Колонки

Пять факторов, на которые нужно обратить внимание при выборе ниши для бизнеса

Колонки
Барно Турсунова
Барно Турсунова

Сооснователь «Вилгуд»

Полина Константинова

Почти две трети россиян хотят открыть свой бизнес, но препятствием на пути часто становится неопределенность выбора сферы. О том, на какие факторы нужно ориентироваться, чтобы не пожалеть о сделанном выборе, расскажет сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова. 

Пять факторов, на которые нужно обратить внимание при выборе ниши для бизнеса
Присоединиться

Когда мы с мужем переехали в Москву в начале 2000-х, перед нами остро встал вопрос – чем именно мы будем заниматься. Мы не знали города, не знали правил игры. Шерзод (Шерзод Турсунов – основатель и совладелец «Вилгуд») слышал от знакомого, что торговля стройматериалами приносит неплохие деньги. 

Так у нас появился наш первый бизнес. 10 лет спустя компания «Евродизайн» приносила 8 миллиардов рублей оборота в год, однако именно тогда мы поняли, что необходимо двигаться в другом направлении.

Приход на рынок крупных игроков и нестабильная экономическая ситуация сделали бизнес невозможным для масштабирования и роста. Поэтому мы решили сменить сферу деятельности. 

К выбору ниши в этот раз мы подошли серьезно. Мы искали такую отрасль, которая бы не зависела от экономических кризисов, в которой бы не было крупных игроков и монополистов и было бы большое пространство для роста. Свой выбор мы остановили на авторемонтной отрасли. Семь лет спустя в нашей сети более 100 точек, огромное количество сотрудников и оборот 1,8 млрд рублей в год. Ниже я поделюсь теми факторами, на которые необходимо обращать внимание начинающим предпринимателям.

Устойчивость к кризису 

К сожалению, российская экономика подвержена кризисам и падениям. 2008 год научил нас тому, что спрос очень сильно зависит от колебаний курсов валют и экономического благополучия. Поэтому выбирая сферу деятельности, подумайте, насколько она будет «проседать», если внезапно случится очередной кризис.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке


В случае с автосервисом мы рассуждали просто – в кризис люди перестают покупать новые автомобили, предпочитая отдавать в ремонт свой старый автомобиль, а значит, у нас всегда будет работа, несмотря ни на что.

Отсутствие монополистов и крупных игроков

Конкуренция – не только драйвер развития бизнеса, но иногда и серьезное препятствие. Поэтому выбирая нишу, проанализируйте имеющуюся в публичном поле информацию – не собираются ли в интересующую вас нишу приходить крупные компании. Помочь с этим может как российская, так и зарубежная деловая пресса, а также аналитические отчеты, прогнозирующие развитие региональных сегментов определенных сфер экономики. 

Мы обожглись на этом с нашим первым бизнесом – когда на рынок пришел «Леруа Мерлен», тягаться с гигантом было бессмысленно, поскольку он предлагал цены гораздо ниже за счет большого объема закупок.

Возможность поиска клиентов с большим LTV

Привлечение первичного клиента всегда стоит бизнесу дороже, чем работа с постоянным клиентом.

Выбирая сферу, подумайте – вернется ли к вам ваш покупатель больше, чем один раз. 

Например, если вы хотите заняться натяжными потолками, будьте готовы к тому, что вам придется потратить большое количество денег на маркетинг, постоянно привлекая новых клиентов, ведь это единовременная услуга. В то же время ремонт автомобилям требуется периодически и, оказав услуги высокого качества клиентам в первый раз, вы увеличиваете шансы того, что они вернутся к вам снова.

Цикл продаж

Открывая бизнес в первый раз, легко забыть о таком показателе, как цикл продаж. Однако если ваш бизнес предполагает длинный промежуток между продажей услуги или продукта и получением денег, это может стоить вам компании, особенно на начальном этапе. Поэтому начинающим предпринимателям я рекомендую начинать со сфер с коротким циклом продаж.



В авторемонтной отрасли он составляет от нескольких часов до нескольких дней и мы также стараемся влиять на него с помощью системы мотивации, при которой наши сотрудники заинтересованы в том, чтобы клиент как можно быстрее приехал в сервис.

Масштабирование

Залог успеха любого бизнеса – это прогресс и рост. Поэтому, выбирая нишу, подумайте – сможете ли вы обеспечить своей компании развитие из года в год. Для этого вам необходимо оценить «узкие» места – те факторы, которые будут препятствовать масштабированию.

Это может быть недостаток персонала (для развития бизнеса вам придется нанимать все больше и больше людей), необходимость закупки дополнительного оборудования или даже ваша собственная экспертиза (в сутках по-прежнему всего 24 часа и, если ваш бизнес зависит от ваших знаний, скорее всего, рост замедлится, как только вам начнет не хватать времени).  

В авторемонтной отрасли мы поняли, что все игроки на рынке сталкиваются с одними и теми же проблемами – недобросовестность персонала, некачественное выполнение работ, простой оборудования. Поэтому мы увидели нашу зону роста в том, чтобы создать франшизу, которая бы решала эти проблемы. Однако поскольку наше время и экспертиза имеют лимиты, мы создали IT-систему, которая  помогает обеспечивать решение этих проблем в автоматическом режиме.

Как получить максимум

Если вы все-таки решили встать на путь предпринимательства и открыть свой бизнес, то необходимо понимать, что 50% успеха – это правильный выбор ниши. Это непростая задача, требующая терпения, анализа и опоры на свой или чужой опыт. Методом проб и ошибок мы смогли сделать несколько ключевых выводов, которые помогут вам принять правильное решение: 

  • выбирайте нишу, устойчивую к состоянию экономики. Это поможет сохранить доход в моменты кризиса;
  • крупные конкуренты могут вытеснить вас с рынка, поэтому проверьте сегмент на их отсутствие;
  • подумайте – вернется ли к вам ваш покупатель больше, чем один раз. Многие стартапы уходят с рынка из-за того, что стоимость привлечения нового клиента превышает его пожизненную стоимость;
  • открывайте бизнес в нише с коротким циклом продаж. Быстрые циклы способствуют повторному обращению клиента;
  • ищите направление с возможностью дальнейшего развития, чтобы обеспечить «своему» делу непрерывный рост и прибыль. 

Эти советы в свое время помогли нам не ошибиться. Надеемся, что они помогут и вам. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как выбрать нишу для бизнеса: практический опыт создателя IT-компании
  2. 2 Сотрите грань между бизнесом и личной жизнью. Советы начинающим предпринимателям
  3. 3 «В нашей нише уже много лет ничего не меняется. И в этом главный прикол»: как попасть на рынок высокобюджетных видеоигр и найти инвесторов
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти