На старте бизнеса

Почему нужно меняться: как менялся сервис РУНДЛ

На старте бизнеса
Андрей Дворкин
Андрей Дворкин

Сооснователь агрегатора РУНДЛ

Андрей Дворкин
Почему нужно меняться: как менялся сервис РУНДЛ
Присоединиться

Один из основателей РУНДЛ (агрегатор контента из рунета) — Андрей Дворкин — рассказал о том, как команда меняла функционал и интерфейс программы — и почему.

Основным преимуществом любого стартапа является возможность изменяться с очень низкими рисками. Чем меньше компания и чем меньше пользователей у продукта — тем активнее руководители обязаны использовать этот шанс. Именно это позволило некоторым компаниям вырасти из небольшой группы гиков в реального конкурента крупных интернет-холдингов, которые при всей своей мощи и ресурсах часто оказываются неспособными вырастить живой уникальный продукт внутри себя. Как только у сервиса появляется первая лояльная аудитория, изменения становятся все более болезненными, а цена ошибки возрастает кратно.

В данной статье мы хотели поделиться двухлетним опытом создания приложения-агрегатора РУНДЛ — нашими ошибками, первыми успехами и дальнейшими планами развития. За первые несколько недель после релиза iOS-приложения мы получили около 30 тысяч инсталлов и стали Featured by Apple, но вместе с тем выявили ряд проблем, которые сейчас спешно устраняем.

Потребность рынка в новом приложении-агрегаторе с фокусом на рунет и широким выбором развлекательного контента (а не только новостей) мы увидели давно, еще будучи студентами МГУ несколько лет назад. Опыта в создании подобных проектов не было никакого — мы с партнером разбирались лишь в физике, а работать стремились в финансах.   

Сказать, что первый блин был комом — не сказать ничего. Два-три месяца мы искали команду для проекта (кого нам посчастливилось встретить на своем пути — история для отдельной статьи), а разработка сайта заняла около четырех месяцев. Про приложение тогда еще мысли не было — сначала планировалось создание только сайта с соответствующей back-end инфраструктурой. Стыдно признать, что за винегрет мы хотели включить в первое версию — это был не просто агрегатор, а какой-то вселенский сервис с возможностью отправки личных сообщений и ведения блогов. Естественно, от этих идей мы отказались очень быстро (и очевидно, никакой пользы от написания этого куска кода, кроме как опыта для наших разработчиков, не было). Вот как выглядела первая версия сайта:

Усилия на продвижение (в основном SMM) были серьезные, но к успеху не привели — аудитория хоть и росла, но была совсем не та, которую мы хотели. Сайт в том виде никак не мог стать продуктом, которым люди хотели бы пользоваться каждый день (в отличие от мобильных приложений). Понимая, что именно мобильное приложение является идеальной формой для агрегатора, мы принялись верстать первые макеты, которые выглядели как-то так:

В первой версии на экран выводилась общая лента (посты вперемешку с возможностью бесконечного вертикального скролла) на основе подписок, которые сделал пользователь. Смотреть посты от одного источника было неудобно — приходилось переходить на другой экран без возможности сделать превью постов и понять, интересен ли материал полностью. Не было ни возможности добавления лент соцсетей, ни просмотра видео и никакого намека на незаурядный дизайн. У сайта была бесполезная главная страница, для которой нужны были модераторы, чтобы отбирать самые актуальные новости.

После получения первых отзывов от наших многочисленных тестеров, мы поняли, что проект в данном виде зашел в тупик — с таким функционалом и дизайном он не сможет найти свою нишу и завоевать нужную аудиторию. Проект в том виде не вызывал никаких эмоций у пользователя. Мы перетрясли команду, собрали сторонние отзывы и привлекли новых дизайнеров.

После длительного использования приложений других агрегаторов мы поняли, чего не хватает рынку. По вертикали должен осуществляться переход между отдельными источниками, а по горизонтали удобнее всего просматривать посты от одного конкретного. Пролистывание постов должно происходить мгновенно. Такой механизм позволяет максимально быстро найти нужную статью (если выбран интересующий список источников) и прочитать уже полностью.

Мы хотели создать веселый интерфейс с намеком на игру, при этом не забывая о читаемости и навигации. Первым делом наши друзья из Irony Production (ответственные за дизайн) начали с десктопа, которому нужна была настоящая «перезагрузка», — они начали продумывать эффектный лендинг и создание полноценного сайта-агрегатора, который будет синхронизирован с приложением и будет его дополнять, являясь отдельным продуктом со своей аудиторией.

Мы ничего не копировали у конкурентов.

Фронт новых работ был колоссальный, а понимание того, что предыдущие наработки, забравшие серьезную часть полугода нашей жизни, вообще никак не будет использованы в дальнейшем, оптимизма не добавляли. Но мы были уверены, что идем по правильному пути — риски были минимальны, ведь аудитория на тот момент была ничтожно мала.

После пары месяцев редизайна и обдумывания концепции, родились макеты нового сайта и приложений, не имеющие ни одной схожей черты с тем, что было раньше:

Прикинув, сколько времени займет превращение мечты в реальность, мы ужаснулись. Если бы мы знали, что на деле это займет в три раза больше — скорее всего, мы бы забыли про проект, как про страшный сон.

Но понимание того, что все не зря, пришло, когда в наших смартфонах оказался первый сырой прототип. После нескольких дней его использования, все, кто работали над ним, резко испытали привязанность к продукту. Рука тянулась открывать билд на смартфоне и планшете каждый день все чаще и чаще, а использование приложения приносило неподдельное удовольствие его создателям.

Тем не менее, работы все еще было много. Эти месяцы тестирований и исправлений были настоящей пыткой для нашего терпения. При полной загруженности 7 дней в неделю, темпы реализации задуманного были абсолютно неудовлетворительные.

Окончательный релиз приложения случился совсем недавно. Почти сразу мы попали в подборку лучших приложений российского App Store. Мы были впечатлены от статистики лояльных пользований — впервые увидели стабильно растущий трафик и высокий процент Returning Users. Про нас написали многие нишевые издания.

Приложение не оставило равнодушным никого. Нас либо ненавидят, говоря, что мы бездарные идиоты, которые нарисовали то, чем невозможно пользоваться, либо обожают, заваливая наш корпоративный ящик благодарностями за приложение (и подтверждая это статистикой посещений).

Тем не менее, мы ни на секунду не останавливаемся. Собрав волну адекватной критики, мы упростим и усовершенствуем дизайн в ближайшем будущем, а также добавим новые функции, о которых нас попросили пользователи. Это займет время, но практика показывает, что оно того стоит.

Challenge-image via Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
  2. 2 Как провести инвентаризацию в организации
  3. 3 Как написать коммерческое предложение
  4. 4 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  5. 5 Бизнес в интернете с минимальными вложениями