Истории

Курьеры в Мексике отслеживают риски с помощью карт Google и чатов в WhatsApp

Истории
Анна Полякова
Анна Полякова

Редактор (RB)

Вероника Елкина

В Мексике курьеров подстерегает множество опасностей: ежедневно они попадают в аварии и становятся жертвами грабителей. Чтобы обеспечить свою безопасность, сотрудники служб доставки обращаются к онлайн-картам и мессенджерам.

Курьеры в Мексике отслеживают риски с помощью карт Google и чатов в WhatsApp
Присоединиться

У таких компаний, как Rappi, DiDi и Uber, есть горячие линии, на которые работники могут позвонить и сообщить о травме или проблемах с клиентом. Sin Delantal предлагает чат для аналогичных ситуаций. У Uber и Rappi также есть планы страхования, которые в некоторых случаях покрывают медицинские расходы. Представитель Uber подчеркнул, что безопасность является главным приоритетом компании. «Мы вкладываемся в средства защиты, включая соответствующие функции в приложении, партнерства в области безопасности дорожного движения и надежную страховку, чтобы защитить курьеров, поскольку они получают гибкую зарплату. Все курьеры Uber Eats в Мексике — неважно, ездят они на велосипеде, мотоцикле или автомобиле, — застрахованы на случай травм, потери трудоспособности и смерти без каких-либо дополнительных взносов», — заявил он.

Однако сами работники говорят, что компании не всегда серьезно относятся к их проблемам, часто перенаправляя в чат или на электронную почту. А постоянное давление из-за стремления увеличить число доставок усугубляет риски: если курьер не едет по указанному адресу, потому что не чувствует себя в безопасности, его рейтинг в приложении может упасть. Таким образом, во время рискованных поездок люди предпочитают полагаться друг на друга, а не на горячие линии нанимателей.

Шесть сотрудников служб доставки рассказали, как они используют смартфоны для сбора данных об авариях, травмах, домогательствах и грабежах. Отправляясь в районы с высоким уровнем преступности, они контролируют перемещения друг друга в режиме реального времени с помощью WhatsApp. Кроме того, курьеры отмечают на картах Google места прошлых грабежей и адреса, которые лучше избегать.

Доставка еды стала популярной по всей Мексике. Uber Eats, колумбийская Rappi, китайская DiDi и Sin Delantal дали тысячам людей возможность сесть на велосипед или мотоцикл и начать работать. 

Но рисков очень много. Курьеров грабят под дулом пистолета, они гибнут в авариях. Женщины сталкиваются с домогательствами со стороны клиентов и сотрудников ресторанов.

Кроме того, в стране становится все больше убийств. В 2018 году в одном только Мехико было совершено 1421 убийство, что оказалось самым большим числом таких преступлений за год. Похищения и исчезновения тоже распространены. И 94% преступлений в Мехико никогда не раскрываются. Курьеры часто ощущают, что власти не способны их защитить.

Эдуардо Варгас Эскобар, профсоюзный организатор из Центра солидарности в Мексике, говорит, что водители и курьеры в Мексике считаются независимыми работниками как и в США. Это означает, что у них нет права на медицинское обслуживание, финансируемое государством или работодателем, нет права на оплачиваемый отпуск, а кроме того, их могут отстранить от работы без предупреждения.

«Никто не говорит о благополучии водителей, потому что компания не признает их сотрудниками. Кто их поддерживает? Они поддерживают друг друга», — сказал Варгас.

То же самое можно сказать и о сотрудниках служб доставки, которые вынуждены обращаться друг к другу, чтобы решить связанные с работой проблемы.

27 ноября 2018 года грузовик насмерть сбил Хосе Мануэля Матиаса Флореса, когда он доставлял заказ от Uber Eats. Два дня спустя курьеры провели акцию протеста возле полицейского управления Мехико.

«Многие из нас впервые встретились там», — вспоминает Гомес, сотрудник службы доставки, оказавшийся на месте трагедии. Гомес, который работал в Rappi и Uber Eats в течение трех лет, говорит, что во время протеста курьеры создали чат в WhatsApp, чтобы оставаться на связи. За год он превратился в нечто среднее между горячей линией и группой поддержки, получив название Ni un repartidor menos («Ни одним курьером меньше»).

По словам Гомеса, сегодня в WhatsApp есть четыре чата для курьеров из Мехико, в которые входит примерно тысяча человек. Каждый чат насчитывает до 250 участников, которые обмениваются информацией о местоположении, фотографиями и аудиосообщениями. Они используют мобильные телефоны для документирования несчастных случаев или злоупотреблений со стороны клиентов и сотрудников ресторанов.

Члены чатов в WhatsApp разработали коды для общения. Стикер с красной сиреной указывает на то, что курьер стал участником или свидетелем несчастного случая. Стикер с велосипедом и слова Comrade en route («Товарищ в пути») означают, что курьер совершает опасную поездку. Водители Uber в Мексике используют аналогичную систему, посылая эмодзи с глазами, чтобы предупредить других о своем подозрительном пассажире.

Ni un repartidor menos также собирает в Google Документах контактную информацию курьеров. Каждому из них в этом реестре присваивается номер, который нужно написать на рюкзаке перманентным маркером. В случае чрезвычайной ситуации другой член сообщества сможет найти имя пострадавшего и контакты его близких.

24-летний Антонио Морено, который ведет Facebook-страницу с мемами о доставке Malditos ciclistas/deliveryys, создал часто используемую карту Google, которая сообщает о местах ограбления курьеров. Недавно она сломалась, но Морено постепенно восстанавливает ее.

Ранее он был сотрудником колл-центра. По словам молодого человека, ему нравится весь день ездить на велосипеде и исследовать город. «Я бы хотел работать так всю жизнь, но это постоянный риск», — отметил Морено.

Стефани Рохас присоединилась к Ni un repartidor menos в мае 2019 года, после того как 4 мая курьер Раппи Химена Каллеяс погибла при столкновении с грузовиком. «Это произошло совсем недалеко от моего дома. Это могла бы быть я», — говорит Рохас.

Рохас, мать-одиночка, рано просыпается, чтобы помочь своему 12-летнему сыну собраться в школу. Затем она отправляется развозить заказы. Рохас считает, что это лучше ее прежней работы барменом, из-за которой она уставала и спала днем.

Этим летом она создала чат в WhatsApp специально для женщин-курьеров, в котором они могут задокументировать сексуальные домогательства на работе. Некоторые участницы чата рассказывают, что клиенты открывают дверь в нижнем белье или голые. Другие говорят, что сотрудники ресторанов сохраняют их номера телефонов и позже навязчиво пишут.

Рохас работает над обучением других курьеров и созданием пространств, в которых женщины смогут спокойно делиться своими проблемами. «Некоторые говорят, что я преувеличиваю, что это не настоящая проблема. Но это реальность. Уже сам факт, что мы женщины и мы идем на работу, ставит нас в опасное положение», — убеждена Рохас.

Лондонский социолог Джейми Вудкок, изучавший условия работы курьеров по всему миру, говорит, что «в Северном полушарии [гигономика] воспринимается как фактор, ухудшающий права сотрудников, но в Южном полушарии многие люди выходят из неформальной экономики на эти рабочие места».

Так обстоят дела и в Мексике, где нестабильность уже стала нормой для большинства работающих жителей страны. По состоянию на август 2019 года, 56% мексиканцев трудились в неформальном секторе экономики, без минимальной зарплаты и пособий. В стране, где минимальная зарплата составляет всего 102 песо в день ($5,3), вождение в Uber или доставка еды в Rappi могут оказаться привлекательной перспективой для работы.

Но людям часто некуда обратиться, если что-то идет не так. «В компаниях обычно есть руководители, менеджеры, целый слой людей для решения проблем. [Но на этих платформах] все идет сразу от 0 к 100, потому что нет никакой формы посредничества», — пояснил Вудкок.

Если курьеры не чувствуют себя в безопасности, они могут позвонить в службу поддержки и попросить отменить доставку. Однако окончательное решение остается за сотрудниками горячей линии. Если курьер откажется от заказа, приложение понизит его рейтинг, а это означает, что он может потерять и будущие заявки.

Uber Eats покрывает медицинские расходы, если курьер получает травму во время доставки, но не во время ожидания заказа. В приложении Uber также есть кнопка 911. Но Гомес и Варгас отметили, что полиция не слишком помогает и часто обвиняет в конфликте именно курьеров. DiDi Mexico, Sin Delantal и Rappi комментарии не предоставили.

Чтобы отстаивать свои права, группа энтузиастов сформировала Независимый профсоюз курьеров. Однако это объединение не будет обладать юридической силой, пока власти Мексики не признают людей, занимающихся доставкой, официальными работниками, а не независимыми подрядчиками.

Курьеры стараются объединяться по всему миру. В Аргентине и Великобритании они организовывали забастовки. В Великобритании курьеры Deliveroo протестовали, когда их базовая почасовая зарплата была заменена на плату за доставку. В июле этого года курьеры Glovo в Мендосе (Аргентина) на день прекратили работу, чтобы выразить недовольство аналогичными изменениями.

Даже без помощи правительства курьеры в Мехико делают некоторые успехи. В частности, Rappi и Uber Eats удовлетворили их требования по предоставлению медицинской страховки и объяснений причин блокировки.

Гомес выбирает самые вопиющие истории из чатов в WhatsApp и делится ими на страницах Ni и repartidor meno в Facebook и Twitter, привлекая внимание мексиканских СМИ. Представители сообщества курьеров также встречались с Rappi и Sin Delantal.

Группа Ni un repartidor meno считает, что она улучшает условия труда курьеров. В августе курьера Uber Eats Бирджилио Мартинеса сбил пьяный водитель, врачам пришлось ампутировать правую ногу. Когда семья Мартинеса узнала, что им придется оплачивать все медицинские расходы из своего кармана и только потом получать возмещение — а этого они себе позволить не могли —  Ni un repartidor meno обнародовал эту историю. Uber Mexico сообщил, что страховщик уже начал переводить платежи за медицинское обслуживание.

Побед становится все больше, и Рохас говорит, что, будучи частью организованной рабочей силы, она чувствует себя в безопасности. «Если придет день, когда мне понадобится помощь, я знаю, что кто-то точно откликнется. Если я пропаду, кто-то будет меня искать. Я не собираюсь стать еще одной исчезнувшей в городе женщиной», — заключила она.

Источник.

Фото на обложке: Glenn Harvey.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как определить плохого пассажира за 5 секунд: опыт водителя такси
  2. 2 «Я работаю таксистом в Uber с самого основания сервиса и едва свожу концы с концами»
  3. 3 Просили доставить заказ в школу, но клиента не отпустили с урока. Самые необычные случаи в доставке еды
  4. 4 «Временная подработка похожа на наркозависимость». История курьера, который подсел на заказы