Наш внештатный автор Ника Ералашина рассказывает, каково это — работать в пиаре с «врожденной безграмотностью» (дислексией) и о своих способах решения этой проблемы.
Два года я работаю пиарщиком в маленьком подразделении большой компании. Очень большой. Настолько большой, что ее знают не только в нашей стране, но и за рубежом.
Все было бы хорошо, не будь у меня одной проблемы: «врожденной безграмотности». Я плохо воспринимаю знаки, катастрофически медленно читаю и в упор не вижу элементарных ошибок. Моя проблема настолько большая, что я могла быть уволена уже четыре раза, а эти несколько предложений написала с десятью ошибками.
Как я справлялась с этим в школе
Я довольно поздно начала говорить, с трудом выучила алфавит и кое-как складывала буквы в слоги, пока папа не приучил делать это максимально шустро.
В школе приходилось быть хорошисткой и соображать в режиме «SuperPro», потому что за тройки меня сильно наказывали в семье. Сколько себя помню, я всегда медленно читала. Более того, прочитанное в 80% случаев оставалось совершенно непонятным, и до сих пор, чтобы воспринять текст я перечитываю его по нескольку раз. Оценки за русский — отдельная беда. Все держалось на моем обаянии и умении грамотно списывать.
Чувство, что я какой-то «тормоз», не покидает меня до сих пор.
Мне казалось, что все проблемы от недостатка зубрежки или чтения, пока не перечитала половину центральной библиотеки своего города.
С чем я столкнулась на работе
Несмотря на это с одиннадцатого класса я пишу много текстов просто для себя или «в стол». Писательство — единственное, что интересовало меня с самого детства, но осознав, что мне просто не дано, я никогда не относилась к этому всерьез.
Первая работа была связана с организацией технических процессов в творческом мире. Писать публичные тексты не приходилось, но из-за косяков в переписках и документах серьезную работу мне не доверяли.
Некоторые из моих ошибок просто никто не замечал, а некоторые из последующих работодателей прямо скандировали «У-ВО-ЛЕ-НА».
Начать заниматься текстами на профессиональном уровне мне посчастливилось только в этой компании. На первом собеседовании меня спросили про любовь к технологиям, саморазвитию и стрессоустойчивости. На втором я неуверенно упомянула о некоторых своих «странностях», но вовремя осеклась и ничего конкретного не сказала (очень хотелось сюда попасть). Мне выдали корпоративный номер телефона и свеженькие визитки.
Я столкнулась с гигантской ответственностью, суперпрофессионализмом коллег и сложной спецификой отрасли.
Работа пиарщика = публичность. Посты в соцсетях, материалы для колонок, статьи в газеты, комментарии экспертов, переписки со СМИ и с пресс-службами властей, презентации и прочее.
Я обожаю писать, и всегда старалась генерировать максимум интересных текстов и вести несколько полезных колонок от имени компании.
Какие ошибки я допускала
В первый раз это получилось глупо. Слово «похител» в заголовке к очередной статье провисело полдня в публичном доступе, прежде чем многоэтажные маты и угрозы увольнения посыпались на меня со всех сторон. Пара разъяснительных бесед, и я была реабилитирована. На какое-то время.
Однажды вместо «АО» в организационной форме нашей компании я написала «ОА». В тот момент головной офис заметил мои заслуги и потребовал «измельчить» трудовую книжку пиарщика. Мой руководитель поручился за меня и «вынул душу» самостоятельно.
Когда слова «навигационных» и «маршрутизация» в одной из статей остались без окончаний, я сразу подготовила заявление об увольнении по собственному желанию и принесла на подпись. Снова обошлось, но с ошибками справиться не удавалось.
Да, часть из них фильтровалась моим руководителем при согласовании текста, а часть — подчеркиваниями Word. Однако этот метод не работал полноценно, и какая-нибудь мелкая опечатка все равно появлялась в тексте.
Чем дальше, тем больше страха во мне было и тем больше ошибок я начинала делать. Так, очень быстро моя любимая работа превратилась в каторгу и хроническую тревогу. Писать стало попросту страшно.
Как я решаю свою проблему
Решение напрашивалось само собой.
- Когда драфт уже написан, я возвращаюсь к началу документа, зажимаю Control + стрелочку и вместе с курсором прохожу каждое слово вслух.
И так три раза. Мои глаза не видят слова так, как видите их вы. Все, что я читаю, превращается в образы, поэтому ошибки, опечатки я часто не замечаю.
Наш финансист однажды подсказала, что для проверки написанного читает предложения справа налево. Это помогает выявить много нелепостей.
- Готовый текст я высылаю боссу на анализ стиля-логики-ошибок.
Он вносит правки в режиме рецензирования и направляет мне.
- Затем я еще два раза прохожусь по тексту вслух (привет, опенспейс) и убираю мелочи.
Здесь сложнее всего строго придерживаться принципа «сбилась — начинай сначала». Заставляю себя не видеть образы, а читать каждое слово по буквам.
- Мой главный лайфхак начинается на этом этапе. Мой друг — юрист в финансовой компании — до блеска лакирует тексты, оставляя на полях пояснения для каждой запятой (просто он пока не женат).
Текст почти любой сложности я выпускаю за день со всеми согласованиями и вычитками на предмет грамматики и опечаток.
Перед финальным кликом просто на всякий случай читаю текст еще раз, а затем с уверенностью иду обедать любимой вьетнамской едой в кафе напротив.
Ежедневно я сталкиваюсь с кучей сложностей. Любой мой шаг связан не просто с выговором, обидой на начальника или лишением премии. Каждый день я рискую лишиться возможности заниматься любимым делом и потерять себя.
Не идеальны даже гении
Для любимого дела должно быть место каждому. Никто не идеален. История подарила нам множество талантливых дислектичных гениев, их редакторы «вешались» и напивались не напрасно, поэтому сегодня мы все еще читаем их великие книги и ставим в пример таким, как я.
Профнепригодность? Почему же вы тогда дочитали эту статью до конца?
Совпадение с реальными персонажами — случайность.
Материалы по теме:
Пресс-релиз мертв: 5 PR-ошибок при запуске нового продукта
20 признаков того, что вы работаете в пиаре
Шесть PR-правил для IT-проектов в США
Каких «креативщиков» нельзя брать в команду
Вы можете писать интересно, даже если кажется, что все уже сказано
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Пять результативных коммуникационных кампаний с применением ИИ: кейсы международных брендов
- 2 Как обезвредить манипуляции, чтобы сделать общение с клиентами эффективнее
- 3 От бренд-медиа до гольф-клубов: 5 неожиданных трендов в PR
- 4 6 упражнений по ораторскому искусству, которые из скучной речи делают великую
- 5 Зачем компании проводить отраслевую конференцию и как правильно ее организовать
ВОЗМОЖНОСТИ
20 апреля 2024
21 апреля 2024
21 апреля 2024