Колонки

«Моя любимая работа превратилась в каторгу»: как выжить в PR с «врожденной безграмотностью»

Колонки
Ника Ералашина
Ника Ералашина

Полина Константинова

Наш внештатный автор Ника Ералашина рассказывает, каково это — работать в пиаре с «врожденной безграмотностью» (дислексией) и о своих способах решения этой проблемы.

«Моя любимая работа превратилась в каторгу»: как выжить в PR с «врожденной безграмотностью»

Два года я работаю пиарщиком в маленьком подразделении большой компании. Очень большой. Настолько большой, что ее знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

Все было бы хорошо, не будь у меня одной проблемы: «врожденной безграмотности». Я плохо воспринимаю знаки, катастрофически медленно читаю и в упор не вижу элементарных ошибок. Моя проблема настолько большая, что я могла быть уволена уже четыре раза, а эти несколько предложений написала с десятью ошибками.

 

Как я справлялась с этим в школе

 Я довольно поздно начала говорить, с трудом выучила алфавит и кое-как складывала буквы в слоги, пока папа не приучил делать это максимально шустро.

В школе приходилось быть хорошисткой и соображать в режиме «SuperPro», потому что за тройки меня сильно наказывали в семье. Сколько себя помню, я всегда медленно читала. Более того, прочитанное в 80% случаев оставалось совершенно непонятным, и до сих пор, чтобы воспринять текст я перечитываю его по нескольку раз. Оценки за русский — отдельная беда. Все держалось на моем обаянии и умении грамотно списывать.

Чувство, что я какой-то «тормоз», не покидает меня до сих пор.

Мне казалось, что все проблемы от недостатка зубрежки или чтения, пока не перечитала половину центральной библиотеки своего города.

 

С чем я столкнулась на работе

Несмотря на это с одиннадцатого класса я пишу много текстов просто для себя или «в стол». Писательство — единственное, что интересовало меня с самого детства, но осознав, что мне просто не дано, я никогда не относилась к этому всерьез.

Первая работа была связана с организацией технических процессов в творческом мире. Писать публичные тексты не приходилось, но из-за косяков в переписках и документах серьезную работу мне не доверяли.

Некоторые из моих ошибок просто никто не замечал, а некоторые из последующих работодателей прямо скандировали «У-ВО-ЛЕ-НА».

Начать заниматься текстами на профессиональном уровне мне посчастливилось только в этой компании. На первом собеседовании меня спросили про любовь к технологиям, саморазвитию и стрессоустойчивости. На втором я неуверенно упомянула о некоторых своих «странностях», но вовремя осеклась и ничего конкретного не сказала (очень хотелось сюда попасть). Мне выдали корпоративный номер телефона и свеженькие визитки.

Я столкнулась с гигантской ответственностью, суперпрофессионализмом коллег и сложной спецификой отрасли.

Работа пиарщика = публичность. Посты в соцсетях, материалы для колонок, статьи в газеты, комментарии экспертов, переписки со СМИ и с пресс-службами властей, презентации и прочее.

Я обожаю писать, и всегда старалась генерировать максимум интересных текстов и вести несколько полезных колонок от имени компании.

 

Какие ошибки я допускала

В первый раз это получилось глупо. Слово «похител» в заголовке к очередной статье провисело полдня в публичном доступе, прежде чем многоэтажные маты и угрозы увольнения посыпались на меня со всех сторон. Пара разъяснительных бесед, и я была реабилитирована. На какое-то время.

Однажды вместо «АО» в организационной форме нашей компании я написала «ОА». В тот момент головной офис заметил мои заслуги и потребовал «измельчить» трудовую книжку пиарщика. Мой руководитель поручился за меня и «вынул душу» самостоятельно.

Когда слова «навигационных» и «маршрутизация» в одной из статей  остались без окончаний, я сразу подготовила заявление об увольнении по собственному желанию и принесла на подпись. Снова обошлось, но с ошибками справиться не удавалось.

Да, часть из них фильтровалась моим руководителем при согласовании текста, а часть — подчеркиваниями Word. Однако этот метод не работал полноценно, и какая-нибудь мелкая опечатка все равно появлялась в тексте.

Чем дальше, тем больше страха во мне было и тем больше ошибок я начинала делать. Так, очень быстро моя любимая работа превратилась в каторгу и хроническую тревогу. Писать стало попросту страшно.

 

Как я решаю свою проблему

 Решение напрашивалось само собой.

  • Когда драфт уже написан, я возвращаюсь к началу документа, зажимаю Control + стрелочку и вместе с курсором прохожу каждое слово вслух.

И так три раза. Мои глаза не видят слова так, как видите их вы. Все, что я читаю, превращается в образы, поэтому ошибки, опечатки я часто не замечаю.

Наш финансист однажды подсказала, что для проверки написанного читает предложения справа налево. Это помогает выявить много нелепостей.

  • Готовый текст я высылаю боссу на анализ стиля-логики-ошибок.

Он вносит правки в режиме рецензирования и направляет мне.

  • Затем я еще два раза прохожусь по тексту вслух (привет, опенспейс) и убираю мелочи.

Здесь сложнее всего строго придерживаться принципа «сбилась — начинай сначала». Заставляю себя не видеть образы, а читать каждое слово по буквам.

  • Мой главный лайфхак начинается на этом этапе. Мой друг — юрист в финансовой компании — до блеска лакирует тексты, оставляя на полях пояснения для каждой запятой (просто он пока не женат).

Текст почти любой сложности я выпускаю за день со всеми согласованиями и вычитками на предмет грамматики и опечаток.

Перед финальным кликом просто на всякий случай читаю текст еще раз, а затем с уверенностью иду обедать любимой вьетнамской едой в кафе напротив.

Ежедневно я сталкиваюсь с кучей сложностей. Любой мой шаг связан не просто с выговором, обидой на начальника или лишением премии. Каждый день я рискую лишиться возможности заниматься любимым делом и потерять себя.

 

Не идеальны даже гении

Для любимого дела должно быть место каждому. Никто не идеален. История подарила нам множество талантливых дислектичных гениев, их редакторы «вешались» и напивались не напрасно, поэтому сегодня мы все еще читаем их великие книги и ставим в пример таким, как я.

Профнепригодность? Почему же вы тогда дочитали эту статью до конца?

Совпадение с реальными персонажами — случайность.


Материалы по теме:

Пресс-релиз мертв: 5 PR-ошибок при запуске нового продукта

20 признаков того, что вы работаете в пиаре

Шесть PR-правил для IT-проектов в США

Каких «креативщиков» нельзя брать в команду

Вы можете писать интересно, даже если кажется, что все уже сказано

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
  2. 2 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
  3. 3 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
  4. 4 Бренд-медиа: нужны они бизнесу или нет
  5. 5 PR-тренды в 2024-м: что важно знать