной революции. Аналогично тому, как тогда паровой двигатель, уголь и железные дорогие изменили мир, в цифровую эпоху широкополосный доступ и облачные технологии дают толчок экспоненциальным инновациям. Основное различие заключается в том, что технологии, лежащие в основе этих изменений, больше не являются прерогативой крупных корпораций и институтов, а доступны практически всем людям.

К 2020 году передовые мобильные технологии будут использоваться во всех странах мира. 90% мирового населения будет жить в зоне действия сетей сотовой связи, а 70% – пользоваться смартфонами.

Распространение доступных и более дешевых технологий уровняло возможности для малого и крупного бизнеса, позволило сократить издержки и срок вывода продуктов на рынок. Облачные технологии, мобильность, широкополосный доступ и виртуализация ускоряют путь от разработки бизнес-идеи до получения первых доходов.  Ускорение процессов – это глобальный тренд, и выигрывают уже не те компании, которые предлагают идеальный продукт, а наиболее быстрые, готовые оперативно изменять свое предложение в соответствии со стремительно растущими требованиями потребителей.

Возникает вопрос: какие действия предпринять компаниям, желающим добиться успеха в цифровую эпоху? Какой будет бизнес-среда, кто одержит победу, а кто будет вынужден уйти? Насколько перспективны открывающиеся возможности, и что нужно делать компаниям, чтобы влиять на них?

Активные пользователи, подключенные продукты, агрегированные данные и уникальная информация, получаемая благодаря использованию новых платформ – вот те факторы, ориентация на которые является залогом выживания в цифровой среде.


1. Активно участвующие пользователи  

Пользователи – клиенты, пациенты, студенты или горожане, с которыми вашей компании приходится иметь дело – больше не являются всего лишь конечными потребителями вашего продукта. Теперь их участие и вовлеченность имеют важнейшее значение с точки зрения создания ценности. В частности, В2В компании могут обладать глубокими знаниями о работе менеджеров, отвечающих за закупку, но при этом не иметь представления о каждодневных потребностях реальных пользователей своих продуктов. Новые цифровые модели бизнеса помогут решить эту проблему за счет активного двустороннего взаимодействия с пользователем.

Что актуально:

  • Краудфандинговые платформы и платформы для поиска финансирования позволяют потребителям чувствовать себя причастными к созданию продукта, влиять на производство и первыми получать доступ к новинке уже на стадии первичной концепции. Помимо получения финансовых средств, компания тестирует рынок, общается со множеством бета-разработчиков, продвигает продукт через максимально эффективный канал «сарафанного радио», получая  вовлеченных клиентов и реально работающие сценарии использования продукта с набором новых функций;
  • Капитал в лице пользователей набирается через постоянно усложняющиеся слои программного обеспечения и алгоритмов. Наибольшую известность в этой связи получили Uber и Airbnb. Однако даже производители промышленного оборудования и производственных линий скоро будут подключены к сети и таким образом смогут находить пользователей, у которых есть потребность в доступе к свободным мощностям.

2. Подключенные товары

После того, как товары подключаются к сети, они снабжают производителей уникальной информацией о пользовательских привычках и предпочтениях. В будущем товары будут постоянно улучшаться за счет программных обновлений, а устройства, объединенные в сети, смогут оптимизироваться , чтобы повышать эффективности всей системы. Что еще более важно – подключение к сети создает новые услуги и бизнес-модели, обеспечивающие большее число полезных функций, более ценных и динамично работающих, чем сам физический продукт.

Что актуально:

  • Динамическое ценообразование, зависящее от наличия и реального объема продаж и, вместо единой цены, устанавливаемой в магазине;
  • Пакетные обновления, в рамках которых модернизация продуктов и новые услуги продаются, исходя из запросов пользователей – аналогично тому, как сегодня устроена бизнес-модель «ПО как услуга»;
  • Новые сервис-модели, позволяющие, к примеру, автопроизводителям продавать опцию для наращивания мощности, помощь на дорогах или дополнительные развлекательные услуги, заточенные под специфические потребности пользователей. Хорошим примером такого рода является Tesla, продукция которой изначально разрабатывается с использованием ИКТ: ПО и возможностей подключения. Tesla постоянно получает данные об эксплуатации своих автомобилей и использует их не только в разработке самих машин, но и предлагая дополнительные услуги – в том числе рассылку обновлений по сетям беспроводной связи. Автовладелец избавлен от необходимости ехать в сервис-центр: для счастливых обладателей Tesla – обычное дело, проснувшись утром, обнаружить, что автомобиль автоматически обновил программное обеспечение и функции.


По теме: «Пока все развлекались, он читал советский учебник по ракетостроению»



3. Собственные, совместно используемые и открытые данные

То есть, данные, которые выявляют новые потребности, упрощают процесс принятия решений, сокращают издержки или создают новые продукты и услуги. В настоящее время подобная информация является ключевым элементом, который обеспечивает конкурентоспособность бизнеса. Растущее число подключенных устройств и бизнес-процессов генерирует поток данных, которые теперь можно агрегировать и анализировать с помощью новых инструментов. Они формируют картину потребительского поведения и определяют и тенденции. Это крайне полезный инструмент.

Что актуально:

  • Данные, собранные сенсорами, позволяют оптимизировать систему и повысить ее эффективность. Например, компания GE внедрила сеть датчиков для обслуживания грузовых поездов корпорации Norfolk Southern, в том числе – чтобы решить проблему заторов. Более того: увеличение средней скорости на одну милю в час экономит 200 млн долларов, а цель партнерства – увеличить скорость на 4 мили в час;
  • Большие потоки клиентских данных, которые передаются в режиме реального времени, сами по себе – ценнейший ресурс. Так, компания Kroger, управляющая сетью супермаркетов, делает деньги не только на своем прямом бизнесе, но и на продаже данных о покупках 50 000 держателей карт лояльности. Производители в свою очередь используют полученную данные для оптимизации поставок на полки супермаркетов и  кастомизации будущих продуктов. Если при использовании информации соблюдается сохранность личных данных, то она может принести много пользы всем сторонам: потребителям, получающим желаемые товары, производителям, увеличивающим продажи, и самой компании Kroger, которая планирует получать от продажи данных до 100 млн долларов в год;
  • Масштабный эмпирический анализ позволяет принимать более точные решения, действовать на опережение и повышать степень автоматизации, например, при определении последовательности генома или оптимизации транспортных сетей. В сфере здравоохранения сейчас есть возможность принимать во внимание более полную историю болезни, генетическую информацию и особенности стиля жизни и привычек, а следовательно, более эффективно лечить пациентов. Кстати, компания UPS, которая специализируется на доставке и логистике, использует решение для анализа больших данных под названием Orion, чтобы обеспечить водителям возможность определять кратчайший маршрут для доставки отправлений. Согласно расчетам, сокращение дистанции доставки хотя бы на одну милю в день обеспечит экономию в размере 50 млн долларов в год. После внедрения Orion в менее чем 20% автопарка компания сэкономила более 4 млн литров топлива.




4. Платформы для новых ресурсов

В целом существующие бизнес-возможности становятся все более доступными и простыми в реализации. Стираются границы между собственными активами компании и заемными средствами, покупкой и совместным использованием. Провайдеры инновационных платформ быстро приходят к пониманию существующих потребностей в новых функциях, рынках и сетях. Вместо того, чтобы разбираться со множеством задач, связанных с созданием ценностей в рамках одной организации, завтрашние лидеры будут отвечать за комплекс задач по управлению множеством платформ, партнеров и независимых участников, формирующих производства.

Примеры услуг с добавленной стоимостью, которые возникнут благодаря подключению к сети:

  • Такие сервисы как Uber появились благодаря легкому доступу к геолокации и картам и значительно упростили взаимоотношения между водителями и пассажирами. Похожие интерфейсы и алгоритмы, масштабируемые и адаптируемые под широкий перечень функций, в настоящее время появляются в секторе подключенных вещей, промышленного производства и в управлении цепочками поставок;
  • Новые цифровые рынки позволяют участникам продавать или одалживать неиспользуемые активы, например, свободные места в машине, жилье, инструменты, и делать это все более гибко и эффективно. Mechanical Turk компании Amazon и другие игроки создают новый рынок услуг, в то время как другие рынки развиваются за счет предоставления доступа к промышленным мощностям, инвестиционному капиталу и местным инновационным платформам;


По теме: Что нужно знать о каршеринге в России



  • Платформы облачных вычислений обеспечивают безопасное управление грандиозным объемом данных, поступающих от встроенных датчиков, пользовательских транзакций и цифровых процессов. Скомпилированные, обработанные и проанализированные данные от всех компаний наверняка помогут ускорить инновации и дадут возможность экспериментировать с новыми услугами и функциями в режиме реального времени.   

В мире будущего лидерами, безусловно, станут те компании и организации, которые сумеют раньше других рассмотреть и использовать открывающиеся возможности на сегодняшнем этапе развития технологий.

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  2. 2 Как продавцам из СНГ выйти на Amazon
  3. 3 Как выбрать товар, который станет бестселлером на Amazon
  4. 4 Секреты Amazon: как продвигать бизнес в международном масштабе
  5. 5 «Подслушивает ли умная колонка? Все может быть». Михаил Бурцев — о голосовых помощниках и будущем разговорного ИИ
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!