Top.Mail.Ru

Что такое 15-минутные города и почему их критикуют

Истории
Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Владислав Афонин

Концепция 15-минутного города предлагает улучшить инфраструктуру, создав условия, где все основные объекты — магазины, школы, медицинские учреждения, зоны отдыха — окажутся в шаговой доступности. Разработчики оптимизируют инфраструктуру, чтобы жители легко достигали всех необходимых мест за 15 минут пешком или на велосипеде. Этот подход снижает выбросы углекислого газа, улучшает здоровье горожан и экономит время.

Однако проект 15-минутного города сталкивается с критикой. В статье узнаете, как работает эта концепция, почему ее поддерживают и в чем ее недостаток.

Что такое 15-минутные города и почему их критикуют
  1. Истории

Что такое 15-минутный город?

Концепция 15-минутного города берет начало в исследованиях по устойчивому развитию, где специалисты ищут способы снизить негативное воздействие городов на природу. Урбанисты, вдохновленные идеей создания автономных городских районов, придумывают проекты, в которых каждый житель получает возможность быстро и удобно добраться до всех нужных объектов за 15 минут пешком или на велосипеде.

Конкретные цели 15-минутного города:

  1. Снижает использование личного транспорта. Урбанисты проектируют районы так, чтобы жители перестали полагаться на автомобиль. Они прокладывают новые пешеходные дорожки и веломаршруты, оптимизируют перекрестки и убирают лишние парковочные места, превращая улицы в удобные пешеходные зоны. В результате жители могут ходить в магазины, на работу или за покупками без необходимости пользоваться машиной.
  2. Улучшает здоровье населения. Городские планировщики проектируют безопасные и приятные для прогулок маршруты, оснащают улицы зелеными зонами, организуют спортивные площадки и пространства для отдыха. Создавая такие условия, они мотивируют людей больше двигаться, гулять и заниматься спортом. Это помогает жителям поддерживать физическую активность, что улучшает их общее здоровье.
  3. Поддерживает локальный бизнес. Урбанисты включают в проекты возможности для малого бизнеса. Они размещают в районе небольшие магазины, кафе, мастерские и рынки, где жители могут покупать продукты и услуги рядом с домом. Эти меры привлекают местных предпринимателей, создают рабочие места и развивают районную экономику.
  4. Сокращает воздействие на экологию. Специалисты по устойчивому развитию внедряют технологии для улучшения энергоэффективности, снижают потребление воды и продумывают систему переработки отходов, чтобы уменьшить выбросы углекислого газа.

Для достижения этих целей специалисты реконструируют старые районы, модернизируют устаревшие здания, обновляют инженерные сети и расширяют доступ к зеленым зонам. Они проектируют города таким образом, чтобы жители получали удобную, безопасную и экологичную городскую среду, подходящую для всех сфер жизни.

Основные элементы 15-минутного города

Концепция 15-минутного города строится на 5 элементах, которые создают удобную и устойчивую среду для жизни. Рассмотрим каждый элемент подробнее:

  1. Близость к объектам повседневной жизни. Чтобы это работало, архитекторы перераспределяют пространство, сокращают расстояния между домами и учреждениями и устраняют барьеры, чтобы сделать доступ максимально быстрым и простым.
  2. Интегрированные зоны отдыха. В них жители могут отдыхать, гулять, заниматься спортом или проводить время с семьей. Интеграция таких пространств помогает снизить нагрузку на транспортную систему, так как людям не приходится ехать в отдаленные парки и зоны отдыха.
  3. Смешанное использование застроек. Урбанисты проектируют здания и комплексы, которые включают жилые, коммерческие и рекреационные зоны в одном месте. Они строят многофункциональные здания, где нижние этажи занимают магазины, кафе, офисы и салоны, а верхние — жилые квартиры.
  4. Приоритет пешеходов и велосипедистов. Городская среда адаптируется для удобства пешеходов и велосипедистов. Планировщики пересматривают транспортные потоки, ограничивают доступ автомобилей в некоторые зоны и организуют безопасные дорожки, пешеходные переходы и велодорожки. Они оснащают улицы специальными знаками и барьерами, чтобы защитить пешеходов и создать более комфортные условия для перемещения. Такая инфраструктура мотивирует людей ходить пешком или ездить на велосипеде, что уменьшает нагрузку на городскую систему транспорта и развивает здоровый образ жизни.
  5. Устойчивое потребление ресурсов. Архитекторы и инженеры устанавливают энергосберегающие лампы, обустраивают зоны для сбора и переработки отходов, разрабатывают системы, которые экономят воду. Для отопления и охлаждения зданий применяют технологии, снижающие энергопотребление и выбросы. Все эти меры направлены на уменьшение экологического следа района, что делает городскую среду более экологичной и устойчивой.

Эти действия позволяют создать городские пространства, которые адаптируются к потребностям жителей, поддерживают локальную экономику и способствуют экологической устойчивости.

Примеры реализации

Идея 15-минутного города получила активную поддержку в некоторых крупных городах мира. Каждый из этих городов внедряет уникальные решения и инициативы для адаптации городской среды к новой концепции.


Читайте по теме:

Почему Торонто отказался от проекта умного города, предложенного Alphabet

От Диснея до Маска: как создаются корпоративные города


Москва: проект «Умный город»

Россия также взялась за реализацию особенного города. «Умный город» в Москве ориентирован на создание удобной, безопасной и экологически чистой городской среды. Основные инициативы проекта:

  • В центре города и в густонаселенных районах благоустраивают улицы с приоритетом для пешеходов и велосипедистов. Убираются парковочные места, устанавливаются новые скамейки, освещение и велопарковки, чтобы улучшить комфорт передвижения и создать привлекательные условия для прогулок.
  • Активно разрабатываются парки и скверы, которые располагаются в шаговой доступности от жилых комплексов. В рамках инициативы увеличивается количество деревьев, что улучшает экологическую обстановку и создает приятные условия для отдыха на свежем воздухе.
  • Обновляются существующие маршруты и вводятся новые виды общественного транспорта, такие как трамваи и электробусы. Улучшают доступность остановок и пересадочных узлов.

Париж: трансформация к Олимпиаде-2024

Париж стал одним из первых городов, активно внедряющих принципы 15-минутного города. Мэр Парижа Анн Идальго с 2020 года реализует масштабную программу трансформации улиц и районов, нацеленную на создание безопасной, экологичной и удобной городской среды. К Олимпийским играм 2024 года планировали:

  1. Закрыть часть улиц для автомобилей. В центре города ограничивают автомобильное движение, освобождая пространство для пешеходов и велосипедистов.
  2. Расширить сеть велосипедных маршрутов. Город добавил свыше 50 километров новых велодорожек и планирует построить еще больше для безопасного передвижения к основным объектам.
  3. Реконструировать и расширить парки и зеленые зоны. Реконструкция знаменитых садов Тюильри и Люксембургского сада позволит создать новые прогулочные зоны.
  4. Переоборудовать школьные территории. К 2024 году все школы планируют оснастить зелеными зонами и спортивными площадками, доступными для всех жителей в выходные и праздники.

Барселона: проект «Суперкварталы» (Superblocks)

Барселона известна проектом «Суперкварталы» — уникальным подходом к организации среды. Они представляют собой объединения из нескольких обычных кварталов, где большая часть улиц закрыта для автомобильного движения. Основные меры:

  • Машины могут заезжать только на некоторые улицы и проезжать через кварталы с ограничением скорости.
  • На месте бывших проезжих улиц организуют игровые зоны, пешеходные маршруты и площадки для отдыха.
  • Скамейки, деревья и озелененные пространства в каждом суперквартале создают комфортные условия для отдыха на свежем воздухе.

Барселона уже успешно реализовала несколько суперкварталов, и до 2030 года город планирует создать еще около 500 таких пространств, охватывая большую часть территории.

Критика и опасения

Несмотря на заманчивые перспективы, концепция 15-минутного города вызывает особое внимание у критиков, которые указывают на ее возможные ограничения и негативные последствия. Противники видят в этом подходе потенциальные риски и недостатки, затрагивающие свободу передвижения, социальные отношения, доступность жилья, качество жизни и финансовые ресурсы.

Основные претензии к концепции 15-минутного города:

  1. Ограничивает свободу передвижения. Стремление уменьшить использование автомобилей фактически сужает возможности передвижения. В попытках уменьшить зависимости от личного транспорта городские власти закрывают или ограничивают доступ машин на часть улиц, превращая их в пешеходные зоны или веломаршруты. Такие меры делают поездки в удаленные районы более сложными, и жителям приходится больше времени тратить на дорогу или пересадки.
  2. Увеличивает риск социальной изоляции. Городские районы могут становиться как бы отдельными «островами», что уменьшает число контактов и снижает межкультурный обмен. Из-за такой сегрегации обостряется экономическое неравенство: одни районы, обладающие качественной инфраструктурой и высоким уровнем обслуживания, процветают, в то время как другие остаются менее обеспеченными. Этот дисбаланс только усиливает разрыв между различными частями города.
  3. Способствует росту стоимости жилья. Создание качественной инфраструктуры и удобных зон для отдыха, как правило, приводит к росту цен на недвижимость. Как только район становится привлекательным для проживания и начинает отвечать всем стандартам 15-минутного города, стоимость аренды и жилья начинает расти. Это делает такие районы менее доступными для семей с низким доходом и молодых специалистов, которые могут оказаться вытесненными из центральных районов в менее развитые. В результате развивается явление гентрификации — старожилы покидают свои районы, поскольку больше не могут позволить себе проживание, а их место занимают более обеспеченные новоселы.
  4. Снижает личное пространство и качество окружающей среды. Чтобы разместить все нужные объекты в одном районе, урбанисты вынуждены уплотнять застройку, что приводит к увеличению плотности населения и уменьшению свободных пространств. В таких условиях нарушается ощущение личного пространства, что особенно заметно в густонаселенных мегаполисах. Кроме того, перенаселенные районы имеют повышенный риск преступности, что снижает безопасность жителей.
  5. Требует высоких затрат на инфраструктуру. Чтобы переделать существующие районы в 15-минутные города, требуется значительное финансирование. Реконструкция жилых районов, создание зеленых зон, строительство новых дорог и развлекательных пространств — все это требует немалых вложений. Государственные и муниципальные бюджеты могут не справиться с такой финансовой нагрузкой, особенно если другие социальные программы, такие как здравоохранение или образование, также требуют инвестиций. В условиях ограниченных бюджетов подобные расходы неоправданными и потенциально опасными для стабильности городской экономики.

Закрепим

Концепция 15-минутного города предполагает создание городской среды, в которой все основные объекты (магазины, школы, медицинские учреждения и зоны отдыха) располагаются в шаговой доступности. Основные цели этой концепции включают:

  1. Снизить использование личного транспорта через создание удобных пешеходных дорожек и веломаршрутов.
  2. Улучшить здоровье населения путем проектирования безопасных и приятных для прогулок маршрутов и создания зон для физической активности.
  3. Поддержать локальный бизнес с помощью размещения малых торговых точек и сервисов в районе проживания.
  4. Сократить воздействие на экологию через внедрение технологий для повышения энергоэффективности и рационального использования ресурсов.

Основные элементы 15-минутного города включают:

  • Близость к объектам повседневной жизни.
  • Интегрированные зоны отдыха.
  • Смешанное использование застроек.
  • Приоритет пешеходов и велосипедистов.
  • Устойчивое потребление ресурсов.

Однако концепция сталкивается с критикой:

  1. Ограничение свободы передвижения и затруднение доступа к удаленным районам.
  2. Риск социальной изоляции из-за уменьшения межкультурного обмена.
  3. Рост стоимости жилья, что затрудняет доступность для низкодоходных семей.
  4. Уменьшение личного пространства из-за плотной застройки.

Фото на обложке: Jasper James / Getty Images

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ

Материалы по теме