Применение виртуальной реальности не исчерпывается одной только игровой индустрией. Журналист TechCrunch Пит Сена уверен: новая гибридная реальность изменит и условия, способы и эффективность нашей работы.
Недавний отчёт, предоставленный инвестиционным банком Goldman Sachs, предсказывает, что в ближайшие десять лет общий объём рынка устройств виртуальной реальности увеличится до 80 миллиардов долларов США. Согласно базовым расчётам, адаптация общества к технологии будет довольно медленной в сравнении, к примеру, со смартфонами и планшетами. Однако, согласно тому же отчёту, «с развитием технологий цены на оборудование будут постоянно снижаться, а рынок соответствующих приложений (потребительских и бизнес-приложений) вырвется на глобальные просторы. Мы считаем, что у сегмента виртуальной и дополненной реальности есть все шансы стать многомиллиардной индустрией, повлияв на рынок так же, как в своё время на него повлияло появление персонального компьютера».
Разговоры вокруг ВР и ДР фокусируются, в основном, на игровой индустрии. В отчёте Goldman предполагается, что ей будет принадлежать меньшая часть нового рынка программного обеспечения. Любому геймеру приятно фантазировать на тему того, как он наденет шлем виртуальной реальности и погрузится в любимые виртуальные миры. Глупо, впрочем, сводить всё к играм, когда у технологии есть возможность создания гибридных реальностей для бизнеса и индустрии.
Используя классические аналоговые двумерные методы работы в сочетании с новой смешанной реальностью мы можем внести серьёзные изменения в нашу коммуникацию, сотрудничество и творчество. В задачи бизнеса скоро войдёт создание более ценного опыта, а не более глубокого погружения.
Разрушение привычных способов коммуникации
Почтальоны были в свое время заменены телеграфом, на смену телефону пришёл интернет, а классические телефонные конференции были заменены видеоконференциями в формате VoIP и технологиями удалённого доступа к компьютеру.
Ещё до интернета историческое развитие технологий дальней связи всегда тянулось к воссозданию самого привычного способа человеческой коммуникации: лицом к лицу. Телеграф не включал в себя голосовое общение, но его сравнительная быстрота была первым шагом к получению мгновенного ответа.
Интересно, что первая фраза, которую в 1876 году Александр Белл передал по телефону своему ассистенту Томасу Уотсону, звучала так: «Мистер Уотсон, зайдите ко мне, я хочу с вами поговорить».
Но сегодня большая часть интернет-коммуникации лишена визуального, телесного и голосового контакта, характерного для общения тет-а-тет. Впрочем, мы можем передавать такой сложный комплекс эмоций с помощью элементов интернет-коммуникации (фото, видео, мемов, гифов, статей и так далее), что создает ее неоспоримую ценность.
Зачем звонить другу и рассказывать, на каком крутом концерте ты побывал, если можно просто обновить статус в соцсети, и все твои друзья будут в курсе, где ты был? Одновременно с этим ты постишь видео, где поёшь любимую песню вместе с исполнителем.
Тем не менее, существует такая вещь, как разрыв связи. И достаточно почитать комментарии, чтобы понять, что эта проблема сегодня сильно преуменьшается.
Не поймите неправильно: подключённый мир лучше того, что был до него. Я полностью разделяю миссию, которую называл Марк Цукерберг и которую прекрасно резюмировали на сайте Internet.org:
«Интернет крайне важен для расширения нашего знания и для возможности им делиться. Для многих из нас он стал важной частью жизни. Однако большая часть планеты до сих пор не имеет к нему доступа. Internet.org — инициатива от создателей Facebook, целью которой является подключение к интернету двух третей планеты, у которых его нет. Представьте себе, насколько полезным может оказаться прогноз погоды для фермера, который собрался сеять пшеницу, или какое значение может иметь онлайн-энциклопедия для ребёнка, у которого нет доступа к книгам. Теперь представьте, что бы они могли подарить миру, если бы их голоса звучали в Сети наравне с нашими. Чем больше связей, тем лучше становится жизнь».
Но чем сильнее наша связь с Сетью, тем важнее, чтобы она была постоянной и качественной. Опыт виртуальной, дополненной или смешанной реальностей, которые существуют на пересечении реального и цифрового миров, вернёт нашей коммуникации общение лицом к лицу.
Не путайте этот виртуальный опыт с научной фантастикой и применением виртуальных технологий в игровой индустрии, где вы получаете лишь суррогат, который существует в совершенной иной альтернативной вселенной. Смешанная, или гибридная, реальность смешивает миры для создания новой среды, в которой бы реальные и виртуальные предметы могли бы сосуществовать одновременно.
Я не предлагаю для этого подключиться к Матрице. Я имею в виду двух людей, которые одевают ВР-шлемы, чтобы поделиться друг с другом чем-то важным: посидеть рядом и полистать фотоальбом, посетить вместе какое-то памятное место, просто пообщаться лицом к лицу. Пять или десять лет назад мы общались с помощью текста, сейчас — с помощью фото и видео, завтра с помощью ВР мы сможем делиться опытом напрямую.
Что это означает для будущих рабочих мест?
Как минимум, эволюцию совместной работы. Смешанная реальность позволит удалённым командам со всего мира работать в одном пространстве для решения корпоративных задач. Работник, находящийся в любой точке мира, сможет нацепить ВР-шлем, звукопоглощающие наушники, и войти в общее рабочее пространство.
Языковой барьер станет ненужным, поскольку ДР-приложения способны давать перевод в реальном времени. Представьте, что Google Translate переводит в реальном времени разговор двух или трёх людей.
Это также означает, что рабочая сила станет гибче. Несмотря на то, что многие работодатели до сих пор используют классическую схему офисного присутствия и жёсткого графика, существуют доказательства того, что большая независимость ведёт к росту продуктивности сотрудника. Кому-то важно, чтобы вокруг него был шум, кто-то предпочитает работать в тишине, кто-то работает лучше утром, а кому-то хорошо ночью.
Также автономия важна в вопросах обработки информации. А это классическая модель обучения, делящая людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Визуалам лучше подойдёт погружение и оптическая стимуляция гибридной реальности. Аудиалам подойдёт возможность фильтровать шум, которым отличается любой современный офис. Кинестетикам, которые лучше обучаются в движении, физическом контакте и делании, смогут расширить свои возможности с помощью смешанной реальности. Видеоконференции для кинестетиков можно заменить на интерактивную тактильную модель работы с виртуальной аудиторной доской.
Эта автономность в том, где, когда и как работать, послужит увеличению продуктивности, поскольку будет поощрять выполнение задач в удобном для каждого режиме. Кроме того, сотрудник сможет работать в «потоке», полностью погрузившись в процесс.
«Поток» придуман американским психологом венгерского происхождения Михаем Чиксентмихайи. Это «ментальное состояние, когда человек полностью погружен в работу, сосредоточен, вовлечен всем своим телом, получая при этом невероятное удовольствие от процесса». Это состояние, кстати, известно геймерам, поскольку разработка игр как раз и подразумевает полное погружение в игровой процесс, когда часы пролетают незаметно.
Чиксентмихайи считает, что «войти в поток» и «оставаться в зоне» можно, сохраняя баланс между задачами и возможностями человека. Если задачи трудновыполнимы, то человека накроет беспокойство. Если всё окажется слишком лёгким, вам просто будет скучно.
Для современного работника колебания между тревогой и скукой стали обычным делом. Мы пытаемся совместить погружение в новый проект, ответы на электронные письма, переписку с друзьями и реагирование на бесконечное «у вас не найдётся минутки», и всё это, не совершая ни одной ошибки. Как тут сохранять спокойствие? Стресс переполняет нас.
Когда же мы сдаём проект и ждём, пока его оценит клиент или руководство, коммуникационные каналы затихают на время. Вот тут накатывает скука.
Гибридная реальность может индуцировать состояние потока у человека благодаря специально разработанной рабочей среде, позволяющей сочетать подходящие стимулы, возможности работника и стиль обучения. Впрочем, куда важнее то, что дополненная реальность может снизить колебания между стрессом и скукой.
Мы можем удалить отвлекающие факторы с помощью миров, которые создаём в виртуальной среде и которые побуждают нас фокусироваться на работе. Скука между двумя проектами может быть побеждена в тот момент, когда работа сохраняется в цифровом пространстве. Таким образом, клиент или руководитель могут подключиться к рабочему пространству и проверить, как идут дела у их любимого исполнителя.
Плюс ВР может помочь найти решения для вечной проблемы ограниченных ресурсов. Кроме того, что она снижает нагрузку на кошелёк, убирая необходимость в долгих бизнес-перелётах, она позволяет также избежать ночных рейсов и бизнес-встреч на другом конце земного шара, когда человек ещё не успел прийти в себя после перелёта. Мало того, убирается ещё один вопрос — недвижимость.
Глобальные проблемы включают в себя рост населения и недостаток помещений. Благодаря виртуальным рабочим местам парк недвижимости может скоро стать музейным экспонатом. На микроуровне тоже решаются интересные вопросы. Подумайте о том, что у вас есть свой личный офис, который может спокойно заменить конференц-зал, которых всегда не хватает, или реальный офис в здании. Представьте, что вы только что написали на доске важные цифры и идеи, а ваш коллега собирается зайти и забрать ее через 30 секунд. А вы даже не успели позвонить клиенту и обсудить с ним всё, что записали. Виртуальные рабочие места не будут нуждаться в постоянных заметках или снэпшотах — вся информация будет доступна прямо сейчас.
Мало того, эти самые 30 секунд пропадут из реальности, поскольку ваш виртуальный офис будет доступен как из дома, так и в ближайшем Старбаксе. Нужно просто нацепить ВР-шлем.
Будущее коммуникации и сотрудничества будет определяться виртуальной, дополненной и гибридной реальностями. Связывать их только с игровым миром — значит пропустить величайшее изменения, которые коснутся наших рабочих мест.
Материалы по теме:
Есть ли будущее у виртуальной реальности в игровой индустрии?
Дополненная реальность для примерки макияжа — быстрорастущий бизнес
Apple работает над созданием устройства дополненной реальности
7 технологических трендов 2016 года
Как устроен рынок виртуальной реальности
10 удивительных способов использования Oculus Rift
Может ли виртуальная реальность спасти порнобизнес?
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 Apple может представить новую гарнитуру Vision Pro 2 в 2025 году – Bloomberg
- 2 Bloomberg узнал об отставке главы разработки Apple Vision Pro
- 3 Технологии для веры: как приложения и гаджеты меняют традиционные духовные практики
- 4 Microsoft остановила производство гарнитуры смешанной реальности HoloLens 2
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025