Истории

Как я пытался вырваться из пузыря алгоритмов Facebook

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Журналист издания The Atlantic Джо Пинскер рассказал историю о том, как он попытался обмануть алгоритмы Facebook и разнообразить свою ленту случайными постами. Публикуем перевод.

Как я пытался вырваться из пузыря алгоритмов Facebook
Присоединиться

Facebook часто в шутку называют платформой для обмена детскими фотографиями. Когда я захожу в свой аккаунт, я действительно вижу много таких постов – только они про крысят.

История о том, как эти милые создания начали захватывать мою ленту новостей, началась с момента, когда моя подруга рассказала мне о группе в Facebook, где обсуждались детские имена, на которую она плотно подсела. Я тоже в нее вступил, и вскоре после этого моя хроника была заполнена постами вроде «помогите придумать яркое ирландское имя» или «подскажите имя, похожее на Эверли».

Мне пока нет надобности придумывать имя для ребенка, но ощущение новизны пришлось мне по душе, и я начал искать больше: я вступал в группы для любителей вина, медленных пробежек, динозавров. В итоге я нашел группу, посвященную разведению крыс.

Пока я не начал вступать в каждую группу, которую видел, Facebook казалась мне алгоритмически созданным парадом достижений, мировоззрений и образов жизни моих знакомых. Казалось, что главная цель платформы — вызвать у меня зависть. Но изображения останков динозавров и дегустаций вин превратили эту процессию в странное и приятное шоу, которое позволило мне узнать о совершенно разных и интересных вещах и выйти за пределы своего социального круга.

Фото: Unsplash

Мне нравилось разнообразие. К тому же, всегда очень захватывающе наблюдать за тем, как незнакомцы увлеченно обсуждают важные для них темы. Новые обитатели моей ленты новостей дали мне возможность отдохнуть от персонализации, которая, как оказалось, меня сильно уже порядком утомила.

Согласно Итану Цукерману, директору Центра гражданских медиа при MIT, большинство современных социальных сетей стремятся к тому, чтобы перенести оффлайн-отношения людей в интернет. И поскольку оффлайн-сети формируются посредством гомофилии – человеческой тенденции объединяться с себе подобными – социальные сети также склонны окружать пользователей похожими на них людьми.

Я захотел хакнуть алгоритмы Facebook. Сбить их со своего следа стало проще при помощи других алгоритмов. Я использовал инструмент Noisify, который заполняет строку поиска в Facebook случайными словами. Он помог мне побывать в отдаленных уголках Facebook, куда я бы никогда не зашел сам: я увидел страницы, посвященные правам на интеллектуальную собственность, продаже разных вещей в маленьких городках и даже органисту Вирджилу Фоксу.

Этот подход может работать и на других социальных платформах. «Каждый месяц я подписываюсь на разные аккаунты в Instagram, чтобы немного изменить свою ленту», – рассказывает антрополог Кристал Абидин, исследующая интернет-культуру. Чтобы достичь того же эффекта на YouTube, она смотрит рандомные видео.

Для программиста Макса Хокинса обман алгоритмов превратился в образ жизни. Выпустившись из колледжа в 2013 году и получив работу в Google, Хокинс начал искать способы разнообразить свою жизнь. Он разработал инструмент, который заставлял водителей Uber высаживать его в рандомных локациях в районе Кремниевой долины. Затем он создал инструмент, который выбирал для посещения случайные мероприятия на Facebook.

Хокинсу такие приключения показались очень интересными, и спустя два года он ушел с работы. Каждые несколько месяцев он позволяет компьютеру выбрать город, в котором он будет жить, на основе стоимости проживания и его доходе программиста-фрилансера. Он слушал музыку, выбранную случайным образом Spotify, носил одежду, рандомно выбранную на Amazon и разговаривал по телефону с друзьями на неожиданные темы. Он даже решил набить себе татуировку, рандомно выбранную компьютером.

Татуировка Хокинса. Фото: Medium.

Алгоритм Facebook, по всей видимости, не знал, что делать с моим внезапным стремлением к случайности. Такие персонализированные платформы просто не созданы для того, что делаю я, Абидин или Хокинс. Их бизнес-модель – таргетированная реклама в зависимости от предпочтений пользователей – зависит от прогнозирования вещей, которые покажутся актуальными людям, и использования этой информации, чтобы заставить их купить продукты и сервисы. Анализ случайных интересов не служит такой цели.

Интернет не всегда был таким. В 1980-1990-х сети обычно классифицировались по темам, и алгоритмы не указывали вам то, что вам может понравиться. Старый интернет, отмечает Цукерман, тоже строился на гомофилии, и пользовательская база была узкой в демографическом плане. Но было совершенно типично, когда, скажем, три любителя кошек, жили на трех разных континентах. Люди часто общались с незнакомцами.

Среди современных основных платформ Reddit больше всего напоминает сети времен раннего интернета, ориентированные на случайные ниши. Группы Facebook в этом смысле тоже на них похожи. Дженнифер Далски, глава по группам в Facebook, сказала: «Когда пользователи вступают в группы и знакомятся с людьми, которые интересуются теми же вещами, они словно находят свои родственные души».

Тем не менее, даже в группах Facebook не пытается расширить ваши социальные горизонты; как отмечает Цукерман, платформа стремится раскрыть вещи, которые актуальны для вас и ваших знакомых в оффлайне.

Чем активнее человек будет бороться с персонализацией, тем сильнее он приблизится к нефильтрованному, рандомизированному образу жизни Макса Хокинса, и сопуствующим ему опасностям, восторгу и усердной работе. Это не всегда эффективно, и иногда даже утомляет: есть причина, почему видеочат Chatroulette, подключающий пользователей к случайным собеседникам, не пользуется такой же популярностью, что и Skype.

Фото: Unsplash

Как оказалось, и мои товарищи, которые постоянно ищут случайности, ощутили похожее переутомление. В то время как Абидин все еще стремится к разнообразию из-за своей работы, Хокинс отказался от всех платформ. Он больше заинтересован в создании своих социальных сетей.

Вполне реально бороться с алгоритмами и открывать новые для себя вещи – но эта борьба становится утомительной. Со временем крысята становятся простыми крысятами.

Источник.


Материалы по теме:

Facebook начал объяснять, почему показывает пользователям посты в ленте

Facebook — место, где дружба никогда не умирает

Facebook и Telegram надеются преуспеть там, где провалился биткоин

Как Facebook изменила информационные технологии

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Google остановил показы рекламы в России, Facebook заблокирован: что это значит для рекламного рынка
  2. 2 Слив в соцсетях: как избежать «вирусного» распространения нежелательного контента
  3. 3 Не заигрывайте с лайфстайлом: Как привлечь первого клиента через социальные сети
  4. 4 Запускать таргет в Instagram через личный кабинет в Facebook или внутри соцсети — какой вариант эффективнее?
  5. 5 Как увеличить выручку с помощью таргета в FB и Instagram? Кейс стоматологии