Интервью

«Упоротость» создавать проблемы и бизнес «по понятиям»: что мешает русским вырастить «единорога» в США

Интервью
Влада Стеканова
Влада Стеканова

Редактор разделов «Карьера» и «Лайфстайл»

Влада Стеканова

Юрист Дмитрий Дубограев первый раз оказался в США 30 лет назад и вскоре решил переехать туда из Беларуси. Для рубрики «Карьеристы» он рассказал, с какими сложностями столкнулся в новой стране, как основал собственную юридическую фирму и что больше всего его удивляет в американцах.

«Упоротость» создавать проблемы и бизнес «по понятиям»: что мешает русским вырастить «единорога» в США

О переезде

Впервые я приехал в США в 1988 году по программе обмена — одной из первых между Штатами и Советским Союзом. Мне повезло попасть туда как представителю Беларуси благодаря выбору преподавателей: я выиграл республиканскую олимпиаду среди юристов, к тому же довольно сносно говорил по-английски и до этого побеждал в школе на олимпиадах по английскому языку — спасибо моему увлечению рок-музыкой и чтению детективов в оригинале.

Дмитрий Дубограев. Фото: facebook.com/vvs23

Год обучения там перевернул мое мировоззрение и подогрел тягу к знаниям вне марксистских теорий. Вернувшись и окончив юрфак БГУ, я решил продолжить покорение Америки и поступил в правовую школу Университета Вашингтона и Ли. Мне помогли неплохие оценки во время программы обмена, красный диплом БГУ, один из лучших в СССР результатов TOEFL и рекомендации преподавателей из Минска и США.

Продажи видеомагнитофона хватило на три билета в США, и в 1991 году, почти за неделю до августовского путча, я с женой и трехлетним сыном приехал туда на учебу — с двумя чемоданами (в основном с подарками) и 108 долларами в кармане.

Если кто-то скажет, что переехал без проблем и у него все сразу сложилось как по маслу, — это сказки: всегда тяжело в финансовом, юридическом и бытовом плане.

Мы все начали с нуля, и это было нелегко: у нас не было родственников и друзей, на которых можно заранее надеяться, не было кредитной истории — а иногда создается ощущение, что в Америке кредитка едва ли не важнее лучшего друга, с которым играл в одной песочнице.

Фото: личный архив Дмитрия Дубограева

Переезжая в США, морально готовьтесь грести против течения энное количество месяцев, а то и лет. Чтобы чего-то достичь, здесь действительно придется много работать, как говорится, «нужно бежать со всех ног, чтобы хотя бы оставаться на месте».

О создании собственной фирмы

В 1994 году я окончил университет со степенью доктора права (Juris Doctor) и получил лицензию адвоката в штате Вирджиния и в Вашингтоне. Потом семь лет работал в двух крупнейших юридических фирмах США, клиентами которых были не только американские гиганты вроде Starbucks, Philip Morris, Food Lion, но и российские компании, начавшие выходить на рынок США: «Энергомаш», «Лукойл», «Татнефть».

Фото: facebook.com/FondSkolkovo

Идею открыть собственную фирму я вынашивал долго. В 2001 году я 11 сентября летел над Нью-Йорком — наш самолет в итоге развернули в сторону Канадского Арктического архипелага — и понял, что свои мечты нужно осуществлять здесь и сейчас, а не тогда, когда можно «постелить соломку». Вернувшись из Канады, я подал заявление об уходе и вместе с партнерами в Москве и Париже основал компанию femida.us, открыл офис в пригороде Вашингтона. С самого начала целью было представлять интересы инноваторов, технологических стартапов, так называемых «ботаников», которых напрямую или косвенно притесняло государство или конкуренты.

Особенности ведения бизнеса в США

Один из моих клиентов, проработав в разных странах, как-то сказал: «Запомни, только в Америке к бизнесу относятся, как к бизнесу!». Это замечание справедливо: американское государство в меньшей степени вставляет палки в колеса и дает возможность спокойно развиваться любому, даже самому маленькому бизнесу. В США можно добиться успеха, фактически не соприкасаясь с государством, если не считать уплату налогов.

Фото: facebook.com/SocialityRocks

Да, американская государственная система тоже может показаться бюрократической, но это не идет ни в какое сравнение с европейской или российской, и в Америке практически невозможно дать взятку. Нам часто удается получать госконтракты и выигрывать крупные тендеры для клиентов, просто играя по правилам.

Немаловажный аспект — в США фактически отсутствует привычный нашему пониманию гражданский кодекс, поэтому необходимы предварительные переговоры и грамотно составленные контракты.

Если вы скажете американцу, что договор для вас не важен и вообще формальность, он в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Подобный настрой у выходцев из бывшего СССР — одна из причин, почему многие их бизнесы терпят крах.

Фото: facebook.com/CEE.SECR

Для американцев контракт — это не бумажка, которую нужно отнести в банк для получения денежного перевода, а ключевая договоренность о структуре взаимодействия между людьми с предсказуемыми последствиями за несоблюдение взаимных обещаний.

Важная особенность — непредвзятость судебной системы в США. В нашей юридической практике удается вести переговоры на равных, даже если мы представляем интерес небольшой компании. И когда дело доходит до суда, для судьи не имеет абсолютно никакого значения, монстр ли ты на рынке или маленький стартап.  

Как мешает менталитет 

У русских, белорусов и украинцев есть какая-то особая предрасположенность и «упоротость» создавать самим себе проблемы. Это идет от самонадеянности и убежденности в том, что они смогут все сами и по-своему, игнорируя правила и традиции другой страны и культуры, не изучая новые бизнес-процессы. Я считаю, именно поэтому среди русских компаний здесь практически нет «единорогов».

Фото: facebook.com/dmitri.dubograev

Зачастую русские игнорируют правила поведения на рынке, не защищают свои интересы и не осознают необходимость подчиняться правовой системе в принципе. Для примера: в США количество патентов, поданных от имени китайских компаний, превосходит количество российских заявок в 20 (!) раз — и это притом что способность китайцев вести независимые исследования часто ставится под сомнение. А наши талантливейшие умы продолжают надеяться и вести бизнес кустарным способом, проигрывая войны интеллектуальной собственности.

У российских бизнесменов почему-то до сих пор считается постыдным обращаться к юристу — только когда попал в какую-то беду. В США же юристы помогают с самой архитектурой бизнеса, а не только выручают в тяжелых ситуациях.

В нашей практике был такой кейс: одна компания стала использовать компонент без приобретения лицензии, и при выявлении нарушения стоимость улаживания конфликта составила несколько десятков тысяч долларов. Но компания решила, что сможет договориться самостоятельно, без помощи юристов, а правообладатель потом поднял ставки до семизначных цифр. Результатом затяжных переговоров оказалось не снижение «цены вопроса», а ее увеличение более чем в 20 раз. И только тогда компания «созрела» обратиться к юристу. Хотя всего этого можно было избежать и сохранить лицо, наступив на горло собственной (непонятно чем вызванной) гордыне.

Фото: facebook.com/evgeniy.baryshnikov

Кстати, в США существует «правило первого бесплатного укуса собаки» (one free bite rule). То есть при правильном поведении, принятии вины и предупредительных мер тебя первый раз могут простить, однако необходимо доказать, что будет сделано все возможное, чтобы это не повторилось впредь. А если повторится, то последствия уже серьезнее.

Советы тем, кто хочет переехать в США

  • Первым делом обязательно выучите или подтяните знание английского языка до высокого уровня.
  • Стремитесь к образованию и самообразованию.
  • Пытайтесь понять и принять все новые социальные нормы. Поначалу очень непривычно ходить по улице, где незнакомые люди тебе улыбаются. И ты понимаешь, что улыбка показная, но все равно приятно.
  • Оставьте багаж русских привычек дома! Деловые отношения в Америке строятся не «по понятиям», не на неформальных соглашениях и «честных словах», как дома, а на соблюдении законов. Капиталистическая система США совершенствуется уже сотни лет, и существуют миллиарды вариаций контрактов и договоров, которые защищают бизнес-единицы. То есть государственная и контрактная система построены таким образом, что тебе банально выгоднее играть по правилам, нежели нарушать закон или контракт.

Что приятно удивило

Больше всего в Америке удивляет разнообразие и свобода: ты чувствуешь, что все можешь, нет предела ни вниз, ни вверх, особенно еcли перенять американскую трудоспособность и навыки ведения бизнеса.

Американцы — воплощение поговорки «хорошие заборы делают хороших соседей»: личная защищенность и свобода делают их доброжелательнее.

Нигде в мире нет такого уровня социального участия и активности в благотворительных организациях, как в США.

Люди годами стоят в очереди на усыновление детей, а доля покупки собак составляет всего 25% — большинство берет к себе животных из приютов, что считается социально ответственным действием. При этом любая жестокость к животным строго карается по закону.

В Америке не принято так кичиться достатком, как в России. Мы живем и работаем в пригороде Вашингтона, где в продуктовом магазине по соседству можно встретить как высокопоставленного чиновника или министра, так и простого строителя — и они дружно помогут, если необходимо, даже взвесить морковку.  

Экс-губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер в гипермаркете Walmart. Фото: instagram.com/schwarzenegger

Да, преуспевающие люди ездят на лучших автомобилях и могут позволить себе жилье в более престижных районах. Есть и те, кто владеет автопарком из Ferrari и Lamborghini, подбирает авто под цвет галстука или сумки. Но даже наличие модных «игрушек» и миллионы на счетах не поднимают американцев в их собственных глазах и не создают касту неприкасаемых, которым непозволительно общаться или жить в одном измерении с плебеями, как это бывает в России.

Еще 3 факта об американцах

  • В Америке тяжело завести близких друзей, хотя американцы открытые и проблем с расширением круга общения нет. То есть здесь все всем друзья, но даже спустя много лет сложно найти именно близких друзей, которые могут прийти на помощь в любую минуту и с которыми можно поговорить по душам.

Фото: facebook.com/dmitri.dubograev

  • У американцев не принято говорить о политике — тем более сейчас, когда страна сильно расколота на два лагеря — и жаловаться, то есть вешать на друзей свои проблемы и переживания. Здесь за свои поступки несут личную ответственность, не ищут оправданий в стиле «да везде плохо» или «а вот те еще хуже делают».
  • Американцы — непревзойденные маркетологи. Здесь умеют коммерциализировать все и вся. Вот в России недавно прошел прекрасный чемпионат мира по футболу, но даже за месяц до его начала в аэропортах можно было купить разве что три вида кукол, два вида брелоков и стакан — и все по неимоверно высокой цене. У любого американского колледжа с собственной командой по футболу есть несколько десятков тысяч (!) наименований товаров с фирменным логотипом — то есть как свой огромный супермаркет. Когда хоккейный клуб «Вашингтон Кэпиталз» впервые выиграл Кубок Стэнли, чемпионская кепка с их лого появилась на голове капитана Александра Овечкина через 5 минут после финального свистка. А заказать эту кепку можно было уже в первом коммерческом перерыве во время награждения команды. Чувствуете разницу?

Александр Овечкин и Дмитрий Дубограев. Фото: личный архив Дмитрия Дубограева

О ценности американского образования

Даже если вы окончили с красным дипломом самый престижный вуз своей страны, в большинстве случаев крутое место работы получит соискатель с американским дипломом. Для некоторых профессий, правда, есть исключение: в США очень востребованы программисты и им, в том числе выходцам из России, Беларуси и Украины, довольно легко получить работу.

Гуманитарное и бизнес-образование, полученное в странах бывшего СССР, в США практически бесполезно или неконкурентоспособно — это одна из причин, почему я решил учиться на юриста в США с нуля. То же самое ожидает и иные профессии вне STEM (science, technology, engineering, mathematics).

Разница в образовании между БГУ и правовой школой при университете Washington and Lee колоссальная. Если в белорусском вузе учили общим понятиям и умению красиво разглагольствовать на экзаменах, запоминать теории и номера статей, то в США мы прежде всего разбирали дела, нас учили критически мыслить, убеждать, анализировать и делать выводы — именно с уклоном в практику, а не теорию. При этом все экзамены письменные, поэтому профессору зубы особо не заговоришь, знания оцениваются объективно.

Фото: facebook.com/CEE.SECR

Самое интересное и необычное — уровень доверия к студентам. У нас в правовой школе ни на одном экзамене ни разу не присутствовал преподаватель: он давал задание и уходил. Были даже ситуации, когда тест раздавали в конвертах, на которых было написано «завершить экзамен в течение шести часов после открытия конверта, не пользоваться литературой, которой вы не пользовались во время семестра, принести ответы утром в понедельник». Каждый тест ты подписываешь «клянусь своей честью, что я не обманывал на этом экзамене».

Сама мысль о списывании или обмане преподавателя вызывает холодный пот, потому что это сразу волчий билет и конец любой карьере и образованию.

Но такая «система чести» основана не на страхе, а на понимании того, что тебя считают человеком, который достоин доверия и будет честно конкурировать со своими сверстниками.

Об образе жизни и ностальгии по сладкой вате

В США очень легко пережить детство еще раз. Чем бы вы ни хотели заниматься, все в вашем распоряжении: не наигрался в хоккей? — бери клюшку, коньки и играй. Здесь огромное количество рекреационных центров, где бесплатно или за символическую плату можно играть в теннис, волейбол, футбол, ходить в бассейн и прочее.

Американцы повально занимаются спортом и физкультурой, в любое время дня бегают, катаются на велосипеде и т. д.

Наша семья очень любит путешествовать: как по Америке, так и за рубежом. В США очень много красивых мест и национальных парков. А самое замечательное — за полтора часа можно доехать как до океана, так и до гор. Также здесь множество музеев, чаще всего бесплатных.

Фото: facebook.com/oleg.fedorov.5

Но несмотря на все разнообразие и прелести американской жизни, все равно есть вещи, которых здесь не хватает. Моим большим разочарованием стало отсутствие здесь белорусского крыжовника. А еще каждый раз, приезжая обратно в Беларусь к родственникам, я обязательно покупаю сахарную вату.

Фото: facebook.com/masha.dubograeva

В Америке она не совсем такая, хотя я все равно часто ее покупаю, даже если идем с друзьями на хоккей и все берут пиво. Недавно мне на день рождения подарили аппарат для сахарной ваты — надо будет попробовать белорусские рецепты.


16 августа маркетолог и PR-консультант Мария Подоляк обсудила с Дмитрием Дубограевым, как юридически правильно открыть свою фирму и вести бизнес в США. Смотрите запись трансляции.



Материалы по теме:

«Я живу в Португалии и работаю по 4 часа в день»

«Надо быстрее думать и действовать»: сооснователь стартапа OCO Андрей Габисов рассказал о конкуренции в Нью-Йорке

Программист Badoo — о переезде и жизни в Лондоне

«Провалиться здесь – норма»: российский стартапер — о жизни в Кремниевой долине

Денис Федоряев — молодой предприниматель из списка Forbes — рассказал, как построил карьеру в Копенгагене

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Образование и жизнь в Милане: «В студенческой столовой можно купить пиво»
  2. 2 «Если я получил работу в 19 лет, то могу добиться большего». История студента из Бийска, уехавшего в Пизу
  3. 3 «IT — это отрасль, в которую я до сих пор не могу поверить»: как наладчик станков с ЧПУ стал программистом
  4. 4 Инна Друзь: «Тут все живут в быстром темпе, даже дети»
  5. 5 «Боевая подруга — самое верное описание отношения к девушкам в Wargaming». Как женщины работают в игровой индустрии
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти