КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ
КИБЕРСКВОТТЕРОВ

ИНСТРУКЦИЯ





Киберсквоттеры — честные бизнесмены?
Киберсквоттеры любят повторять, что они занимаются обычным бизнесом, который не хуже других. То есть покупают подешевле и продают подороже. Они называют себя честными предпринимателями, которые находят домены и предлагают их заинтересованным покупателям за рыночную цену со своей маржой.

Но чтобы однозначно выяснить, насколько честен бизнес на киберсквоттинге, можно не углубляться в морально-этические аргументы.

Достаточно учесть, что себестоимость товара (домена) в сотни, а порой и тысячи раз ниже его продажной стоимости при том, что никаких затрат, обуславливающих такое удорожание домена, киберсквоттеры не несут в принципе.

Конечно, любой бизнес строится на спекулятивных сделках. Но в случае киберсковоттинга их суть заключается в использовании обстоятельств или чьих-либо затруднений.

Зачастую эти «обстоятельства» создаются самим киберсквоттером для получения огромной маржи, сопоставимой с маржой наркоторговцев или скупщиков краденых вещей.

Если вы нашли свою вещь у скупщика краденого, вы можете заключить с ним сделку и выкупить ее назад. Но это не значит, что вы пожмете ему руку при следующей встрече.
Что такое киберсквоттеры?

Киберсквоттерами называют «интернет-бизнесменов», специализирующихся на покупке перспективных доменных имен и их последующей перепродаже.

Некоторые участники доменного рынка предпочитают скромно называть себя «доменными инвесторами» и дистанцироваться от киберсквоттеров, поскольку последние ассоциируются с пиратским захватом доменов, теневым рынком имен, недобросовестными сделками и даже шантажом. Они говорят, что занимаются «регистрацией доменных имен на будущее», «в инвестиционных целях», и никак не их захватом.

При этом, сколько бы «доменные инвесторы» не открещивались от причастности к киберсквоттерам, методы у них в целом одинаковые.

Киберсквоттер, в полном соответствии с названием, захватывает домен и удерживает его, пока тот не станет настолько востребован, что его можно продать дороже .
Где киберсквоттеры берут информацию о доменах, которые можно выкупить или зарегистрировать?


Тут есть два основных подхода.

Первый — регистрировать имена, о которых известно, что они скоро станут брендами. Получить информацию о готовящемся выходе на рынок таких продуктов — ценный инсайд, который можно получить зачастую только через связи.

Другой подход — выкупать брошенные домены. Тут все гораздо проще. На сайтах многих регистраторов есть разделы, где публикуется база освободившихся доменов. Из них сквоттеры выбирают наиболее перспективные и выкупают их на аукционах, которые также проводятся регистраторами. Дело остается за малым: найти бывшего хозяина брошенного домена и попытаться уговорить его снова выкупить имя.

Скупка брошенных доменов (или дропдоменов) сейчас является основным видом деятельности большинства киберсквоттеров.
Следует знать, что на многих ресурсах советы «как не стать жертвой киберсквоттеров» дают… сами киберсквоттеры.
Основные уловки киберсквоттеров
Следует знать, что на многих ресурсах советы «как не стать жертвой киберсквоттеров» дают… сами киберсквоттеры.

Большинство этих «полезных советов» сводятся к двум пунктам:

1. Вы сами виноваты в том, что упустили нужный вам домен;
2. Спорить с киберсквоттерами бесполезно, нужно сразу соглашаться на их условия.

Однако идти на поводу у перекупщиков не стоит. Если вам предлагают уведенный у вас же домен «за разумную цену», то лучше отказаться. Предложенная вам цена, как правило, в разы превышает ту, которую киберсквоттер заплатил за домен на аукционе.

Распространенная тактика киберсквоттеров — устраивать аттракцион невиданной щедрости: предлагать «эксклюзивную скидку», цену «только для вас», продажу «по себестоимости» и т.д. Все эти уловки направлены на одно — сбыть покупателю конкретный домен.

Некоторые покупатели в таких случаях ищут доменное имя с альтернативным написанием. Такой вариант приемлем. Ведь проекту или компании редко позарез нужен именно тот домен, который настырно пытаются продать по завышенной цене.

Другая известная уловка киберсквоттеров — набиваться в друзья к покупателю. Он уже знает о вашем проекте и скорее всего уже застолбил несколько доменных имен, содержащих его название. Когда вы начнете достаточно доверять такому «другу», он расскажет, что ваш домен оказался в руках злоумышленников, но он поможет вам вернуть его. Далее все по той же схеме: покупателю «как другу» предлагают договориться с «плохими парнями» (которых на самом деле не существует) и заплатить определенную сумму
А теперь самое главное
Как защитить себя от ловушек киберсквоттера?


1. Не разглашайте
названий будущих продуктов или проектов. Сначала стоит зарегистрировать домен, и лишь затем объявлять о запуске продукта. Другой вариант — подбирать название для продукта исходя из наличия свободных доменных имен.

2. Выбирайте оригинальные названия
по примеру того, как создаются имена для стартапов или популярных приложений. Это снизит вероятность совпадения с уже занятыми доменными именами.

3. При покупке основного домена регистрируйте сразу несколько
«до степени смешения» похожих имен, чтобы киберсквоттеры также не смогли их занять (Пример: jandex.ru, yadex.ru и yandex.ru). Обойдется это в любом случае дешевле, чем потом по одному выкупать их у сквоттеров.

4. Участвуйте в аукционах доменных имен.
Там киберсквоттеры чаще всего занимают свободные домены. Участие в доменных аукционах не требует особых знаний и умений. Сами аукционы проводятся на сайтах регистраторов. Там вы можете подобрать себе подходящий домен без доплат сквоттерам.

5. Перепроверяйте
История продаж на аукционах находится в открытом доступе, где всегда можно увидеть, по какой цене был выкуплен домен.

6. Вовремя продлевайте
регистрацию доменного имени, если у вас уже есть домен. Как правило, все договоры заключаются сроком на год.

7. Не сотрудничайте с киберсквоттерами.
Они всегда останутся в выигрыше.
Как покупать домены в России и с чего начать?

Начнем с того, что регистрировать домены в доменных зонах (например .ru и .рф) могут только аккредитованные российские регистраторы. Это фирмы, которые прошли аккредитацию «Координационного центра национального домена сети интернет». Всего их 45 компаний.

Самые популярные регистраторы – Ru-Center (nic.ru, принадлежит компании «Региональный сетевой информационный центр», которая входит в группу РБК) и Reg.ru (ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ»).

Продавать домены могут и другие фирмы, так называемые реселлеры (например, «Джино» или GoDaddy). Их гораздо больше, чем официальных регистраторов. При покупке доменов у реселлеров регистрация имени все равно производится фирмой-регистратором, а не реселлером.

Список всех аккредитованных регистраторов есть на сайте «Координационного центра национального домена сети интернет». Если фирма есть в списке, значит, это официальный регистратор. Если фирмы нет в перечне, то это — реселлер.
Сколько на самом деле стоит домен?

Разумная цена для домена — 500 рублей. Это и официально рекомендованная цена для реселлеров.

Однако бывают предложения и по 100-150 рублей, и по 39 рублей за имя. Реселлер предлагает дешевые варианты, поскольку рассчитывает заработать на более дорогих предложениях. «Домен за 100 рублей» — обычная тактика в конкурентной борьбе между реселлерами.

На сайтах реселлеров дешевые доменные имена объясняют большими объемами продаж. То есть раскрученные фирмы могут зарабатывать на минимальной наценке и заманивать покупателей предложениями «по 39 рублей».

Поэтому можно брать домен и за минимальные деньги. Нужно понимать, что от цены в таких случаях «качество» доменного имени никак не страдает.

Следует только проверить надежность реселлера по отзывам и его условиям: что вам предлагают за эти деньги, есть ли нормальное сопровождение и тому подобное. Если покупаете домен в одном из аккредитованных регистраторов, то проблем практически не возникает.

Покупать домен в России или за рубежом?

Принципиальной разницы нет.

Российские регистраторы и реселлеры предлагают возможность регистрации в зонах .com, .org и других. Зарегистрировать же домен в зоне .ru или .рф можно только у российских компаний. Крупные зарубежные регистраторы и продавцы доменных имен нередко заводят русскоязычные версии сайтов и даже русскоязычную техподдержку (как GoDaddy). В других случаях нужно быть готовым к тому, что вся работа с доменом будет вестись на английском языке (name.com).

Считается, что имена в международных зонах лучше покупать у иностранных продавцов. Например, это удобнее для тех, кто по тем или иным причинам не хочет сталкиваться с российским законодательством.

Регистрируя домен в международной зоне (.org, .com и так далее) у зарубежных операторов, следует также помнить о различиях законодательного регулирования. Пытаясь избежать строгих российских законов, вполне можно угодить в законодательное поле не меньшей строгости.

К тому же не исключено, что, даже будучи «за рубежом», ваш сайт в случае нарушений уголовного и иного законодательства будет отвечать по российским законам.

И еще. Ко всем доменам применимы международные правила ICANN — «Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами» (некоммерческая организация со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе), которая является главным органом по регулированию вопросов доменов и IP-адресов в мире. Кроме того, все домены, зарегистрированные в национальных зонах, подчиняются правилам этой доменной зоны.
Как получить данные о владельце домена, если домен уже занят?
Если нужно узнать данные о текущем владельце домена, то можно воспользоваться сервисом Whois. Whois — это сетевой протокол, который предназначен для получения информации (в том числе контактных данных) о владельцах доменных имен. Он позволяет проверить домен на занятость, а если домен занят, то узнать дату регистрации домена и дату истечения регистрации, а также имена DNS-серверов и IP-адреса. Эта информация может быть полезна лицу, которое заинтересовано в приобретении уже зарегистрированного домена.

Если администратор домена в .RU и .РФ является физическим лицом, то данные о нем, согласно Правилам Реестра и Закону о персональных данных, будут скрыты. Юридическое же лицо, напротив, будет всегда указано.

В большинстве международных зон все данные открыты, но существует платная услуга «Скрытие данных», заказать которую может как физическое, так и юридическое лицо. Все зависит от Политики и Правил конкретного национального реестра. Другими словами, сервис Whois — это такая телефонная книга доменов.

Если понравившееся вам имя уже кем-то занято, то можно заявить о своем желании купить этот домен.

Большинство крупных российских регистраторов предлагают услуги вроде «Доменный брокер». За отдельную плату брокер свяжется с текущим владельцем домена и попробует договориться с ним о передаче доменного имени вам.

И если данное имя застолбил киберсквоттер — не волнуйтесь, он вас найдет
Киберсквоттинг: виды

Брендсквоттинг
— захват брендовых имен, доменов, содержащих названия компаний, выкуп доменов с названиями появляющихся и перспективных фирм. Сюда можно отнести все случаи, когда сквоттеры регистрируют уникальные названия, а затем разными способами перепродают их.

Именной киберсквоттинг — регистрация доменов с именами знаменитостей, звезд шоу-бизнеса, политиков, известных бизнесменов и даже персонажей художественных произведений (например, Гарри Поттер или Джеймс Бонд). Наиболее известны случаи с регистрацией доменов с именами Мадонны, Патрисии Каас, Брюса Спрингстина. Способы получения денег могут разниться от шантажа самих знаменитостей, когда на захваченном домене размещается порносайт (как это было с адресом PatriciaKaas.com), до мирного договора с договорной суммой отступных. Реже публичным людям удается отсудить права на доменное имя. Это удалось, например, Джулии Робертс после того, как она зарегистрировала свое имя как торговую марк

Географический киберсквоттинг — регистрация доменных имен с географическими названиями. Наиболее перспективны названия популярных курортов и туристических направлений — Egypt, Turkey, Bali и так далее. Большинство названий и их вариантов на разных языках уже зарегистрированы.

Отраслевой киберсквоттинг — регистрация названий различных отраслей, сфер деятельности, товаров, видов и услуг. Как правило, не подразумевает регистрацию брендов и названий фирм, поэтому считается более легальным способом заработка на доменах.

Тайпсквоттинг — регистрация имен, похожих на известные бренды или порталы, написанные с ошибкой, или вариации доменных имен (yadex.ru, jandex.ru, adiads.com, downlaod.com и тому подобное). Как правило, на таких адресах размещаются сайты, зарабатывающие на рекламе от случайного входящего трафика. Реже заинтересованный собственник бренда выкупает домен, как это было с jandex.ru.

Покупка брошенных доменов (дропдоменов) — выкуп доменов, права на которые собственник не успел или не смог продлить. В этом случае киберсквоттер, получив информацию об освободившемся домене, выкупает его, а затем предлагает прежнему владельцу по завышенной цене
Киберсквоттинг — это только покупка и продажа доменов?
Киберсквоттинг подразумевает не только скупку и продажу доменов. Профессионалы этого рынка много внимания уделяют поиску перспективных и брошенных доменных имен. Соответственно, большое значение имеет работа с потенциальными клиентами. Их нужно должным образом обработать, убеждая купить доменное имя по цене выше рыночной.

Для киберсквоттера важно также уметь наладить связи в мире интернет-бизнеса, быть в курсе новинок в стартап-среде, чтобы не упустить перспективные проекты и успеть застолбить нужные домены. Поэтому сбор разведданных также входит в повседневную работу киберсквоттера.

По словам одного из киберсквоттеров, с которым удалось пообщаться Rusbase, у участников этого рынка есть свои площадки и форумы. На этих площадках они не обмениваются информацией о предстоящих сделках и тем более о потенциальных клиентах. Там скорее говорят об общих трендах, обсуждают известные случаи и уже завершенные сделки.
Киберсквоттинг (cybersquatting) и домейнинг (domaining) — в чем разница?
Иногда в связи с киберсквоттингом говорят также о «домейнинге». Если объяснять простыми словами, то этот термин означает регистрацию доменов с целью их последующей перепродажи.

Под домейнингом понимают поиск и регистрацию новых благозвучных или перспективных доменных имен за исключением брендов и имен знаменитостей. Некоторые считают домейнинг «более честным» видом киберсквоттинга.
© Rusbase, 2017
Фото на обложке — Shutterstock



Людмила Чумак
Как не стать жертвой киберсквоттеров: инструкция