Top.Mail.Ru
Истории

Как вести неприятные разговоры: советы от психолога

Истории
Анна Полякова
Анна Полякова

Редактор (RB)

Вероника Елкина

Пожалуй, всем знакомо желание избежать важного, но неудобного и потенциально конфликтного разговора. Подобные обсуждения вызывают страх из-за столкновения с противоположной точкой зрения и сильными эмоциями. Бесконечно откладывать неприятную беседу не получится, но есть способы облегчить свою участь.

Как вести неприятные разговоры: советы от психолога

Трудные разговоры вызывают стресс — будьте к этому готовы. Но какой бы взрывоопасной ни была тема, к ней нужно подойти спокойно. Ваше отношение к обсуждению может повлиять на его исход.

Часто один из собеседников реагирует слишком остро. Хуже, когда так делают оба собеседника. Для продуктивной беседы приручите свои эмоции, говорит доктор Альберт Дж. Бернстайн, клинический психолог с более чем 30-летним опытом работы. Он называет эмоциональную сторону нашего разума «мозгом динозавра».

«Если вы включаете мозг динозавра, то используете программу, которой шесть миллионов лет. Ничего хорошего из этого не выйдет: мозг динозавра другого человека поймет, что на него нападают, поэтому вы либо начнете сражаться, либо убежите, а ситуация перерастет в то, что я называю «Годзилла против Родана». Много криков, здания рушатся, а пользы мало», — пишет Бернстайн.

Когда вы спокойны, вы можете говорить медленнее, лучше отвечать или искать решение проблемы. Когда нет спешки, вы можете думать, а не реагировать.

«Когда люди злятся или нападают на вас, очень легко дать отпор или убежать, но вместо этого следует задействовать мозг», — считает психолог.

Люди ожидают, что вы тоже будете спорить или кричать, но если вы сохраните самообладание, они начнут думать, а это сломает схему разговора. Это заставит собеседников выключить «мозга динозавров» и включить мышление, превращая беседу в рациональное взаимодействие, уверен Бернстайн.

«Если вы хотите ладить с окружающими и понимать происходящее, то каждый раз, когда кто-то что-то вам говорит, спрашивайте себя: ″Почему я это от него слышу? Что с ним случилось?″ Это путь к осознанию, путь к вашей цели, а также путь к состраданию. Вместо того чтобы судить человека, попытайтесь понять его», — советует он.

Когда вы установили контакт, слушайте, а не судите и не обвиняйте. Сосредоточение на вине мешает нам увидеть истинную причину проблемы и сделать что-то для ее решения.

Фото: Unsplash

Не объясняйте, а задавайте вопросы. Другой человек будет интерпретировать ваши объяснения как скрытую форму борьбы, утверждает Бернстайн.

«Объяснение — это почти всегда замаскированная форма спора. Большинство объяснений будут звучать так: ″Если вы поймете ситуацию, то увидите, что я прав, а вы нет″. Это атака, способ достижения превосходства. Мы ведем себя так, будто четкое объяснение нашей позиции заставит другого человека ее принять. Я никогда не видел, чтобы это работало. Одно из главных правил: если вы хотите ладить с людьми, то спрашивайте, а не утверждайте», — пишет психолог.

Подходите к разговору с любопытством, а не с осуждением. Просите разъяснений. «Я не уверен, что понял вас. Не могли бы вы помочь мне разобраться?»

Сосредоточьтесь на том, что слышите, а не на том, что говорите. Ваше искреннее внимание побудит собеседника к размышлению.

«Во время сложного разговора не нужно много говорить. Вместо этого слушайте, размышляйте и наблюдайте», — пишет Джоэл Гарфинкель, автор книги Difficult Conversations: Practical Tactics for Crucial Communication.

Внимательность к собеседнику позволяет лучше справляться с неприятными обсуждениями, потому что вы даете другому человеку возможность выразить себя. Почувствовав, что его услышали, он начинает слушать и сам.

Тяжелые разговоры являются неотъемлемой частью жизни. Мы должны управлять ими и двигаться дальше. Избегание неприятных бесед может повредить вашим отношениям, поэтому пообещайте себе никогда их не откладывать.

Ведение сложного разговора — это искусство. Практикуйтесь, и у вас будет получаться все лучше и лучше.

Источник.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как избавиться от дурной привычки перебивать собеседника
  2. 2 5 слов и фраз, которые обесценивают ваше мнение в глазах собеседника
  3. 3 Как узнать, что о вас думают коллеги
  4. 4 5 мифов о том, как произвести хорошее первое впечатление