Истории

Сыр, чак-чак, пельмени, кэш: что можно получить на кассе магазина

Истории
Екатерина Макурина
Екатерина Макурина

Журналист

Татьяна Петрущенкова

Вы знаете, что такое СБП? Скорее всего, нет. Хотя о Системе быстрых платежей, которая позволяет переводить деньги со счета на счёт по номеру телефона, пишут много.

Технологий, которые должны быть на слуху благодаря СМИ, но в реальности мало известны и не очень востребованы, на рынке эквайринга сегодня несколько. Помимо упомянутой СБП это и спорные с точки зрения удобства QR-коды и услуга — «Снятие наличных с покупкой».

Сыр, чак-чак, пельмени, кэш: что можно получить на кассе магазина

Есть разные мнения об эффективности и смысле этих инициатив для бизнеса. «Снятие наличных с покупкой», — самая народная из них и совсем не новая: услуга существует в США, Великобритании, Европе уже около 20 лет. Ее внедрение не предполагает использования новейших технологий: это не «оплата лицом» и даже не NFC.

Задача сервиса — дать любому покупателю возможность, расплачиваясь картой в супермаркете, между делом снять с обычной кассы небольшую сумму наличных денег (до 5 тыс. рублей), как в банкомате.

Это просто и удобно. Продавцам не требуется никакого дополнительного оборудования: решение обеспечивает специальный кассовый софт.

  • Ритейлу, особенно мелкому, внедрение сервиса должно помочь привлекать клиентов дополнительной услугой.
  • Снятие наличных возможно только при совершении покупки, что потенциально может увеличить оборот.
  • Держателям карт такая услуга позволит избежать очередей и головной боли из-за поисков банкомата.

Никаких сложных операций осуществлять не требуется: нужная сумма просто списывается с карты.

По словам Инны Емельяновой, директора департамента эквайринга Банка Русский Стандарт, «наибольший интерес к подключению услуги “Наличные с покупкой” выразили торговые сети (food retail), поскольку удобно заскочить в магазин по пути и снять наличные при совершении покупки».

Сегодня, на момент написания статьи, именно в таких торговых точках и работает сервис: это магазин товаров повседневного спроса «Фасоль» (Metro Cash&Carry) в Москве, магазин при сыроварне Олега Сироты в подмосковной деревне Дубровское и около 20 магазинов в небольших населенных пунктах Татарстана. А ещё 2 месяца назад в России снять наличные, совершая покупку, было возможно в одном месте — магазине «Фасоль».

«Фасоль» — первая в нашей стране торговая точка, где был внедрен сервис, на 100% отвечает его философии. Этот супермаркет расположен во дворах, в не самом проходном месте, настоящий «магазин у дома», банкоматы в таких местах — редкость. И там сервис нашёл потребителей: кассиры магазина отметили, что услугой пользуются и знают о ней, потому что «показали в новостях».

В Татарстане пошли по этому же пути: первые «кассы с выдачей наличных» заработали в сельских магазинах, и местные власти объявили, что новая услуга призвана помочь местным жителям в отсутствие инфраструктуры.

Работает ли эта схема? Интересна ли потребителям и бизнесу возможность снимать наличные на кассе?

Я что-то об этом слышал…

Разобраться в этом помогли два небольших опроса, которые я провела самостоятельно: в одном участвовало 20 жителей Москвы, во втором 20 респондентов из Татарстана. Выборка небольшая, однако показательная: участвовали люди самого разного возраста и профессий, не имеющие отношения ни к банкам, ни к ритейлу.

Первый вопрос не касался сервиса напрямую: можно ли сейчас, в 2019 г., положить деньги на телефон на кассе супермаркета?

60% респондентов в Татарстане и 80% в Москве ответили, что понятия не имеют. То есть большинство не задумывается о том, какие дополнительные услуги можно получить на кассе магазина, хотя в 2010-2011 гг. пополнение телефона на кассе супермаркета было обычным делом. Но память об этом не сохранилась, так что касса теперь — это просто касса. Вряд ли кто-то будет задавать вопрос кассиру по своей инициативе.

Однако про «Снятие наличных с покупкой» 53% моих респондентов из Татарстана что-то слышали, хотя подробностей и не знают. Уверены, что «знают о чем речь» — 13%.

30% опрошенных в Москве в курсе о новой услуге. Более того, в этой небольшой случайной выборке нашелся человек, который снимал деньги на кассе супермаркета «Фасоль». И он никак не связан с банковской сферой или новыми технологиями, это ИП, который занимается строительством деревянных домов под ключ в Московской области.

По словам предпринимателя Олега Сироты, чей магазин сыра в мае начал предоставлять эту услугу: «В целом имеется спрос. Люди видят объявление на витрине, спрашивают... Пока в основном приходится рассказывать и объяснять, что и зачем. Идет стадия ознакомления и привыкания. А вот людей, которые знают про услугу со стороны, еще очень мало — видимо из-за того, что пока она широко не распространена».

Картинки по запросу наличные с покупкой
Фото: Mastercard 

Так стоит ли бизнесу, особенно малому, присмотреться к этой услуге? Есть ли потребность снимать наличные?

Опрос показал, что 50% из группы москвичей и 40% среди опрошенных из Татарстана, отвечая на вопрос, какие суммы они обычно обналичивают банкомате, выбрали вариант: «снимаю конкретную сумму, которую нужно отдать за что-то наличными, ни больше, ни меньше». Это значит, мысль о необходимости иметь «мелочь в карманах на всякий случай», посещает далеко не всех: а именно 26% из моей группы в Татарстане и только 15% — в Москве.

Впрочем, это как раз соответствует философии сервиса: снять можно максимум пять тысяч рублей. «5 тысяч снимали всего несколько раз. Обычно небольшие суммы просто для ознакомления с этим способом снятия наличных», — говорит Олег Сирота.

Среди плюсов этой услуги — ее простота, доступность для всех, отсутствие необходимости использовать какие-либо гаджеты, разбираться в сложных технологиях. И покупателям, и кассиру.

Олег Сирота: «Среди преимуществ, которые эта услуга даёт бизнесу:

  • Увеличение объема продаж: чтобы снять деньги, нужно совершить покупку.
  • Увеличение потока посетителей на сыроварню (новый сервис привлекает внимание, в том числе и туристов — прим.ред).
  • Уменьшение наличной массы, которую тоже нужно обслуживать (соблюдение лимита на наличность в кассе, инкассация и так далее)

Картинки по запросу олег сирота

Олег Сирота, фото: Новые Известия

Огромное на сегодня ограничение — сервис доступен в единичных магазинах и только для держателей карт банков, которые развивают этот сервис: на данный момент это Банк Русский Стандарт, РСХБ, АК Барс. Но есть основания предполагать, что скоро ситуация изменится.

Кто следующий?

Кто сегодня видит потенциал в развитии сервиса «Снятие наличных с покупкой»?

По последней информации Центробанка, в первом квартале 2019 объём безналичных платежей достиг 61%. Среди участников моих опросов нашёлся только один человек, который не имеет ни одной платёжной карты, а всегда пользуется только наличными (к слову, это активная, трудоустроенная жительница Москвы 45 лет).

Значит, у бизнеса есть база для использования нового сервиса и стимул развивать его: количество платёжных карт растёт, так что любой новый функционал теоретически должен оказаться востребован частью этой огромной аудитории.

С другой стороны, по мере распространения сервиса его отсутствие в магазине может раздражать держателя карты. Так когда-то пользователей бесконтактных карт — требование вводить пин-код на терминалах старого образца.

Результаты моего маленького опроса и статистика ЦБ намекают, что потребность в снятии наличных на кассе вряд ли будет колоссальной: кэш нужен людям все меньше.

Тем не менее: «Интерес к этой услуге выразили рестораны, где часто требуются наличные на чаевые, такси и так далее Интересно, что услугой заинтересовались компании, работающие с туристами, поскольку именно этому сегменту клиентов удобно получить небольшую сумму наличных при оплате картой на кассе», — говорит Инна Емельянова, директор департамента эквайринга БРС.

Олег Сирота рассчитывает, что сервис будет широко использоваться во время ярмарок и фестивалей, когда приезжает много фермеров со своей продукцией без эквайринга.

В этой услуге заинтересованы крупные сети и банки, которым важно сократить расходы на банкоматную сеть. «Наличные с покупкой» отвечает требованию сегодняшнего дня: получать различные услуги в одном месте. К нему есть смысл присмотреться и малому бизнесу: эта услуга сейчас по крайней мере поможет привлечь внимание покупателей.

Фото на обложке: Mastercard


Материалы по теме: 

Малоизвестные способы сэкономить: когда и как можно вернуть свои деньги?

Что такое кэшбэк и почему он выгоден

Финансовые услуги 0+: как управлять деньгами с детства

Кардинг, фишинг и скимминг: что это и как защитить свои средства? 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Instagram дня: Олег Сирота («Русский пармезан»)
  2. 2 40% рабочего времени HR занимает рутина. Есть способы это исправить
  3. 3 Куда идти с идеей стартапа: кто поможет превратить её в действующий бизнес?
  4. 4 «Наша разработка должна сделать эндоскопию массовым обследованием»‎. Как ИИ из Ярославля помогает распознавать рак на ранней стадии
  5. 5 Студенты хакнули «Газпром нефть» и «Сибур»
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта