Колонки

Виртуальные классы, обучающие игры и симуляторы для тренировок: как VR и AR изменят подготовку персонала

Колонки
Артур Мазлоев
Артур Мазлоев

Руководитель группы дистанционного обучения персонала «М.Видео»

Полина Константинова

Технологии виртуальной реальности перестали быть исключительно развлекательной концепцией. Крупнейшие компании вроде Amazon, Alibaba, IKEA внедряют VR/AR/MR для улучшения клиентского опыта и привлечения покупателей, которым наскучил стандартный шоппинг. Однако на этом потенциал VR не заканчивается: это еще и мощные возможности для обучения сотрудников. О том, как VR/AR-технологии повлияют на обучение сотрудников рассказывает Артур Мазлоев, руководитель группы дистанционного обучения персонала «М.Видео».

Виртуальные классы, обучающие игры и симуляторы для тренировок: как VR и AR изменят подготовку персонала
Присоединиться

VR делает обучение более эффективным

Большинство миллениалов (63%) говорят о том, что они предпочли бы использовать технологии AR и VR в работе, а это значит, что сотрудники, которые займут рабочие места в ближайшие 10-15 лет готовы к внедрению VR/AR в рабочие процессы. В прошлом году компания KFC выпустила игру на основе VR под названием The Hard Way, которая предназначена для обучения новых поваров. Сотрудник надевает шлем виртуальной реальности Oculus Rift VR, подключается к игре, и интерактивный помощник (с голосом полковника Сандерса) дает пошаговые инструкции по приготовлению фирменной курицы KFC.


Во-первых, такое обучение проходит интереснее для сотрудника (в KFC ориентировались как раз на сотрудников-миллениалов). Во-вторых, абсолютное большинство людей — визуалы: 90% всей информации, поступающей к нам в мозг, мы воспринимаем зрительно, что делает обучение с помощью VR более эффективным, чем с помощью текстов и даже видеообучения, потому что присутствует эффект вовлеченности.

Чувство присутствия наряду с возможностью выполнения задачи идеально подходит для выработки поведенческих навыков. Пользователи учатся на практике, получают мгновенную обратную связь и совершают физические повторения. Этот процесс способствует формированию мышечной памяти. При добавлении геймификации материал усваивается еще лучше, потому что сотрудник получает удовольствие от процесса и лучше запоминает предлагаемую информацию.


VR делает обучение более безопасным

VR также может использоваться в областях, где особенно важным является отличная подготовка и квалификация сотрудников:строительство, грузоперевозки, медицина. Например, в отрасли здравоохранения VR можно использовать для обучения и тестирования врачей, прежде чем они начнут работать на живом человеке. С помощью платформы Medical Realities, специализирующейся на VR-обучении, начинающие врачи могут увидеть хирургические операции с обзором в 360 градусов в режиме реального времени.


В Boeing рабочие, отвечающие за сборку проводов, которые передают сигналы и электроэнергию в самолетах, используют AR-гарнитуры с программным обеспечением, разработанным платформой Upskill. Каждый шаг сборки высвечивается в поле зрения работника, и ему не нужно постоянно сверяться с компьютером. Это сокращает время сборки на 25% и практически полностью исключает возможность совершения ошибок.

Такие программы полезны для новичков, ведь они чаще остальных допускают ошибки, которые могут приводить к травмам, особенно в таких отраслях, как производство, энергетика и оборона.

С помощью VR-технологий начинающие сотрудники могут тренировать свои навыки, пока не достигнут определенной квалификации. Это позволяет работодателям начать работу с почти идеальной командой, совершающей в разы меньше ошибок.


VR в обучении — это выгодно (в перспективе)

VR-технологии начали развиваться сравнительно недавно: бум пришелся на 2015 год в связи с появлением Oculus Rift CV1. За три года рынок VR заметно развился: если в 2016 году рынок виртуальной и дополненной реальности оценивался в 6 миллиардов долларов, то к 2021 году эта сумма составит уже 209 миллиардов долларов. Это значит, что оборудование с каждым годом становится разнообразнее, дешевле и продается в обычных магазинах электроники. И если раньше VR-оборудование для обучения  могли себе позволить только крупные компании, государство и военные подразделения, то скоро виртуальная реальность придет в малый бизнес.

Базовый набор для малого бизнеса — это очки (которые можно купить в пределах 5 тысяч рублей в магазине, а благодаря Google можно даже сделать самим), контроллер и смартфон. Такое оборудование может себе позволить даже небольшая компания, и для нормальной работы необходимо лишь хорошее программное обеспечение. За эти деньги можно значительно сократить траты на обучение сотрудников, командировки, логистику и сохранить время.

А что в России?

В России рынок VR в основном ассоциируется с развлекательным контентом. Хотя были попытки совмещения технологий виртуальной реальности и обучения. В основном такие нововведения используют крупные и очень крупные компании. «Сбербанк» вводит VR/AR-технологии в корпоративное обучение сотрудников, которые тренируются общаться с клиентами.

С недавнего времени РЖД применяет симуляторы для тренировки сотрудников. Например, в рамках одного из таких тренажеров сотрудник должен оперативно устранить неполадки в работе механизма перевода стрелок.

Обучающий тренажер компании ООО «НПЦ НовАТранс» для РЖД

Также успешные кейсы по обучению есть у компании «Газпромнефть». С помощью шлема виртуальной реальности и специальных манипуляторов работники учатся работать с многотонными грузовыми кранами, что позволяет избегать травм. Также процесс записывается на видео и преподаватели по итогам тренинга проводят «работу над ошибками».

В июне наша компания проводила хакатон M.SMART на тему VR/AR/MR в ритейле, который еще раз подтвердил, что перспективы применения этих технологий в продуктовом и навыковом обучении сотрудников есть. В продуктовом обучении, к примеру, мы можем получить AR-решения, которые позволят наглядно демонстрировать работу устройств и их уникальных функций, к примеру, на выключенной стиральной машине (в условиях магазина).

В навыковом обучении технология VR позволит создать безопасные тренажеры для отработки, например, коммуникативных навыков – работы с возражениями, решения конфликтов и прочим. Под безопасностью здесь прежде всего понимается снятие внутреннего барьера ученика перед живым человеком.

В целом в обоих направлениях, это будут не только прикладные решения, но еще и соответствующие духу времени и образу жизни современного поколения. Еще одну возможность мы видим в создании виртуальных классов, с применением VR-технологий. Возможно, это путь, в котором мы сможем достичь экономического эффекта за счет оптимизации затрат на организацию и проведение учебных мероприятий.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бизнес в Южной Африке
  2. 2 NFT, ритейл-медиа и голосовой поиск: 10 трендов eCommerce в 2023
  3. 3 Digital на стройке: 4 технологии девелопмента, которые только набирают обороты
  4. 4 Часы и кошельки не нужны: топ трендов мобильной разработки в 2022 году
  5. 5 Apple и рынок маркетинга: как по бизнесу ударят ограничения IDFA
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!