Истории

Что делать, если ребенок не отлипает от экранов: советы экспертов по детской психологии

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Редактор

Вероника Елкина

Детям бывает нелегко оторваться от любимых гаджетов — и часто они устраивают истерики, когда нужно выключить любимый мультик или игру. Специалисты по детской и подростковой психологии рассказали, как можно исправить ситуацию и избежать конфликтов в семье.

Что делать, если ребенок не отлипает от экранов: советы экспертов по детской психологии

Когда Меган Циррито говорит своим сыновьям, что пора выключать их любимый мультсериал, обычно те реагируют не самым лучшим образом.

«Они приходят в ярость, кричат, что жизнь несправедлива, а я злая», — рассказывает Циррито. Ее сыновьям пять и восемь лет, и они не только возмущаются, но и полностью игнорируют свою мать, пока у них в руках планшет. «Они ведут себя так, словно тебя и ничего больше в мире не существует, — жалуется Циррито. — Это довольно страшно».

Большинству родителей, у которых есть маленькие дети, знакома эта ситуация: оказавшись перед экраном, ваши отпрыски не отрываются от него, словно зомби, и будто выпадают из жизни — а стоит вам отобрать устройство, как начинается истерика. Детям нелегко переключаться с одного занятия на другое, а оторваться от цифровых устройств бывает просто мучительно.

«Ваши привычные милые дети превращаются в других существ, когда вы убираете экраны», — говорит Ребекка Риалон Берри, клинический доцент отдела детской и подростковой психиатрии в медицинском центре NYU. Langone Health.

Подписывайтесь на Telegram-канал Rusbase YOUNG, где мы рассказываем, как любить бизнес и технологии, если вам от 0 до 24 лет.

Громкие звуки, яркие цвета и быстрые движения могут увлечь ребенка сильнее реального мира — именно поэтому ему так сложно оторваться от цифрового контента, считает доктор Берри. Особенно маленьких детей увлекают интерактивные элементы — когда ты можешь нажать на экран и что-то произойдет. Дети будут повторять эти действия снова и снова, потому что они очень приятны, говорит доктор Дмитрий Кристакис, глава Центра детского здоровья, поведения и развития в Детском исследовательском институте Сиэтла.

Кроме того, во многих приложениях и видеоиграх есть различные награды — от баллов до виртуальных стикеров — и зарабатывать их обычно очень интересно. «Распространители игр и приложений прекрасно понимают, что они зарабатывают на детском внимании, — считает Кристакис. — Они создают функции, из-за которых детям трудно оторваться от игры».

Фото: Unsplash

Что же происходит в мозгу ребенка? Приятные действия вызывают выброс дофамина — нейромедиатора, который посылает сигнал в префронтальную кору, зону, ответственную за планирование и организацию задач. Сигнал гласит: «Повтори, сделай это еще раз». (Разумеется, стоит отметить, что выброс дофамина происходит не только когда ребенок сидит за экраном — он может случиться и из-за похвалы родителя или съеденного на голодный желудок лакомства). Когда родители останавливают игру или ролик на YouTube, уровень дофамина падает. «Поэтому прекращение приятного занятия воспринимается болезненно, — объясняет Кристакис. — Вы словно испытываете похмелье».

Маленькие дети еще не умеют контролировать свои эмоции, поэтому бурно реагируют. Исследователи Вашингтонского университета провели опрос среди 27 родителей с детьми от года до пяти лет, и 93% семей сообщили, что их ребенок периодически «устраивает истерики, ноет и сопротивляется, когда заканчивается его экранное время». А 37% родителей сказали, что у них экранное время «почти всегда заканчивается скандалом».

Американская педиатрическая академия рекомендует не допускать к экранам детей младше 18-24 месяцев (исключение составляют лишь видеочаты) и ограничивать экранное время детей в возрасте от двух до пяти лет до одного часа в день. Организация также советует родителям смотреть контент вместе с детьми, чтобы помочь им его понять. Исследования обнаружили связь излишнего употребления медиа дошкольниками с повышением шансов ожирения, недосыпания и задержкой умственного, речевого и эмоционального развития.

Как же родителям отбирать у детей устройства, чтобы те не закатывали истерику? Клинический психолог Пол Донахе советует делать так, чтобы экранное время было четко выделено в распорядке дня ребенка (например, можно разрешить ему смотреть один выпуск детской передачи, пока родители готовят обед). Исследователи Вашингтонского университета провели еще один вопрос с участием 28 семей с детьми в возрасте от года до пяти лет. Оказалось, что когда экранное время было прописано в распорядке дня, дети меньше расстраивались, когда оно заканчивалось.

Доктор Берри советует договориться с ребенком, что после окончания экранного времени вы будете делать что-нибудь веселое или приятное (например, дадите ему что-нибудь вкусное или пойдете с ним гулять в парк). Перед началом игры или просмотра видео напомните ребенку, что он получит после экранного времени, если выключит устройство без криков. Проще разрешить детям сделать что-нибудь приятное, чем ожидать, что они спокойно пойдут купаться или спать. (Американская педиатрическая академия рекомендует отказываться от экранов во время еды и выключать все устройства минимум за час до сна). Можно составить таблицу наград, где каждый раз, когда ребенок будет отдавать устройство без криков, он будет зарабатывать стикер.

Фото: Unsplash

Многие родители предупреждают детей, что их экранное время скоро подойдет к концу. Однако исследователи Вашингтонского университета обнаружили, что дошкольники расстраиваются гораздо сильнее, когда родители напоминают им, что скоро придет время расстаться с устройством. Алексис Хиникер, один из руководителей этого исследования, утверждает, что проблема не столько в самих напоминаниях, сколько в том, что родители используют их как последнее предупреждение, а также для того, чтобы показать ребенку, кто здесь главный.

Хиникер считает, что родителям стоит напоминать детям о времени, но при этом лучше делать так, чтобы ребенок мог сам выбирать, когда прозвучит это напоминание (например, за десять или пять минут до конца). Ребенок может сам поставить таймер и решить, чем он займется, когда игра или видео закончатся.

Циррито начала ставить таймер, и теперь Amazon Echo сообщает ее сыновьям, сколько минут видео у них осталось. По ее словам, это решение помогло. «Теперь они отдают устройство немного проще, — сказала она. — У них словно выработался рефлекс».

Следующий совет может показаться очевидным, но не стоит пытаться завершить экранное время ребенка, когда он находится в самом разгаре игры или на важном моменте видео.

Полезно отключить функцию автовоспроизведения следующего ролика на YouTube и Netflix — ограничить или завершить экранное время труднее.

Родители должны стоять на своем мнении и не отклоняться от расписания, несмотря на громкое нытье, считает Дженни Радецки, доцент кафедры педиатрии из Мичиганского университета. «Если вы будете постоянно поддаваться просьбам ребенка дать ему посидеть за экраном еще немного, то позже вам будет труднее отучить его от этого», — говорит она.

Слишком короткое экранное время тоже может вызывать истерики, считает доктор Донахе. «Детям нужно какое-то время, чтобы переключиться и сосредоточиться на новом занятии, — сказал он. — Если вы говорите ребенку, что дадите ему посидеть за устройством пять минут, а потом его забираете, то вы вызываете слишком много разочарования». Он рекомендует выделять на экранное время от 30 до 45 минут.

Но что делать, если вы следуете всем этим советам, а ребенок все равно закатывает истерики? Сохраняйте спокойствие и просто уходите, советует доктор Берри. А если истерики случаются постоянно, возможно, стоит прибегнуть к более радикальным мерам, считает доктор Донахе, например, не давать ребенку устройство несколько дней. Так он поймет, что его еще нужно заслужить хорошим поведением.

Источник.

Фото на обложке: Nicole Ruggiero

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Запретить, ограничить или разрешить? Правила потребления медиаконтента для детей
  2. 2 Как приучить бабушек и дедушек контролировать экранное время внуков
  3. 3 Социальные сети почти не влияют на отношение к жизни у подростков – исследование
  4. 4 Как воспитывать детей в эпоху кибербуллинга, троллей и Момо

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase