Как Facebook строит центр реагирования на чрезвычайные ситуации

Расскажите друзьям
Полина Тодорова

3 апреля, во время теракта в Санкт-Петербурге, жители города стали получать уведомления в Facebook с предложением сообщить о своей безопасности. Именно тогда функцию safety check впервые активировали в России, и для многих это стало единственным быстрым способом убедиться в том, что с друзьями все в порядке. 

В октябре прошлого года в журнале Wired вышла статья о планах Facebook по созданию центра реагирования на чрезвычайные ситуации, в центре которых стояла та самая «проверка безопасности». Мы решили опубликовать сокращенный перевод этого текста. 

Когда в июне 2015 года в Орландо произошла стрельба в ночном клубе, жители города получили в Facebook необычное сообщение со словами: «Вы в порядке? Похоже, что вы находитесь в зоне, рядом с которой происходит стрельба в Орландо, штат Флорида. Сообщите вашим друзьям, что вы в безопасности».

Социальная сеть предлагала два варианта ответа на это сообщение — «Я в безопасности» или «Я нахожусь в другом месте». Именно тогда Facebook впервые использовала в США свою новую функцию «Проверка безопасности».

Эта функция уже использовалась в 2014 году в Филиппинах, когда на страну обрушился тайфун Руби. С тех пор уведомления «Проверки безопасности» увидели миллиарды людей по всему миру, то есть 14% всего населения Земли. По словам Патрика Мейера, эксперта по технологиям и кризисным ситуациям, «Проверка безопасности» значительно помогает людям, оказавшимся в зонах происшествий — эта функция помогает им узнать о состоянии близких в опасной ситуации, причем с невиданной ранее скоростью. Однако Facebook планирует превратить «Проверку безопасности» в нечто большее.

Кэтрин Ву, руководитель разработки «Проверки безопасности», сообщила, что компания хочет превратить функцию в так называемый кризисный хаб: общее хранилище информации о текущей ситуации, которая будет обновляться в реальном времени. Этот хаб не только поможет людям узнать о состоянии своих близких, но и будет отслеживать последние новости, слухи и, возможно, прямые трансляции с места событий. «Мы уже занимаемся этим в Facebook», — сказала Ву. Благодаря алгоритмам компании вся необходимая информация будет объединяться в один поток, генерируемый по мере того, как люди обсуждают в социальной сети последние события.

facebook

Слева направо: Яэль Магуайр, глава подразделения Facebook Connectivity Lab; Наоми Гляйт, руководитель Social Good; Марк Цукерберг, глава Facebook, и Фиджи Саймо, директор по продукту Facebook Live. Фото: Дэн Уинтерс.

Но есть одна серьезная проблема. Вот уже многие годы люди ищут в социальных сетях информацию о том, что происходит в кризисной ситуации. Даже гуманитарные организации и скорая помощь следят за хэштегами и смотрят видео с места событий, чтобы составить картину происходящего. Но информация может обновляться слишком быстро и хаотично. Например, во время взрывов на Бостонском марафоне в социальных сетях не было никакого специального хэштега, и следить за событиями было нелегко. Кризисный хаб Facebook поможет найти и собрать воедино всю необходимую информацию о происшествиях.

А иногда из зоны происшествия не поступает никаких данных, потому что там отключился интернет, как, например, было в большей части Нью-Йорка и Нью-Джерси, когда в 2012 году на США обрушился ураган Сэнди. Facebook планирует решить и эту проблему: в последние два с половиной года компания работает над проектом дронов, которые будут раздавать интернет по воздуху. Изначально проект нацелен на расширение аудитории Facebook по всему миру, но команда разработчиков также думает использовать эту технологию в зонах бедствий, где пропал доступ к интернету.

Facebook быстро превратилась в одно из самых важных средств по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях. Когда в ноябре 2013 года на Филиппины обрушился тайфун Хайян, команда Facebook, занимавшаяся онлайн-платежами, создала средство для сбора денег в Красный Крест для оказания помощи пострадавшим. Именно тогда разработчики задумались, как же еще они могут помочь людям в чрезвычайной ситуации.

В итоге после 72-часового хакатона появилась первая версия «Проверки безопасности» (тогда функция называлась «Кризисным центром»). Затем прототип попал к Марку Цукербергу.

Так выглядела страница проверки безопасности во время теракта в Санкт-Петербурге

В октябре 2014 Facebook официально представила функцию «Проверка безопасности» под крылом нового отдела компании под названием Social Good. Согласно официальному описанию, «Проверка безопасности» представляла собой «простой способ сообщить о том, что с вами все в порядке и узнать о состоянии других людей» во время чрезвычайных ситуаций. В следующем году компания несколько раз использовала свой новый сервис в разных странах во время природных катаклизмов: землетрясений в Афганистане, Чили и Непале, тропического циклона Пэм в южной части Тихого океана и тайфуна Руби на Филиппинах.

Затем компания сменила тактику. В ноябре 2015 года Social Good использовала «Проверку безопасности» во время терактов в Париже. Именно тогда Facebook впервые активировала свою функцию не из-за природных катаклизмов. На удивление, этот шаг вызвал противоречивую реакцию общества.

Дело в том, что за день до событий в Париже произошли теракты в Бейруте, а на следующий день — в Багдаде. Однако больше всего обсуждались происшествия именно в Париже. Из-за того что Facebook включила функцию «Проверки безопасности», компанию обвинили в том, что ее больше заботят дела на Западе, чем в других частях мира.

Цукерберг принес публичные извинения и заявил, что компания «постарается помочь нуждающимся в максимально возможном количестве ситуаций». И он выполнил свои обещания — во время стрельбы в Орландо Facebook протестировала новую версию своей функции.

facebook

Проверка безопасности Facebook

Новая версия использовала алгоритм, отслеживающий канал новостей о чрезвычайных ситуациях, который представляет собой стороннюю программу, собирающую информацию из полицейских участков, метеорологических станций и прочих организаций. Еще один алгоритм «Проверки безопасности» находил людей, которые находятся в зоне происшествия и обсуждают случившееся на Facebook. Если достаточное количество человек писало о событии, система автоматически присылала им уведомление с просьбой сообщить, находятся ли они в безопасности, и предложением узнать о состоянии других людей.

Во время событий в Орландо алгоритмы Facebook сработали автоматически в 3:47, через 11 минут после того, как полиция официально сообщила о стрельбе в клубе. Центры оказания помощи пострадавшим публиковали в своих группах Facebook информацию о том, как можно сдать кровь для пострадавших и узнать состояние пропавших людей.

Facebook планирует облегчить работу таких центров с помощью своих новых кризисных хабов. Обычно стоит пострадавшим выйти в интернет, они сразу же заходят в Facebook. Кризисный центр поможет собрать всю необходимую информацию для них воедино и во многом этому поможет функция прямых трансляций Facebook Live.

Какое-то время самой популярной была трансляция из офиса BuzzFeed, где сотрудники издания пытались взорвать арбуз с помощью резинок. Настоящий потенциал функции раскрылся спустя несколько месяцев, когда женщина по имени Даймонд Рейнольдс в прямом эфире показала, как полицейский застрелил ее парня. Компания такого не ожидала, но поняла, что следует обратить внимание на такие прямые включения с места событий.

Специалисты по реагированию в чрезвычайных ситуациях уже пользуются Facebook Live и другими сервисами прямых трансляций, чтобы следить за обстановкой и отправлять службы в необходимые места.  Прямые трансляции действуют эффективнее любого официального оповещения. «Одно дело услышать о том, что какая-нибудь дорога перекрыта, а другое — увидеть своими глазами то, что она обвалилась», — считает Дон Кэмпбелл, руководитель отдела по чрезвычайным ситуациям в Северной Каролине.

Кризисные хабы Facebook помогут людям предпринимать правильные действия в чрезвычайных ситуациях. Но только если на месте события будет работать интернет.

Именно поэтому с 2014 года в Южной Калифорнии работает подразделение Facebook Connectivity Lab, которое занимается разработкой дронов Aquila, раздающих интернет по воздуху. Изначально проект задумывался как способ проведения интернета в те уголки мира, где его нет, но потом разработчики поняли, что могут использовать свои дроны для раздачи интернета в местах чрезвычайных происшествий.

facebook

Одна из антенн Connectivity Labs. Фото: Wired

Эта идея пришла в голову не только сотрудникам Facebook — Google уже давно работает над проектом раздачи интернета с помощью аэростатов. По словам представителей Красного Креста, во время происшествий информация также необходима пострадавшим, как еда, вода и кров. Ее отсутствие может привести к катастрофе. Если вдруг произойдет землетрясение, ураган или теракт, дрон Facebook сможет быстро прилететь на место события.

Сотрудники аварийно-спасательных служб беспокоятся, что какая-то одна крупная компания может контролировать доступ к интернету на месте происшествия. Но Facebook спешит развеять их опасения — схемы дронов и антенн будут находиться в открытом доступе, так что любая организация, включая Красный Крест, и интернет-провайдеры, смогут собрать подобное оборудование. В идеале на месте событий будут постоянно кружить сотни или тысячи дронов, создающих подключение к интернету.

Возможно, эти планы выглядят футуристическими, но Facebook не планирует на этом останавливаться. С помощью Facebook Live и «Проверки безопасности» компания хочет составлять карту, по которой можно будет понять, кто где находится и почему, а также узнать, кто в безопасности, а кто нет. Во время чрезвычайных ситуаций в сети появляется огромное количество информации, в которой очень трудно разобраться. Благодаря современным технологиям машинного обучения можно будет отследить определенные шаблоны ситуаций и сформировать четкую картину событий.


Примечание редактора: во время теракта в петербургском метро 3 апреля Facebook активировал функцию «проверки безопасности». Позже в этот же день подобную функцию запустили «ВКонтакте» и Одноклассники: пользователям, находящимся в Санкт-Петербурге, приходило личное сообщение с просьбой подтвердить, что с ними все в порядке. После ответа «да» сообщение «Со мной все в порядке» автоматически публиковалось на странице пользователя. 7 апреля функция проверки безопасности была запущена «ВКонтакте» во второй раз — во время теракта в Стокгольме. В целом подобные сообщения получили примерно три тысячи пользователей. В автоматическом ответе от соцсети также был телефон посольства России в Швеции.

Источник.


Материалы по теме:

«ВКонтакте» впервые запустила аналог «проверки безопасности» из Facebook вне России

В США к годовщине 9/11 представили приложение для поиска укрытия

На фоне терактов Facebook согласился чаще включать «Проверку безопасности»

Цукерберг объяснил, почему Facebook активировала проверку безопасности для Парижа, но не Бейрута



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события