Top.Mail.Ru
Истории

Как Costco поменяла менталитет американских покупателей

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Costco — третья по величине торговая сеть в мире, которая уступает только Walmart и Amazon. Еще в 2019 году здесь закупался каждый четвертый потребитель из США, а сегодня — уже каждый третий.

За последние 40 лет Costco радикально поменяла менталитет американцев, приучив их к огромным упаковкам, оптовым партиям и экстравагантному потреблению. В чем уникальность компании и почему инвестор Чарльз Мангер называл ее «чертовски идеальной» — в пересказе материала New York Times.

Как Costco поменяла менталитет американских покупателей
  1. Истории

В 1984 году в городе Анкоридж, штат Аляска, открылся один из первых Costco. Невзрачный с виду склад предлагал ровно то, о чем мечтали местные: гигантские упаковки базовых продуктов вроде арахисового масла и томатного соуса, а также популярную здесь колбасу из северного оленя. Учитывая местный климат и тот факт, что дорога до магазина занимает несколько часов или даже дней, Costco сразу же стал невероятно популярным.

Когда-то этот склад выглядел как штаб «выживальщиков», но сегодня он демонстрирует, каким дальновидным был первоначальный замысел Costco.


Читайте по теме:

Что означает число 57 на бутылках кетчупа Heinz и как оно формирует бренд

Эта компания знает, какое печенье вы хотите испечь


«В 2020 году четверть населения запасала товары длительного хранения», — говорит Дженнифер Мейпс-Крайст из компании исследований рынка Packaged Facts. Сегодня это делают более половины американцев. Эксперт отмечает: хотя пандемия и ускорила тренд, он начался гораздо раньше, подстегнутый тревогами об изменении климата и экономической нестабильностью.

В 2019 году клиентом Costco был каждый четвертый американец. В 2024 году — почти каждый третий. В рейтинге крупнейших ритейлеров мира Costco уступает лишь Amazon и Walmart, занимая третью строчку.

Но успех торговой сети намного больше, чем просто закупки большими партиями. Компании удалось взломать психику американского потребителя, воздействуя одновременно на его суперэго, склонное к ответственному потреблению («Двенадцать банок тунца всего за $18!»), и ид, желающий получить все и сразу («Я заслуживаю этот плоский телевизор с диагональю 98 дюймов»).

Costco выглядит как дискаунтер, где можно сэкономить и получить больше за те же деньги. Но в то же время он предлагает вдохновляющий опыт, который удовлетворяет потребность в экстравагантном потреблении — и это очень по-американски.

Мало какая компания имеет настолько большое влияние на то, что едят, носят или используют для личной гигиены американцы.

  • Costco доминирует сразу в нескольких пищевых категориях: говядина, дичь, органические продукты, даже вино из Бордо — здесь его продают больше, чем в любой торговой сети мира.
  • От Costco зависит выживание миллионов производителей, в том числе более миллиона африканских фермеров, которые выращивают кешью (ритейлер продает более половины мирового объема кешью).
  • Kirkland, собственная торговая марка Costco, приносит больше выручки, чем такие гигантские бренды, как Nike и Coca-Cola.

Несмотря на успех компании, она остается загадкой. Ее руководители довольно закрыты и не любят распространяться о внутренней кухне, за исключением квартальных отчетов.

Однако покойному Чарльзу Мангеру, инвестору-миллиардеру и правой руке Уоррена Баффета в Berkshire Hathaway, было достаточно и бухгалтерского баланса. В прошлом году, в одном из последних своих интервью, он охарактеризовал Costco так: «Это чертовски идеальная компания».

«В центре всего доверие»

Cotco часто сравнивали с культом, отчасти потому, что как только люди становятся частью команды — а это 134 млн по всему миру — они редко из нее уходят. Лояльность бренду настолько высока, что обсуждается в соцсетях, телешоу и даже книгах. Costco ценят за хорошие зарплаты, обслуживание и приверженность репутации.

Культ это или нет, его идейный вдохновитель был юристом из Бронкса с утопическими идеалами и строгой моралью.

Сол Прайс родился в 1916 году в семье эмигрантов из Минска и принадлежал к поколению вынужденных переселенцев, которые вели успешный малый бизнес в Нью-Йорке времен Великой депрессии и послевоенных лет. В 1920-х годах семья переехала в Сан-Диего, где он пошел в среднюю школу.

Закончив юридическую школу в Университете Южной Калифорнии, Прайс начал работать торговым представителем. В 1950-х годах он начал оборудовать на пустых складах Сан-Диего небольшие ярмарки, которые работали по клубной системе. Заплатив небольшую сумму, там можно было купить по оптовой цене что угодно — от чулок до сигарет.

Компания получила название Fedmart, и бизнес-модель строилась на простом принципе: делать так, чтобы участники клуба год за годом продлевали членство.

В 2003 году Прайс описывал свою философию журналу Fortune так: «Как нам продавать с наименьшей наценкой?». По его словам, цель была в том, чтобы быть по-настоящему честными с покупателями. Парадоксально, что одним из главных правил Прайса было не зарабатывать слишком много.

В 1990-х годах, после нескольких лет и слияний, FedMart Сола Прайса стала тем бизнесом, который сегодня известен как Costco. Все это время компания, главный офис которой расположен в городе Иссакуа, штат Вашингтон, придерживалась видения, заложенного Прайсом. Звучит немыслимо для корпорации.

Бизнес-модель по-прежнему строится на взносах, и похоже, что члены этого клуба очень довольны — 93% продлевают подписку. В прошлом квартале взносы принесли Costco $1,12 млрд, примерно две третьих от общего чистого дохода компании. Другими словами, эта зависимость остается взаимной.

На Уолл-стрит тоже оценили бизнес Costco, особенно стабильный денежный поток от взносов. Как отмечает Дэвид Шварц, который вместе со своей женой Сьюзан написал книгу The Joy of Costco («Радость Costco»), с момента основания компании стоимость ее акций ежегодно росла на 17%.

Гигантская экосистема

«Costco — один из немногих ритейлеров, которые позволяют бренду встать на полку только в одном магазине и протестировать свой продукт» — говорит Джереми Смит, президент бренд-инкубатора Launchpad.

В результате Costco может улавливать тренды и оперативно отправлять данные в главный офис. Это гигантская система, которая зависит от человеческого капитала — опыта менеджеров складов. Как правило, Costco практикует внутреннее продвижение, прививая корпоративную культуру людям на протяжении десятилетий, если не всей их карьеры. Многие из топ-менеджеров начинали здесь как разносчики сумок или работники столовой.

В прошлом это ограничивало экспансию Costco. Много лет компания отказывалась открывать склады с той скоростью, которой желали на Уолл-стрит,  «поскольку менеджмент опасался, что объектами было слишком сложно управлять».

Впрочем, сегодня эти опасения, кажется, остались в прошлом. В наши дни Costco открывает около 30 складов в год, и все больше — за рубежом.

покупатели с тележками у магазина Costco. секрет успеха компании и приемы продаж

Фото в тексте: justinagphoto / Shutterstock

«Рост приходится преимущественно на зарубежную экспансию, — комментирует Сьюзан Шварц. — Прямо сейчас у них 7 складов в Китае. Но могло быть и 150».

Восточная Азия действительно стала продуктивным регионом для Costco. В этом году открылись склады в Японии (там уже работают 33), Южной Корее, Австралии и Китае.

Этот опыт приносит дивиденды дома: опыт в потребительских предпочтениях, приобретенный на Тайване и в Южной Корее, позволил предложить покупателям в США такие продукты, как тушеный абалон в коричневом соусе, красный морской огурец или бекон по-китайски, а также завоевать лояльность к бренду среди американцев азиатского происхождения.

«Costco никогда так не сделает»

В целом американцы не доверяют корпорациям. Но когда их спрашивает, каким компаниям они доверяют, Costco постоянно попадает в число лидеров.

«Там та же еда, что и везде. Не то чтобы там продавали что-то волшебное. Но они создали культуру» — объясняет Смит.

Сол Прайс хотел, чтобы члены Cotco чувствовали, что поступают разумно и их уважают. В компании действует политика возвратов без объяснения причин, продают продукты высокого качества и радушно обслуживают клиентов. Сотрудникам платят значительно больше (в среднем $26), чем на аналогичных должностях в других торговых сетях (в среднем $17).

Это помогает создать «стабильную, мотивированную, квалифицированную команду», — объясняет Зейнеп Тон, профессор Школы менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института.

Возможно, главный элемент репутации Costco — низкие цены. Например, говорит Тон, на товары под собственной торговой маркой Kirkman наценка составляет не более 14-15%.

Флагманский продукт Costco — комбо из хот-дога и газировки за $1,5. Даже если компания на нем не зарабатывает, считается, что это превосходный пример маркетинга — цена не менялась с 1985 года.

Менее очевидный способ поддерживать доверие членов клуба — не продавать места на полках. Марк Стовин, бывший руководитель Costco, ныне работающий в пищевой брокерской компании OSMG, объясняет: «Многие торговые сети просят поставщиков заплатить за размещение в магазине. Costco никогда так не сделает».

Еще одно отличие Costco от конкурентов — компания ограничивает себя в сборе данных покупателей. «У них есть номер каждого участника, который можно отслеживать, и они определенно могут собрать немало информации. Но они этого не делают» — говорит Стовин.  

Впрочем, кажется, этот запрет становится менее строгим. Недавно Costco сообщила, что вместе с другими компаниями запустит сеть розничных медиа, которая будет демонстрировать рекламу, учитывая историю покупок пользователя. Партнерами станут такие организации, как Uber, которые не славятся дружелюбием к потребителю.

Costco не торопится использовать технологии — например, она одной из последних внедрила e-commerce — что вполне в духе Прайса: он требовал от руководителей меньше работать за компьютером.

«Если вы старший менеджер, ваша работа — общаться с членами клуба. Предполагается, что руководство все время находится в зале» — объясняет Шварц.

Этот принцип применяется ко всем.

Ему следует даже Рон Вакрис, третий CEO в 42-летней истории Costco. На открытии склада в городе Шугар-Ленд, штат Техас, можно было видеть, как он общается с персоналом магазина и инспектирует замороженную тилапию. Чтобы пожать руку новому главе компании, сюда съехались сотни сотрудников сети, некоторые даже из Луизианы.

Поскольку Costco окружена таинственностью, трудно оценить, как строго она соблюдает собственные стандарты. «Было бы интересно больше узнать о том, как они используют свои данные» — говорит Рагху Айенгар, профессор маркетинга в Уортонской школе бизнеса.

По его словам, поскольку о внутренней кухне Costco практически ничего не известно, нельзя проверить даже обещания «продавать с самой низкой наценкой». 

«Атмосфера охоты за сокровищами»

Один из способов воздействовать на суперэго покупателей, желающее выгоды, — правильно презентовать склады. Открытая проводка, минимальное освещение, никаких плейлистов со Spotify и здание, предназначенное для быстрого строительства (например, склад в Шугар-Ленд площадью почти в 1,5 га возвели всего за 4 месяца).

Незатейливая обстановка как бы транслирует: здесь не пытаются привлечь покупателей. Но несмотря на аскетизм, последнее, чего хочет Costco, — чтобы члены клуба придерживались бюджета. Напротив, цель в том, чтобы они вернулись на парковку с горой вещей, которые совершенно не планировали покупать — это называется «эффект Costco».

«Мы создали атмосферу охоты за сокровищами, — сказал предыдущий CEO Costco Джим Синегал в 2017 году, обращаясь к студентам бизнес-направлений Университета штата Калифорния в Сан-Диего. — Мы пытаемся вызвать чувство срочности: если вы увидели продукт, лучше купить его, потому что в следующий раз его может уже не быть».

  • Недавно такими сокровищами стали сумочки Burberry ($1000) и вино Romanée-Conti ($40 тыс. за упаковку из 4 бутылок).
  • В прошлом году в сети появились золотые слитки (около $2 тыс. за 28 гр.), которые обычно распродаются за считанные часы. По оценкам, в месяц Costco продает золота на $200 млн.

И этот цикл, в котором желание постоянно сменяется сожалением и наоборот, работает.

Строго говоря, компания все еще честна с покупателями — все как завещал Сол Прайс. Трудно спорить, что они не знают, на что идут. В конце концов, они сами складывают в тележку двухметровое искусственное дерево, солнечную панель, стальной гробик для домашнего животного и трехмесячный запас бельгийских пирожных.

«Идея в том, что вы не чувствуете, что это искушения. Вы получаете выгодную сделку» — объясняет Айелет Фишбах, психолог-бихевиорист из Школа бизнеса Бута Чикагского университета.

«Вопрос в том, нужно ли вам все это? Вероятно, нет» — добавляет она.

Источник.

Фото на обложке: Sadi-Santos / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти