Колонки

Что делать, если ваш бизнес столкнулся с блокировкой IP-адресов Amazon и Google

Колонки
Михаил Козлов
Михаил Козлов

CEO мобильного браузера для покупок с кэшбэком Marlin

Полина Константинова

Михаил Козлов, CEO мобильного браузера для покупок с кэшбэком Marlin, рассказывает, как борьба Роскомнадзора и Telegram поломала приложение, и как его команда боролась с блокировками. Основатель стартапа дал несколько советов тем, кто может столкнуться с блокировками ведомства в будущем.  

Что делать, если ваш бизнес столкнулся с блокировкой IP-адресов Amazon и Google
Присоединиться

Наш браузер помогает пользователям совершать покупки с кэшбэком. Приложение содержит информацию о пяти сотнях магазинов-партнеров, информирует о специальных предложениях, показывает купоны магазинов. Эти данные хранятся в базе реального времени сервиса Google Firebase.

Кроме базы данных, мы используем аналитический сервис Firebase, службу авторизации и некоторые другие. Google разрабатывал Firebase специально для использования в мобильных приложениях, интеграция с разными службами у этого сервиса простая и быстрая, что для нас было важно на этапе запуска. В течение нескольких месяцев мы планировали перенести часть служб на собственные решения. Но непримиримая борьба Роскомнадзора с Telegram приблизила нас к этому шагу.

Когда мы заметили неисправность в приложении

16 апреля 2018 года при попытке заблокировать мессенджер Дурова со стороны Роскомнадзора начались массовые блокировки большого числа крупных подсетей, которыми, как им казалось, может воспользоваться Telegram для продолжения работы. Заблокированными оказались 18 миллионов IP-адресов облачных сервисов Google и Amazon. Волна блокировок затронула и некоторые другие сервисы, в том числе и Google Firebase.

Неисправность в приложении мы заметили в первой половине дня 17 апреля: сначала перестали отображаться логотипы магазинов, потом не загружались описания и информация о кэшбэке. По нашим подсчетам, полноценно воспользоваться браузером не смогли около 20% клиентов.

При этом заранее понять, у кого будет работать кэшбэк, а у кого нет, было невозможно. Например, в начале дня ничего не работало в сети МТС, абоненты «Мегафона» сообщили о проблемах только к обеду. К вечеру в МТС все заработало, а в «Мегафоне» ситуация не изменилась.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

28 апреля в СМИ появилась информация о том, что 3 миллиона IP-адресов — две подсети Amazon и одна OVH SAS — были разблокированы. 15 миллионов IP-адресов под блокировкой — пока это то, с чем приходится регулярно сталкиваться в работе. Разработают ли IT-специалисты специальный софт на базе протокола OpenVPN для бесперебойного доступа к добросовестным ресурсам, о котором говорил советник президента РФ по развитию интернета Герман Клименко на совещании с интернет-бизнесом 2 мая — пока неизвестно.

Поэтому хотелось бы немного рассказать представителям бизнеса, как правильно самостоятельно решать проблему, когда сайт или приложение компании, оказываются недоступными не по вине основателей.

Что делать в такой ситуации  

Если ваш бизнес попал под волну блокировок IP-адресов Роскомнадзором, или у вас по другой причине возникли проблемы с сервисом, помните о том, что нужно исправлять сбой как можно быстрее. Неделя, в течение которой ваш сервис не работает или работает без возможности использовать все функции, может привести к снижению доходов в следующем месяце.

Совет 1. Не пишите в Роскомнадзор  

На сайте Роскомнадзора есть форма обращения, через которую можно написать о проблеме, возникшей у вашего сервиса. К сожалению, у коллег, которые обращались в ведомство, не получилось исправить неполадки в облачных сервисах при помощи Роскомнадзора.

В ведомство поступает достаточное количество обращений, поэтому оперативно решать проблему каждого сервиса оно не имеет возможности. Нам, представителям малого бизнеса, важно выиграть время, поэтому советую стартапам контролировать критические функции самостоятельно. Помните о том, что если ваш сервис долго не работает или работает достаточное количество времени без возможности использовать все функции, пользователи будут винить ваших разработчиков, а не Роскомнадзор.

Совет 2. Имейте в запасе план «Б»

Соберите команду разработчиков, ответственных за работу с данными, которые совместными усилиями сделают несколько планов по устранению проблемы. Остановиться на одном решении — довольно рисковый шаг, поскольку план «А» может не сработать, и, чтобы не терять время, необходимо сразу же после неудавшейся первой попытки тестировать план «Б». Еще лучше — иметь несколько решений.

Вечером 17 апреля встретились наши Android-разработчики и сотрудник, который отвечает за обработку данных. Им было необходимо предложить варианты решения проблемы в приложении, чтобы исправить неполадки в сервисе наиболее быстрым и простым способом.

Первое решение группа выдала сразу. Мы планировали обойти блокировку с помощью обычного прокси-сервера, однако через тот прокси-сервер, который мы использовали, не работала авторизация в сервисах Google.

Пришлось применить более сложное решение, на исполнение которого потребовалась два с половиной дня. Нам пришлось заменить родные протоколы Firebase на стандартные протоколы API, чтобы подключить прокси-сервер для обхода блокировок. Обновление мы выпустили уже в пятницу. Сервис стал работать медленнее, информация отображалась не мгновенно, как это было до сбоя. Пока работаем на обновленном Firebase, но уже начали разработку собственной базы, которая будет работать на нашем оборудовании.

Совет 3. Предупредите пользователей

Конечно, если возникает проблема с сервисом, необходимо о ней сообщить клиентам. Я не считаю нужным рассылать уведомления о сбое тем пользователям, которые могут воспользоваться всеми функциями приложения. Объявление лучше делать контекстным, его можно разместить в самом сервисе — тогда его прочитают те, кто столкнулся или может столкнуться с неудобствами.

Совет 4. Приостановите рекламную кампанию

Рассчитать аудиторию, которую не коснулись блокировки Telegram и которой можно показывать объявления в расчете на целевое действие, невозможно, поэтому, если у вас запущена рекламная кампания, лучше приостановите ее.

Часть наших клиентов не могла полноценно пользоваться Marlin в течение недели. Так совпало, что за день до сбоя мы запустили рекламную кампанию, и ее сразу пришлось приостановить. Нам была нужна двухнедельная кампания, чтобы протестировать гипотезы о взаимодействии с аудиторией до майских праздников. Однако ситуация нас вынудила ее приостановить, и мы получили только недельную статистику.

Главная защита — ваша команда

В бизнесе нужно быть всегда начеку. Блокировок сегодня можно ждать не только от Роскомнадзора. Политические риски в мире меняются настолько непредсказуемо, что ваш сервис может быть заблокирован не только российским ведомством, это вполне могут быть и службы какого-нибудь другого государства.

Держите под контролем всю основную функциональность вашего сервиса, помните, что главная защита в таких ситуациях — ваша команда.


Материалы по теме:

QIWI сравнила Роскомнадзор со «слоном в посудной лавке» и рассказала о проблемах из-за блокировок

«Яндекс» назвал «ударом по всему рунету» блокировки Роскомнадзора из-за Telegram

Зачем крупному бизнесу применять подходы небольших стартапов

Как придумать успешную бизнес-идею

Где гении от бизнеса ищут креативные идеи

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Телеграм-боты как инструмент для увеличения вовлеченности аудитории
  2. 2 Самые сомнительные обновления Telegram за последний год
  3. 3 Вертикальные видео и упор на e-com: как меняются соцсети
  4. 4 Сравнительный анализ площадок для таргетированной рекламы
  5. 5 Как получить синюю галочку в Instagram* и Telegram — личный опыт
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти